ПЛАТОН.  ЭЛЛИНИЗМ.  ДИАЛЕКТИКА.  ПРОКЛ.  ТЕУРГИЯ .ПЕРВОСУЩНОСТЬ. ДУША. ПЛОТИН .КОСМОС. МАГИЯ.  ЯМВЛИХ.    СТОИЦИЗМ .УМ.  СИМПАТИЯ. ЛОГОС.  СУДЬБА.. ПИФАГОР. .МИСТЕРИИ .ОРАКУЛ. МОЛИТВА .СВЕТ. СОЗЕРЦАНИЕ ."Я" СКЕПТИКИ. КИНИКИ. ЭПИКУР. ГНОСТИКИ. ХРИСТИАНЕ.МИФ. ИСТОРИЯ.. АПОЛЛОН. ИСКУССТВО. АРИСТОТЕЛЬ..ЧИСЛО. ТРИАДА.. ИНОЕ. ЕДИНИЧНОЕ. ИНДИВИДУУМ. СОКРАТ.

Найти: на

Пена дней

Статьи и эссе

Академия: учение и судьба Вокруг Академии Неоплатонизм: синтез и теургия Диалектика Тексты

Ницше, - как индивидуальный бунт против
европейской исторической культуры.

 Пятая идея.  
      
Случай Фридриха Ницше : Истории - может не быть.

Комплекс вопросов.
 1. Ницше выбирает конкретную точку в истории культуры, время выхода во вне Истории: это время Дионисийского древнегреческого театра, но строго перед Эврипидом.
2. Он сам, лично, совершает этот   исход из Культуры конца девятнадцатого века.

     Будучи не в состоянии охватить всей фигуры великого немецкого мыслителя,и не задаваясь этой целью, мы не на шутку зададимся тем не менее сложным вопросом о том месте в Истории, связанном с его Дионисическими увлечениями, которое Ницше открыл в Истории. И попытаемся увидеть в увиденном им месте исторически-уникальное. Дырку, разрыв, метку ?

      1.  Ницшевский Дионис и Дионисийское начало как начало театра, жизни, воли…- можно попробоватьмыслить тоже как греческое Единое. Но это Единое слепое. Чувственное единое, чувственность,провосгласившая воспринимаемую "этость" всем и единственным. "Феноменология духа" Гегеля с этой слепой "этости" как с вещи восприятия как раз только начинает. Чтобы почуяв "этость", овеществив "вещь", поняв "понятие", и так далее вплоть - одухотворить дух, который и становится Единым, логически-единым Гегеля, но Единым. И Единое Плотина, никак не "это", и не "то". А онтологически иное, и даже уже не "умное", но уже мистически Единое - неЕдиное. Ницше как бы от имени этой перво-очевидной этости - зачеркнул все дистинкции Аполлона, ( Аполлонического начала культуры). В дионисийской пьяной слепоте своей "подлинной" переоценки культуры Ницше утверждаем чувственно-волевым отрицанием всего Единого именно как Аполлнического.

        2. Ницше укладывается весь, со своим взглядом в прошедшее и будущее трагедии, очень хорошо где-то перед Эврипидом, но после Эсхила. (Как он и сам об этом говорит в "Рождении Трагедии".) именно с этих позиций ему ечень удобно анализировать пра-дионисийское, пра-трагедийное, хор, позднюю аттическую комедию с "зияющей" далее "ямой" платонически-христианского мироощущения. Даже не Софокл, конечно, примыкающимй к Эсхилу. А - перед Эврипидом, и до Эврипида.

        3. "Мы верим в вечную жизнь", - провозглашает трагедия. А непосредственной идеей этой веры является музыка. "Музыка - вечное существование Воли", по Шопенгауэру.

    Какое огромное влияние этим оказал на Ницше Шопенгауэр. - Само осмысление "музыки" среди конкретной вещи и всеобщей вещи - как правещи, до-вещи, как всеобщности, но с другим знаком, - т.е. сам проблемный инстументарий Фридрихом Ницше взят у Шопенгауэра.


       Во всех своих работах, - как раз "Рождение трагедии…" чуть ли не единственное тому счастливое исключение, - Ницше заметно сбивчив, своеволен, а мир его мысли как будто бессистемен. Как кто-то правильно заметил, логическая ясность, вписанность в общую систему идей, ( до самого дна опротестовываемую им), - в его собственных построениях не нужна. Он не мог себе позволить. В собственных его работах, работах-песнях-посланиях всегда чувствуется рядом с автором поэт, гимнограф, когда он уж точно не только учёный-логик-философ, но глаголящий изнутри этой самой среды, учёных-логиков-философов. Из среды - для среды - помимо среды. Долгожданный "Мессия" классической немецкой философии…Кто читает ( на ночь), кто ценит его произведения (вне оценок) - обыватели, литераторы, художники ? Никак нет, - свои: философский кружок. Узкий, родной, со всеми родинками и бородавками к последней трети девятнадцатого века. Времени, когда стройность, развитие уже состоялись в истории философии. Они и сейчас необходимы тому, кто подходит, кто приближается к ней. 
       Но в 60-е, прошлого века, голос Ницше раздавался не столько в философской науке, сколько в человеческой науке, это был голос человеческий, в философии обнаружившийся не иначе как вопль. Другой значительный голос, раздающийся от того времени, конечно, голос Серена Киеркегора, не был столь радикален. Датский философ вращался именно вокруг смыслов; как бы парадоксально они не ставились, эти новые проблемы переживания человеком страха, веры, стыда, Бога, себя самого, это было смелое, но культурное наступление на несокрушимую философскую крепость, которую в основном тогда все связывали с именем Гегеля.   Так что  эти "а-логизмы" Киеркегора, -  как своеобразный плюс к подразумеваемым "логоцентризмам", тем не менее принадлежали самой  логике культуры. 

     Это не было тем  ницшеанским  вкусным "пикником на обочине"; когда вокруг вас -  гремят "культурные военные игры", контрнаступления и заходы неприятелям в тыл, когда на вас самой культурой возложена ответственная задача, вы почти наделены ею полномочиями полководца,  а вы - снимаете девочек, вызываете осетина с мангалом и, почёсывая себе заволосатившую спину, рассказываете  волосатому Пану анекдот про Гермеса,  в тропическом леске где-нибудь южнее Фив. Но главное - ваш "пикничок" происходит неизвестно когда.

          Как его сильнейший герой, Заратустра, увлекающий за собой собственным увлечением вечносвежими жизненными силами, крушащими как карточные домики на своём вольном ходу все эти общественно-универсальные "уборные": права, воспитания, морали, добродетели, истины, оценки, - так и сам Фридрих Ницше прослеживает в "Рождении трагедии…" одну единственную мысль, - дионисийство против аполлонического, и полагает, что никакого против - в действительности нет, а есть один по-существу лишь результат их взаимодействия: полновесно жизненный лик трагедии. Но в самой культуре, в истории культуры, это стало жанром древнегреческой трагедии, на этапе до Эврипида. Тогда как для самого Ницше, на этапе его собственного жизненного пути, и культурно-исторического влияния своего философского наследия, - 1860-е и до сих пор, - это был он сам, Фридрих Ницше.

       Трагедия - то историческое место культуры, "лицо Аполлона", где в неё вошёл Дионис. И откуда он с течением времени вышел. Его физиономия, его гримаса и узнана, и отпечатана только в трагическом "лице Аполлона" до Эврипида. И мы смотрим не на эти отметины Диониса, но на самого Аполлона. Мы видим - Аполлона. Фридрих Ницше - то внеисторическое, безвременное распадание великолепного лица Аполлона в какое-то безвременное движение черт этого лица, ставшего вдруг живым, динамичным, но в то же время размытым и нечётким в его здешности. В жизнь человека, в жизнь человечества, покоящегося в лоне европейской аполонической культуры, - преподавателя антики, Фридриха Ницше, настолько глубоко вошёл Аполлон, аполлонический дух, что лицо этого преподавателя оживает, как будто пробуждается для дионисического начала в искусстве. Культурное явление Ницше - и есть то безвременье человеческого "Я", то здешнее "лицо Диониса", за которым зримо присутствует Аполлон. И мы смотрим не на маячащего где-то там, за спиной, Аполлона, нет, мы в упор смотрим на Фридриха Ницше, мы видим в лицо его Заратустру.

      Говоря несколько иначе, не с культурой-для-тебя, а с собой-в-культуре и бродит вокруг произ- ведений Ницше всякий неспящий в наши дни…

          Это дионисическое восполнение жизни до трагедии в исполнении собственной воли, во времена Ницше и на этапе середины века уже получало своё первоначальное экзистен- циалистское выражение, - мы уже вспоминали здесь о Киеркегоре. Можно вспомнить, что сила и отчаяние своих метафизических вопросов явилась у того вследствии столь же сильного и отчаянного чувства к женщине. 
          Но одно, когда жизнь заставляет вас совершать отчаянные вещи на ходу, в вихре, не глядя, - и совсем другое, когда вы отдаёте отчёт в этих вещах сознательно, более того,становится возможным анализировать жизненную трагедию и приходить к столь же плачевным выводам, к которым "приводит она сама". 
         На границе отчаяния и смерти ведь куда ярче и сильнее показана перед вами граница жизни. Заратустра свободен здесь,потому что он и не увидит ни смерти ни Бога. Киеркегор свободен там, потому что он видит и Бога и смерть. Границу же между "там и здесь" никто из читателей не выбирал, их по-читатели выбирали свободу.

       На протяжении всей платоново-христианской, или после-сократовской, как её в другом месте называет Ницше, эпохи, Ницше прослеживает этот инородный и как будто противодей- ствующий культуре элемент, который оказывается тем не менее органически необходим всему европейскому культурному становлению - дионисическое начало. Но ведь само это начало - безначально - вот то, с чего мы начинали эту статью. Оно безначально абсолютно, оно вне-исторично. Его нету в истории. ( Т.е. не находится места - не путать с "действитель- ныостью") По существу о какой воле говорит Ницше ? Никак ни в чём и нигде не выраженной. Не о значительной исторически, уникально, культурно, и т.п. воле - но отдельной от всего этого, и типической воле отдельного человека в "стаде" точно таких же рядом положенных волений. 
     Особенно сильно такая воля проявляется поэтому в общем всем особям инстинкте - но в таком стаде выделяется тот, чей инстинкт действительно сильнее. Именно таков тот, кто способен действительно увлечь за собою все стадо. Причём увлечь в направлении оздоровления этого всеобщего всем здесь: инстинкта. Понятие "инстинкта", носящееся вокруг ницшевских произведений, позволяет строже подойти и быстро поставить метафизически такое "скольское" понятие, как  сила рядом с другими.

      Опьянение, перетекающее в упоение жизнью Диониса, - так же откровенно обезчеловечено, обезличено. Дионисийский пьянящий экстаз и аполлонический сон - вот ещё другой единый, уже творческий организм. Творческий экстаз у Ницше вообще этим опьянением как будто выбирает курс на принципиальную нетрезвенность (1), где трезвение в любой его форме игнорируется сразу же, с ходу. Но по другую сторону творческого экстатического опьянения, Ницше показывает поэтому не близкое христианскому духу "отрезвляющее" начало, способное сдержать, воплотить и приземлить ещё не сдержанное и ещё не ставшее, нет, в качестве второго, в соучастники этому сейчас-не-сдержанному, уникально-невоплотимому и предельно земному дионисийскому пьянству, в художественном экстазе он указывает сон, аполлонический сон. Пред зрением будущей трагедии он кладёт не обычную трезвенность, способную сдержать "дионисическое опьянение", а сон, сновидчество, подробно-эпическое сновидение аполлонического.(2) Интересно, что в этом месте своей книги, Ницше ссылается на Шопенгауровское посредничество в вещи между образом ( Аполлон Ницше) и музыкой (Дионис Ницше).

       Да, Ницше не будет особенно стараться в доказательном плане перед нами. Он как будто на новом открывшемся культурно-рефлексивном витке Новой истории, в обстоятельствах перезрелого западного христианства, повторяет всё то , из чего слагался облик пророка былых времён, важнейшее в котором - высшая санкция, героизм говорить (отсюда Ницше нужна сила; и странная чудесная сила, бывшая у древних пророков) воедино слито с главнейшим - говорить как знающий (отсюда чудесная словесная сила ). Пророчащие не доказывают, а говорят силою, имея власть не от себя, но от Бога. 
      Так говорили пророки Израиля, чей образ пророка наиболее близок, полон и ясен христианству. Фридрих Ницше всю авторскую санкцию, весь слежавшийся в культуре пламенный слух к правдивому слову вложил в энергичнейший заголовок своей лучшей книги - "Так говорил Заратустра", уже в заголовке наделив своего индивидуального героя поразительной силой, которая никого из читателей ни к чему не обязывала по прочтении. Заратустра говорит притчей, но и литературной метафорой - он поэт, мастер чувств, и ему не пристало доказывать - доказывает в большей степени сам Ницше в "Рождении трагедии…", тут уж он точно не поэт, скорее полемист, "Сократ", но даже не Шопенгауэр, т.е. доказательность по прежнему ему не важна. 
      Убедительность - может одним лучом пробивать несколько тёмных напластований, как их не снимай один за другим, и Ницше это знает. Два, три пассажа, две, пять мыслей - берите, а сколько и куда из этого следует ещё и ещё, доставайте сами, прошу вас. Так пишут гении.

        Но Ницше весьма риторичен. Публика образована, и образовалась во многом из этой самой риторики. Если, например, историческое христианство использовало  для адекватной передачи Слова Божиего, то культурное окружение, в том числе особенности национальные, бытовые,и др., которые случились на тот момент, и без которых вообще ничего не может быть понято в первохристианской эпохе, - Ницше в своей грандиозной книге "Рождение трагедии.."  в качестве оппонентов, называет двух-трёх людей из его собственного круга учёных, остальное - в глубочайшей дали, ставшей для него точкой опоры. 
         Он профессор классической филологии в Базеле, Грецию изучил вдоль и поперёк. Шестой век до н.э. { Эсхил и до Эсхила } становится точкой, "упершись" в которую, Ницше хотел эту однонаправленную стрелу времни, человечество историческое, саму историю  - опрокинуть к "небу", к экстазу над-индивидуального ощущения силы  в самом себе. 
         Сама эта идея проста, но по Ницше она получает и другое измерение: измерение мужественной переоценки всех ценностей, мужества быть, волить и т.д. В этом-то измерении и распушатся, распустятся впоследствии весь этот персонализм-неотомизм-экзистенциализм и вообще философия ХХ века. 
          Ницше сказал в сущности одно: вот История - смотрите: её может и не быть, не стать. И - например для меня, для Ницше. 
          Ведь учит библеистика, что именно в истории - уже в истории Своего народа, этому народу как Израилю открывается его Господь, что именно в истории живёт церковь и что в историю человеческого рода и человечества приходит в своё время сам Господь в образе человеческом, преображая её, но ничего не навязывая насильно, против доброй воли человека.
          "Миф о вечном возвращении" Ницше, другая редакция этой же его мысли - и есть сознательный выход из истории, добровольный уход из истории в её процессуально-необходимом, существующем как что-то не-живое ("Бог умер") варианте, с которым имеешь дело - к самому себе. К самому себе поэтому как к забытью себя, забытью в стадном вопле восторга, проявляющем власть и властью рождаемом. К самому себе в этом случае всегда забытье.

              Историческая телеологичность у Гегеля, схоластов, у теоретиков науки не оставляла места для дышащего человека. Для так называемой ХХ веком - экзистенции. И ныне ведь многие без зазрения обходят за версту Гегеля и вовсе не за то, что он не прав, - вот ведь какие, - философы, а не нравится им, что в его системе их свобода воли что-то не просматривается. Они и дуются, - что же, её у нас и нет вовсе ? Но ведь просматриваться свобода воли для нетерпящих Гегеля может только в размере Абсолютном, когда строится не чья-то феноменология, Духа, тела, смеха и др.- а себя самого, желающего свободы как последнего свидетельства истины и первого удостоверения в действительности, - это может быть философская антропология например, или "Учение о воле", или подобное. Категория "свободы" и "воли" не та, чтобы её размещать где-то посредине или сбоку - не поместится. Только философское здание целиком способно или всё  выйти  из этой категории, или полностью "входить", втекать в неё.

           Как только история стала для Ницше пустым словом - во всех философских, эстетических и прочих дистинкциях "пустого оформления мёртвого", о христианстве я уже не говорю, в глазах немецкого философа оно сразу же трансформировалось в обескровленное и  безжизненное слово: История - как альтернатива былой трагедии с её первородной космической мощью, история - как неуместные постройки на головёшках былой трагедии. А там, а тогда - до этой трагедии с трагедией, до Эврипида, заразившегося сократовским рацио и "инстинктом небывалой мудрости", - Ницше видит и кровь, и жизнь. И вот история - уже и бессильное слово.
        Правда, выключая историю, себя в истории и многое другое, Ницше и здесь, на закате ХIХ века, приходится жить не в принципе индивидуальности, а в силе общего инстинкта. Быть в инстинкте толпы. Поэтому-то  история им перечёркивается до конца.

     Но сама история всё собирает и сберегает, всё в ней живёт. На рубеже веков сколько появилось тревожащих философское сердце изысканий на так и не ставшими "классическими" темы свободы, истории, воли, учений о духе и о человеке ? И спустя полтора века с момента появления "Рождения трагедии из духа мухыки" Ницше, культурная история самого Ницше и его наследия с одной стороны есть некая отдельная над-культурная манифестация, продолжающаяся в Европе и рефлексирующая на современном этапе, а с другой стороны это важный и значительный внутрикультурный момент, имеющий собственную историю свою…

               Можно ли говорить, что ХХ век наиболее решительно преодолел схоластическую пропасть между таким важным богословием с его таким нужным называнием божественных предметов божественным образом в мире , в истории, - и отдельным, но ненужным человеком, - учтённым, спасённым, прощённым и накормленным. Учение ( учения) о воле, о человеке и об истории - взамен страху поставило любовь и выбор, взамен вне-исторического как "умного неведения" малых сих, поставило историческую меру как баланс между человеком и человеком в истории. 
               Но преодоление этой пропасти возможно только скачками, прыжками, только "метафизическими бунтами" во вне,и над историей. Дионисийский хор, зов Ницше - один из таких "прыжков". Другой "прыжок" над этой развёрзнувшейся бездной, сопровождающийся или отсутствием или ломками принятой меры между Историей - и человеком, - хорошо известный экзистенциальный крен в метафизике и литературе, главным образом французской, в первой половины ХХ века . 
              Но единственным камертоном этой меры было и остаётся Божественное Откровение - только здесь История и человек находят себя, взаимно открываясь друг другу. Человеку открывается Бог и открывается Он в истории. Только так, в Боге, а не в себе самой, история оказывается способна лично сбываться в духовной своей достоверности и действительном факте. Открывается каждый раз в ней - "живой, духовно деятельный" Бог. Своему избранному народу, Израилю. Нам всем, явившись в мир в Бого-человеческом облике Иисуса Христа, по неизречённому своему человеколюбию. Открывается Он человеку в деятельной, духовной Истории. В любой другой, например в светской истории, уже почти нет возможности принять, расслышать это Откровение, близко почувствовать исторический пульс, Бог, история и человек расходятся в таком случае, а сама история остаётся пассивна и безинициативна, холодна и протокольна.


                                                         Примечания
1) Христианский термин здесь вполне уместен, особенно если вспомнить о его синониме более узком - "трезвении ума", из христианской аскетики. Кстати, иной христианин и впрямь оказывается под пристальнейшим внутренним прицелом трезвения, если спрашивает себя, где кончается его "опьянённость" и начинается его "сон".
2) Мы помним, что если христианство преображало уже имеющуюся жизнь, реальную, подзаконную, преображало в новую жизнь, человек и его дела - "материал" для христианского трезвения,то эллинство преображало "ничто" во что-то и лепило из "пустоты", из ничего, из мрака, для него всё - материал, но главный материал - материал вселенной, которая сама совершенный материал и совершенный нематериал..Последнее единство эллинство и отображало как вечную жизнь. Всё это отвечает условиям сновидения вообще и полностью нашло отражение в аполлоническом творческом сновидении.



С О Д Е Р Ж А Н И Е   ( из перечисленных  написана только первая глава,
                                                   работа о Ницше входит в нее )

Глава первая Платонизм и аристотелизм.( История в Боге).
Глава вторая Приключения историографии.( История в человеке).
Глава третья Библия и мы. ( Бог в Истории)
Глава четвёртая Судьба и время (Человек в истории)


Избранная библиография

1. М. Элиаде. "Миф о вечном возвращении". Введение в философию истории.
2. Б.Кроче. "Теория и история историографии".
3. Трёльч. "Историзм и его проблемы".
4. Карсавин. "Философия истории".
5. Бердяев. "Смысл истории".
6. Г.В.Ф.Гегель. Предисловие к "Истории философии".
7. Люббе. "О сокращении нашего прибывания".( ж. "Вопросы философии", №4,1994 )
8. К.Ясперс. "Смысл и назначение истории".
9. Лёзов. "Либеральная теология".
10. Лёзов. "Историко-критический метод".( ж. "Вопросы Философии", №12, 1994 )
11. Неретина. "История с методологией истории". ( ж. "Вопросы философии", №9, 1990 ).
12. А.Гуревич."Теория формаций и реальность истории".( ж. "Вопросыфилософии",№11,1990).
13. Р.Гвардини. "Конец нового времени". (ж. "Вопросы философии, №4, 1990 ).
14. М.Гефтер. "История - позади ?" ( ж. "Вопросы философии", №9, 1993).
15. Рейхенбах. " Философия пространства и времени". ( с.163, "сравнение времени", с.293, "Сингулярность времени" ).
16. Т. Шарден. "Божественная среда".
17. Шпенглер. "Закат Европы".
18. Сборник, "Утопия и антиутопия".
19. Уайтхед, "Избранные работы по философии".( с.592, "Прошлое, настоящее…").
20. П.Флоренский "У водоразделов мысли", часть 4-я, "Имя рода", "Об историческом познании". ( М., 1999, том 3(2))
21. Джамбаттиста Вико, "Основания новой науке об общей природе наций".
22. А.Фоменко . "Новая хронология греции. Античность в средневековье."м.,1996.
23. Ф.Ницше. "Стихотворения. Философская проза." ( с.130, "Рождении трагедии из духа музыки." )
24. Э.Гуссерль. "Феноменология внутреннего сознания времени".М., 1994.
25. М.Хайдееггер. "Пролегомены к истории понятия времени".Томск, 1998
26. Поль Рикёр. "Время и рассказ.", часть 1-я, М.-Спг.,(с.203, "Историческая интенциальность"



POST SCRIPTUM К ГЛАВЕ ПЕРВОЙ

Основная интуиция времени и истории вообще-то, в чём ? В конце.

Причём именно платонически, идеалистически - если мы попытаемся видеть длящееся, становящееся, соприсутствующее бытию время - не практически-потребительски, как при-данное, а в качестве самого по себе, - как за-данное всему человечеству, - как целое, как идею, мы тут-же и увидим историю как такое Время, с большой буквы, (или сразу же богословское: временность, с богословской маленькой буквы), увидим её как сущую-в-себе-самой не для- себя-самой. Но из которой и благодаря которой только и становится возможным говорить о историческом во всех становящих его целое планах. Но видение такого Времени это одновре- менное созерцание как и становящегося целого Истории, как мы только что сказали, - так и того немыслимого ( в Истории-времени) Ничто, в котором эти планы себя утверждают в Истории, и который есть не просто не-Время и границы созерцаемого Исторического целого, но становится в качестве Конца Времени. Логиче- ски это выглядит так. Становление Конца в Истории есть осуществление Замысла Бога о мире. Но это про- исходит одновременно и благодаря становлению Времени в истории, как осуществлению замысла мира и человека (живущего в этом мире человека, земного владыки тварей и веществ земных) - о времени и делах мира и человека. Но возможность человеку видеть, "ощущать" Замысел Божий о мире предоставляет только Божественное Откровение, как Откровение о Времени, о истории и о Конце.То есть, признание Бога и Слова Его о мире и судьбах мира в качестве истинного и исповедания этой веры в своей жизни, в своей истории- -Времени.
Поэтому основная иснуиция времени-Истории в реально отодвигающемся конце, становлением не-конца как реальности, т.е. духовной реальности события-времни в истории и т.о. становлением конца как не-реаль- ности в истории - но это возможно при становящейся в Боге как в Вечном Времени, - реальности истори- ческого человека.

Авторские права©М.Губайловский2000         

 

Hosted by uCoz