ПЛАТОН.  ЭЛЛИНИЗМ.  ДИАЛЕКТИКА.  ПРОКЛ.  ТЕУРГИЯ .ПЕРВОСУЩНОСТЬ. ДУША. ПЛОТИН .КОСМОС. МАГИЯ.  ЯМВЛИХ.    СТОИЦИЗМ .УМ.  СИМПАТИЯ. ЛОГОС.  СУДЬБА.. ПИФАГОР. .МИСТЕРИИ .ОРАКУЛ. МОЛИТВА .СВЕТ. СОЗЕРЦАНИЕ ."Я" СКЕПТИКИ. КИНИКИ. ЭПИКУР. ГНОСТИКИ. ХРИСТИАНЕ.МИФ. ИСТОРИЯ.. АПОЛЛОН. ИСКУССТВО. АРИСТОТЕЛЬ..ЧИСЛО. ТРИАДА.. ИНОЕ. ЕДИНИЧНОЕ. ИНДИВИДУУМ. СОКРАТ.

Найти: на

Пена дней

Статьи и эссе

Академия: учение и судьба Вокруг Академии Неоплатонизм: синтез и теургия Диалектика Тексты

   

К  идее  психологического дзэн-практикума на компьютере.

После настоящего введения читайте:
 2) Библиография, источники, схема.
3) Структура дзен-буддийского коана: о
т текста к ситуации.

                                                                                                                                Умный ходит на  Фудзияму один раз                                                                                                          Только дурак  идёт туда во второй
                                                                                                                               
( японск. мудрость )    

...самая интригующая игра для компьютерщика -  это
игра на выживаемость своего собственного железа
и  soft-а, взлом чужой защиты и чужих паролей становится
возможен тогда, когда перейдён этот внутренний Рубикон,по
 взлому всех собственных машинных внутренностей, когда
 за многократным "харакири" своему компьютеру обретаются
 всё новые и новые выходы и возвращения к исходному целому..
( новейшая мудрость).

  ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ  И НАБРОСКИ

              Занимающийся  Востоком, его культурными практиками и религиозными практиками в частности, невольно обращает внимание на одно обстоятельство: на тесное соседство  этих практик,  носящих телесно-практические, функционально-аскетические, (боевые, защитные), назначения, с отвлечённо-наивными построениями духа, предназначенными эти первые как-то осмыслить, оценить и т.п. Практика и теория, привязанная к практике.

     Есть и две духовные восточные культуры,  культура дао-дэ-цзин, и культура буддизма, которые  именно по этим границам  определяются  среди других восточно-религиозных школ, философий и т.п. -  так что, если в первом мы находим какие-то чистые метафизические построения почти в неоплатоническом духе     и можем говорить о философии дао как о единой философской системе, и о философском стиле в этой связи, -  то в буддизме , как в основном (4в. до н.э.), так и в позднем (9 в. н.э. и позднейшем тибетском) и в многочисленных ответвлениях  китае-корейского типа(дзен, чань и др.), мы наблюдаем почти торжество практики, школы поступка.  (Так, буддистска логика, претерпевшая на протжении своего идийского этапа истории, длительную и плодотворную полемику с другими логическими школами, впервую очередб с реалистической силлогистикой ньяя, а также вайшешикой, мимансой и др. выраженно брахманистическими направлениями, попав на тибет, становится своеобразной «буддистской схоластикой», подобно европейскому аристотелизму средних веков. Она замораживается как древние образцовые учебники логики и в качестве образца становится служебным, подчинённым моментом религиозно-практической стороне буддизма, его этической компоненте, - которую, наряду с логикой, эпистемологией, уже давно принято выделять в  восточных религиях в рамках евро-кампаративистических анализов.) 

     Этим, последним, мы и собираемся заняться в ближайшее время:  буддизмом в его позднейшем гипер-практическом варианте, варианте дзэн ( китайский «чань») как  непосредственной  школой  совершенного поступка. Не задаваясь глубокой целью выделения инварианта дзэн-буудизма по отношению ко всей буддийской традиции и таким образом оставляя последнюю «в покое», мы займёмся только вариантом дзэн и впредь будем двигаться подобно тому, как на несколько более нежном, историческом поле, поступают преобразователь хронологии Фоменко, отбирающий только то, что подходит к его собственной картине хронологии( которую он называет почему-то "новой"), - мы в море разнообразных малопонятных и имеющих мало надежд на то, чтобы их хоть как-то понять, явлений и «терминов» средневековой дзэн-буддисткой реальности, в непролазноых джунглях, из которых в любой момент может выскочить прекрасно сохранившийся каннибал или страшно ядовитая стрела, пойдём кратчайшим путём к решению поставленной задачи, подбирая логически всё то, что хорошо подходит под наши цели.
       Восток дело тонкое, особенно восток дальний и тем более древний.( Чего стоят те многостраничные эскапады против "старых" логиков буддизма типа Щербатского со стороны современных ведущих наших буддологов,  вроде В.Шохина, методично доказывающего кампаративистичность и  присособление Щербатским к собственному  евро-стандартному образу мышления ускользаемой от него истинной, бкувалистической картины буддизма .) А наши цели с самого начала есть не поиски историко-культурной действительности и её познание, а сразу же их трансляция в современную европейски-психологическую среду, возникающую в качестве алгоритмически-игровой модели дзэн, короче говоря, нас будет интересовать как возможная компьютерная реализация, на концептуальном уровне, разного рода психологических задач, встающих перед человеком в жизни.
           Нам скажут – позвольте, всякая "игра" сразу же не действительность, это чёткость границ между ними и т.п. отличия ? ( Смотрите  хотя бы книгу М.Эпшейна о разных видах игры вообще и  театральной в частности, где сделана последовательная попытка логически исчерпать игру в действительность во всех их взаимо-коррелятах.) Со своей стороны, мы не можем уже сейчас раскрывать всех смутно-различимых «карт» наших и говорить, например, что дзэн-игра хоть как-то может быть воспроизведена в форме компьтерной игры как некая приключенческая стратегия напрмер (RPG), когда герой отчуждён от игрока вполне, что невозможно в ситуации дзэн-научения. Но это понятно и так. Однако уже тут заметим одно обстоятельство, которое станет важнейшим впоследствии. Современный роман, по мнению многих современных его исследователей, продумавших пути становления новоевропейского романа и «благополучно» вырвавшихся из цепей  Бахтинской концепции  (как логической диалогизации в голосе героя незавершаемого персонажа)( смотрите  например статью Г.Косикова,  «К теории романа»,из журнала «Диалог.Карнавал. Хронотоп»,   № 2(3). 1993),   – с той инвариантной структурой, которая роднит романы в любой эпохе между собой, будь это Стерн. Бальзак, Достоевский или Виан, связывает так называемую «квестовую структуру». Qvestions как двучастная gvest-игровая  последовательная структрура: "задача  - и разгадывающее её действие", - и будет интересовать нас главным образом при ответе на поставленный вопрос.

         Конечно, современный человек, воспитанный в ценностях  европейской технологической цивилизации и секуляризации ценностей  в  "христианской" культуре, получившей в новейшее время в лице разнообразных информационных технологий  значительный и существенный виток своего развития в первую очередь в сторону систематизации и упорядочивания  самых разных видов знания, опыта, иной информации, сталкивается, при работе на  ПК, с одной стороны, с возможностью оперировать крупными массивами информации и так или иначе эту информацию познавать, оперировать ею, -  и последнее, оперирование информацией, возможно в степени гораздо большей, чем до изобретения ПК . С другой стороны, образуется некоторый недостаток личного, психологического опыта, через который эта информация психически приобретается в обыденной жизни индвида: рационализация информации происходит не в субъекте, нечто познающем, а уже до этого конкретного субъекта-пользователя ПК, в готовом виде, так что она практически подаётся уже в расчленённом виде.Предварительная рационализация информации ведёт к естественному облегчению её рационализации и ослаблению психической организации субъекта в отношении понижения ценности этой стороны субъективного опыта.

   В реальной, психологически-насыщенной и целостной жизни, мыслитель совершает психический акт, в котором  он всегда способен «отделить зёрна от плевел», одновременно рационализируя знание в качестве знаковой информации, и сразу же обретая  субъективный психический опыт личного познания  (уверенности в знании, а не в знаке – т.е. в том, что некий знак соответствует другому по своему значению, что представляет собой по сути достоверность познания для пользователя ПК. Так что если в действительности индивидуум  познаёт символический смысл, т.е. смысл, обнаруживаемый в символе ( и в знаке и в означаемом вместе) –  в системе структурных ссылок, предоставляемой ПК, Сетью и др., познание будет достаточным уже на уровне знака и только  (когда смысл есть означаемое, что сближается с психологией Пользователя: смысл(содержание) есть результат ссылки ( достаточно вспомнить форматирование гиперссылок в окнах в гипертекстовом формате языка HTML, единице Сетевой структурной познавательной цепи: шаг есть гиперссылка в окне ). 

     В наше время, когда дефицит живого сознательного опыта растёт так же последовательно, как ПК последовательно приобретает всё большее значение в сознательной жизни огромного количества  людей, в качестве эрзаца психического бытия предлагая рынок компьютерных игр, а в качестве эрзаца целостного познания предлагая заранее готовую рационализацию познавательного процесса, всё большая нужда для таких вот «усталых пользователей» возникает в разного  рода практиках или такому поведению за ПК,  которые бы возвращали его к психическому самоощущению своего телесного "Я" и к личному, ответственному «поведению» за этим  ПК  (ещё вчера вопроса здесь не стояло, до последнего времени на этом месте возникал рецепт свежего воздуха, энергичной прогулки и весёлого общения, но время  неотступно идёт  в сторону всё большей занятости и «его не становится больше»; многие, проводящие за «машиной» по 15 часов, недостаток живого психического восприятия практически не могут заменить даже активным отдыхом, например получасовой игрой в какой-нибудь теннис или в футбол ).
          Рациональное решение задач с помощью ПК оставляет психику «в покое», или во всяком случае узко ориентирует её на служебные функции, так что  после многих часов «работы над информацией» вне психики, усталость возникает у пользователя, когда он возвращается в себя, «отходит от ПК». В противном случае, «не приходя в сознание», создаётся  впечатление, за «машиной» можно просидеть и неделю – лишь бы не возвращаться в мир, не разгибаться и не вырабатывать «что там у нас вырабатывается». Своего рода «смерть» сознания и «сознательная смерть», если бы не реальная необходимость пить, есть и прочая.  Но человек к счастью не машина, он кроме всего прочего и  конкретный психический организм, которым он как-то действует, чувствует, что-то спонтанно желает.

     Проблема т.о. есть, но мы не хотим выставлять наши «психо-тренниннговые модели» вместо какой бы то ни было вне-компьютерной деятельности, как-то прогулки в лес, игры с детьми и др. полновесному психическому времяпровождению.  Переходя к конкретным культурологическим замечаниям и изысканиям,носящим приблизительный характер в пользу логической сообразности этих построений по отношению друг ко другу, мы и  отмечаем в познавательной «жизни» пользователя-ПК следующие моменты, способные на наш взгляд перекинуть своего рода «мостик» через бездну хронической неспособности восприятия Востока западным человеком и тем более его религиозных особенностей,  современным западным человеком, -   тем более «подперченным» необходимостью много времени проводить за ПК.

            а)  Принципиальное со стороны Запада. Принятие европейской модели поведения - в качестве "почвы", на которую производится пересадка "чаньских органов". Мы берём европейскую психологию поступка - с её мотивацией  действий,  по бихевиоризму, в топологическом построении К.Левина. Во-первых, она хорошо структурирована, во-вторых достаточно изучена и классична. И с её позиций бедем идентифицировать своё "я" и искать в дальнейшем общую платформу  с аналогичными восточно-буддийскими установками  (к ним, по текстам и  имеющимся  практикам школ дзэн,см >>).

            б)   Визуально коан - двучастный квест.Структура дзэновского коана в его общих мотивно-диалогических частях; именно: в центре  внимания коана находится ПОКАЗ: практическое поучение как научение ,  активным  «провокатором»  которого является наставник-учитель, а исполнителем, - ученик.

            в)  Интеграция текста коана в  отвлечённый изобразительный ряд. Анализ соответствия текстового смысла ( интерпретация языка) его практическому смыслу ( интерпретация действия), - в восприятии  коана. В первом отношении текст  важен сам по себе, во втором он служебен, а сам по себе пуст, он весь как учебник и руководство к действию, весь нацелен на практическое его усвоение.Он в первую очередь аскетичен, и только потом поэтичен и загадочен.

             г)  Принципиальное со стороны Востока: Конфуцианский Канон как типологический корень любой ситуации, из которой осуществляется шаг дзэн.  Подробнее >> ( Откуда становится  важность структуры этого Канона, смотрите И-Цзин.)  Необходимо помнить, что практическое познание, главное т.о. у нас в коане, и передающееся через ситуацию научения, - на Востоке как раз не имеет того нравственного императива ( что должно, что можно, что полезно) и этической составляющей, как мы привыкли к этому в обстановке запада, западного христианства и христианских законо-основ. Это конечно не может означать, что в обстановке Востока, тем более средневекового конфуцианства, всё возможно и отсутствуют законы поведения, как раз нет. Но главнейшая юридическая и религиозная составляющая, стоящая в центре европейского  цивилизационного и культурного развития,- человек,  его правовое и антропологическое измерение, -  на Востоке практически отсутствовала, откуда  можно увидеть множество  глобальных культурных последствий  и характерных особенностей.[1]

           КомментарийПункт  г)  - вкупе с пунктами: а)  и  в) -  задают  то мета-культурное пространство современного поьзователя ПК , внутри которого  может возникнуть корреляция западной и восточной психологической мотивировки.

        д)    Общая структура дзэн-коана,  в его ситуативной конкретности, фиксируемой  текстом.            Предварительный комментарий. Мы можем смотреть на коан конечно только как на литературу, но тогда мы утеряем то существенно важное, психологически-сиюминутное, нацеленное на наше мгновенное поведение, а не на то понимание всеобщего, что в нём ещё остаётся для нас. Но если мы из ситуации читателя ( умный логос европейца) уходим в ситуацию ученика ( подвергаемся воздействию сильной личности, которая творчески участвует в наших планах, транслируя на европейский психологический ряд значений), мы можем научиться коану. Коан как возникающая за текстом психическая реальность нас и  интересует прежде всего как методика поступка, а уже потом оценка и упорядочение его в целом ситуации, нашего "Я", и нашего миро-восприятия в целом. Хотя бы на этой, первой стадии текстологической перекодировки  ситуации восточного коана, европейцу приходётся оставить своё свободное "я", мир, cogito и тому подобные социохарактерные вещи.

        Во-первых, каждый коан самодостаточен, т.е. ему не нужны ни личность героя, ни его мировоззрение, ни смысл его поступка и т.п. – каждый коан достигает одного: выявления  психической(психологической) силы(стремления), достигающей цели ( самой себя). ( Или, что то же самое , просветления, в соотв.терминах …) Для этого нужен деятель, цель деятельности, препятствие и ход, который достигает цели уникально - не так, как это обычно принято.  Вот эта сиюминутность и лостоверность жизненного движения как поступка, эта гениальность каждого настоящего движения человека, и ставится нами в центр рассмотрения в качестве возможной переклички с собственно внутридзэновским его пониманием. Коан не текст, а прктическое руководство. И свежесть и непосредственность человеческого поступка, в котором коннцентрируется вся  мгновенная сила человеческой души, -  за самой собой  (случая,ситуации, истории о…) ничего по сути уже не оставляет: ни характера, ни персонажей, ни пейзажа, ни текста. Всё  «съедает» это мгновенное непосредственное движение человека (поступок) и оно же достижение ( как-то закрепляемое в самом тексте коана)[2] 
      
Во-вторых,  если парадоксальность,  нелогичность  поведения в дзэн имеет глубину, то  глубину получает и тот логизм (  столь ненавистный Востоком рационализм и рассудительность), та предписанность поведения человеку Востока, на фоне которого имеет место действительный парадоксализм. Этот последний имеет  на Востоке  устойчивую традицию конфуцианства, (и обнаружившуюся в новейшее время уже, неоконфуцианскую позицию того же толка,см. книгу одного современного автора…[3]), которая как раз в отношении формировании  чань-варианта дзэн-буддизма в средневековом Китае проявила себя очень ярко как известный ритуальный стандарт  поведения. Так что конфуцианство выступает тем культурным фоном, на котором и в действительной истории Востока  возникает буддистский монах и его школа.

       е)   Принципиально важно, со стороны Востока: Дзэн как непрерывность традиции от конкреттного человека к конкретному человеку , как образ того же рода непосредственно-жизненного процесса передачи знания

      д)    Qvest. Анализ так называемых квестовых компьютерных игр показывает,  что из имещихся вариантов именно этот тип игр наиболее соответствует вот такому, ситуативно-логическому поведению героя.  Говорить о том, что компьютерный герой мыслит  парадоксально и а-логично, на наш взгляд, нельзя. Его поведение как раз последовательно, логично и рационально. ( Как и  вообще алгоритмично за ПК.)

     Комментарий. Но и  «Парадоксализм»  монаха-буддиста также весьма условен, ведь любое достижение цели  - уже самим этим достижением оправдано т.о. как-то логически и рационально, так что это уже разговор о терминах. Но квестовая игра не устраивает нас, при всём возможном игровом  хитроумиии  хотя бы тем, что это только игра, и игра ни к чему самого человека не обязывающая, это может быть  развлечением только, т.е. ничем. Мы ставим вопрос по-другому. Мы говорим о психо-тренинге, ПК в общей концепции которого играет одну из ролей, но не единственную. Специфику дзен необходимо учитывать. А та известная монашеская вовлечённость в жизнь, в практику,в послушание,  что к этой специфике как раз и относится, есть  сильнейшее поведенческое усиление,  нагрузка , возникающая в  пространстве между  «учащимся и учащим» при посредстве вмешивающегося в его дух другого человека, наставника. И мы можем ставить вопрос о имитации чего-то подобного на курсах этого психологического дзэн-практикума, причём степени вовлечения-послушания людей могут быть различными:  напрмер, группа людей приезжает на время жить каким-то имеющимся в определённом доме  образом; сами берут или не берут на себя те или иные обязанности, и т.д.  Мы далеки от того, чтобы  придумывать некую восточную секту, как говорится, уж точно, не до этого. Но интересно придумать именно такие формы и средства психотерапевтической помощи, более тщательно продуманные со стороны восприятия западным человеком  принципиально инаковых знаковых религиозно-культурных систем древнего Востока,  которые могли бы заменить те более вульгарные ныне существующие эрзацы восточных школ на западе и западных потребительско-психоаналитических штудий, «зациклившихся» на самих себе.

       ж)  Основным дзен-буддистским "учебником", первым и  основным психологическим  руководством нам станет в дальнейшем  - книга 1986 года,(! - поэтому конечно несколько устаревшая, если говорить о машинных возможностях)  Н.Абаева,  вышедшая в г.Новосибирске, где автор анализирует имеющийся там психологический опыт  построения каких-то аналогичных психологических машинных  чань-методик , проводимых  в собственно психологических целях, а уже потом в целях «полётов лётчика с его реакциями», машинных возможностях психо-трансляции и др..( Надо сказать. что контингент лётчиков в СССР вообще сильно был облюбован советсикми психологами, которые находили в нём и  ситуативнй экстремум человеческой психики, и настоящую потребность натренировать человеческую психику, натаскать, так сказать, на будущие подвиги.. Советский лётчик, с пресловутой имитацией (симулицией) полёта в самолёте – не выходил из заботливых лап психолога-экспериментатора, поневоле становящегося в роль тренера из мира паранормальной науки для такого вот  будущего счастливого Гагарина, или неудачливого Комарова.)


(1)    Поэтому, в частности, учитель-дзэн может и лихо подскочить,  и приврать «ради пользы» дела, и ударить поленом по больной ноге дотащившегося  к   вечеру в  его  горный монастырь монаха – главное, что тот в итоге «прозревает». «Все карты» у учителя в руках. Не у Бога. Буддизм атеистичен в этом смысле.

(2)    В коане это постижение как будто прибивается гвоздями к стенке: буквы большие, гвозди большие, видно отовсюду, и не видно отовсюду; не то в случае постижения  сколько-нибудь аналитического, и  по европейски авторского : там всё мелкими буквами, только за столом и не на одной странице

(3)    О современном конфуцианстве. В наст.время нами ведётся работа по её приобретению
                                                            
 
переход к  библиографии

 

 

 

Hosted by uCoz