ПЛАТОН.  ЭЛЛИНИЗМ.  ДИАЛЕКТИКА.  ПРОКЛ.  ТЕУРГИЯ .ПЕРВОСУЩНОСТЬ. ДУША. ПЛОТИН .КОСМОС. МАГИЯ.  ЯМВЛИХ.    СТОИЦИЗМ .УМ.  СИМПАТИЯ. ЛОГОС.  СУДЬБА.. ПИФАГОР. .МИСТЕРИИ .ОРАКУЛ. МОЛИТВА .СВЕТ. СОЗЕРЦАНИЕ ."Я" СКЕПТИКИ. КИНИКИ. ЭПИКУР. ГНОСТИКИ. ХРИСТИАНЕ.МИФ. ИСТОРИЯ.. АПОЛЛОН. ИСКУССТВО. АРИСТОТЕЛЬ..ЧИСЛО. ТРИАДА.. ИНОЕ. ЕДИНИЧНОЕ. ИНДИВИДУУМ. СОКРАТ.

Найти: на

Пена дней

Статьи и эссе

Академия: учение и судьба Вокруг Академии Неоплатонизм: синтез и теургия Диалектика Тексты

   

Тропы антропоса. Негр не играет в хоккей (окончание).

М. Кошкин (04/9/02)

Хоккейная амуниция есть естественная спортивная версификация доспеха и его защитных возможностей. На современном этапе средневековая пластинчато-металлическая конструкция ( всё-таки вес железа на рыцаре достигал «при всех удобствах» килограмм до 25, 35, не считая оружия ) сразу же уступает новым видам спортивной амуниции, кожи, пластику и др. лёгким высокопрочным материалам. Но мы обращаемся к преемству формы, а не материала. А с формами связана обслуживающая и оценивающая их идея. И тут мы находим много общего. Мужчину-воина защищали бронёй и оружием и эстетически оценивали в этом качестве рыцаря в течение многих столетий. ( А современные исследователи и вовсе скоро подготовят что-то вроде «поэтики средневекового доспеха».) Поэтому неудивительно, что сейчас ничего по существу нового мы к доспеху не добавим, не прицепим. Да и воин-мужчина давно уже вышел из доспеха, превратив его в танк, сам же напрягает открытое тело в боди-билдинге или в политическом бизнесе (или за просмотром хоккея)… А значит, формально, - он стоит, пылясь, в музее. Например в Пушкинском.

Хоккейная игра, это жёсткое и скоростное противоборство мужских коллективов, «команд», «дружин», делает заметными другие значительные, отстоявшиеся в Культуре моменты, с историей доспеха связанные. Уже сам вид хоккеиста в шлеме - вид рыцаря, поднявшего забрало, перед тем как совершить свой редкий подвиг. Клюшка, на кончике которой «пляшет» шайба - откинутая назад пика с единицей смерти на конце. Скоростную функцию вместо лошади берут на себя коньки. Силовая борьба, силовой приём - удар щитами. Пас - внутренние взаимоотношения между рыцарями, ритуально диктуемые логикой хоккейной атаки. Делая пас, в центр всеобщего внимания помещается другой рыцарь, носитель смерти и почёта. Рефери - установленный монархом герольдмейстер. И т.д.

Для нас, обывателей, зрителей - сам хоккеист - выступает в двойном игровом аспекте: как отдельный игрок, и как член команды. Отдельный хоккеист, полнее других представленный в голкипере, - рыцарь более ранней эпохи. Это древний рыцарь начала XI века, которого все носили на руках, в то время как этот «эгоист» и дуболом-невежда не очень-то торопился служить, предварительно не обеспечив себе будущие почести и славу. Который хорошо знал себе цену, - даром что основным пороком, самым страшным, становится для рыцарства сутяжничество и жадность. Во всей Франции 11 в. можно было насчитать всего где-нибудь с полсотни странствующих рыцарей, бродивших по дорогам в поисках выгодной сделки с монархом или с сеньором для разных сомнительных военных акций. На серьёзную же войну этих максмимально вооружённых людей удавалось вытащить и вовсе горсть, что им не мешало, правда, играть в сражении значительную, часто определяющую роль. Лишь по собственному самодурству и дикости, рыцарь раннего средневековья мог нарваться на смерть или кого-нибудь убить. Народ старался его сохранить. Своей деревне. Сеньору. Будущей неопределённости. Впоследствии, когда рыцарство стало передаваться по наследству, а не стало завоёвываться ( как в X веке), что случилось быстро, уже к XII веку, с усилением орденов, - характер «невежды и талантливого громилы» постепенно именяется на противоположный - и является классически-«учтивый», соблюдающий этикет и обеты рыцарь, тот самый - служитель чести, дамы и Бога. ( В таком порядке - вернее.)

В другом, в командном аспекте, хоккеист, выезжающий на лёд, на точку вбрасывания шайбы - рыцарь, только уже эпохи «среднего» средневековья, где-то XII в., когда от имени христианского ордена и его "святых целей" он отправлялся в крестовый поход освобождать от неверных христианские святилища. Использовались ли в средние века негры в качестве оруженосцев ? Маловероятно или просто невозможно. Чего не скажешь об арабах. Правда, учитывая, что оруженосец для рыцаря XI века мало чем отличался от прочей «людской» швали и слуг, (последних, слуг и крестьян из своей деревни, рыцарь на тяжеловооружённом коне иногда просто затаптывал в ходе поединка), случайно, но это могло иметь место.

В хоккейной пятёрке - кругом: геральдика индивидуализма. Игроков - всего пять. Нападающих трое. Защитников двое. А вратарь вообще один, причём, не вдаваясь в дотошную мифологизацию, можно выделить уже два главных момента: вратари несут очевидно функцию средневекового щита, прикрывающего тело ( хоккейные ворота, обтянутые с другой стороны «сетчатой кольчугой»), по которому соперник наносил удар длинной пикой со всего скаку. То и дело, при углублённой посадке воина и специальной конструкции сёдел, при такой сшибке рыцарей на полном скаку, кто-нибудь да вылетал из седла. Это видно, когда вратарь растягивается на льду с пойманной в ловушку "единицей смерти", т.е. шайбой. В целом же, пятёрка игроков, разыгравшая шайбу и выводящая своего нападающего на ударную позицию - имитирует конский разгон, усадку рыцаря в седло, упор ( чтобы не вылететь из седла, в нём делались специальные упоры сзади), выставленную пику, и бросок по воротам. То есть всё разнообразие видов оружия, появившихся к 15 веку, вкупе с мастерством по их владению (палица, мушкель, меч, шпага, арбалет, кинжал, копьё и др.)

И современный рыцарь, хоккеист, также суров и воинственен. Подчинён точным правилам и действиям и раскрепощён. (Хоккейный мордобой с бросанием перчаток посреди матча, когда обиженные ребята начинают боксировать друг другу по физиономиям - феномен не до конца в этом смысле ещё исследованный…) Представьте теперь негра в хоккейной амуниции: нет, никак, ему лучше бы избавиться от неё, снять. Или это маскарад? Тогда ладно. Сразу возникнет вопрос: вам не жарко ли? Как естественно ему было бы снять всё это железо, и заиграть во что-то другое, в баскетбол например (НБА). Белые смотрятся на баскетбольной площадке, только когда их на ней не более 20 %. Но ведь что такое «баскетбол» ? - Дети природы подпрыгивают как можно выше, и, перескакивая с ветки на ветку, метко бросают увесистый камень в самую верхушку пальмы. Им необходимо попасть точно в черенок кокосового ореха, который и должен свалиться на них под радостные крики сотоварищей. Неграм и вообще свойственно разоблачаться, и разоблачать себя. Так легче прыгать и владеть своим телом. Волейбол, футбол, лёгкая атлетика. Здесь царят бег, точность, прыжок. Футбол - техника владения такой же как тело идеальной формой ( мячом)… На Зимних Олимпиадах негров практически нет ? Не было вовсе - до последнего времени. И дело тут не в низких температурах, а в сложных костюмах и множестве инструментов, снарядов, в снаряжении, необходимом в зимних видах спорта. Вместе с этим, - «белым» - свойственна иноческая закрытость, ( и скрывающая подчас дикаря, но этого никто не видит), как раз владение специальным инструментом, специализация на нём. В зимних видах спорта обнаруживается сейчас кризис, как раз связанный с тем, что за победителем стоит порой не чисто спортивное преимущество, а чисто техническое: лёгкий шлем, удачная смазка, костюм, новые коньки. И, наконец, «белому» свойственна сопутствующая всему, в том числе коллективным состязаниям, некая идейная настройка, идея ( как в игре, так и в крестовом походе). Хоккеисты (белые) при вбрасывании разыгрывают шайбу внизу ( "на поле боя"), баскетболисты ( негры) выпрыгивают вверх ( кто выше, в сторону круглого солнца).

 

О негритюде.

В 50-60 годы во французско-американской социологии набрал темп т.н. негритюд, идеологом которого стал президент Сенегала Сенгор, - это было общественно-культурное движение, пытавшееся как раз осмыслить и описать уникальность афронегритянской культуры. То была попытка свободно говорить о нетронутой архаической негр-культуре как о чём-то вполне самодостаточном, при этом Сенгор был довольно максималистичен в своих изысканиях, наделяя негр-культуру то полу-миссианскими предчувствиями о сокрытом в её сердцевине и как нигде, чудесно сохранившемся ритуально-магическом мироощущении, то полу-утопическими надеждами на свежую кровь для одряхлевшей цивилизации европы ( что и вовсе маловероятно, старушке Европе кроме неё самой вряд ли кто-нибудь уже в состоянии помочь…). Но во всём остальном это была нормальная обратимая реакция, сменившая собой эпоху тотальной культурной безвестности и забитости негритянского самосознания с вытекающим отсюда комплексом расовой неполноценности. ( Кстати, сравнение негр-итюда с «русс-итюдом», пресловутой проблемой русской (российской) национальной самоидетификации, ищущей себя в русле и в связи с «русской культурой» ,«идеей», «русским православием» и др., уже находит своих исследователей в наши дни.)

Как пишет исследователь и переводчик Сенгора В.Арсеньев, «на примере африканцев Сенгор только столкнулся с реально интересным феноменом - архаическим сознанием, носителем которого являются многие народы земли, включая даже региональные», «но почему именно африканцы? И почему это антитеза европейскому образу существования ?» Арсеньев определяет такое сознание в качестве « стадиально типической формы всеобщего одушевления и одухотворения окружающего мира во всех его проявлениях как целостной системы живых организмов…». Далее впрочем, словно заражаясь от самого Сенгора наивной критикой европейского рацио, Арсеньев пишет, что « при …противопоставлености двух основных синхронно выделяемых типов мышления - правополушарного/образного и левополушарного/абстрактно-логического - архаическое сознание характеризуется ярко выраженным тяготением к формам образного, правополушарного мышления…В этом смысле архаическое сознание может выступать и как стадиальная, и как качественная характеристика». Думается всё-таки, что исследователь говоря о «правополушарном» архаическом «мышлении» всё-таки имеет ввиду не мышление, оставленное им на долю левого, рационализирующего полушария, а именно об архаическом «сознании». О котором ничего особенно и не скажешь. Во всяком случае попытка качественно определить архаическое сознание как образное, художественное отражение действительности правополушарной формой «мышления», «хотя в своём самосознании», взыскующем рацио, оно таковой определённостью конечно же не является, лежит совсем рядом с известной направленностью мысли, всякую художественную интуицию вообще смыкать с архаическими древними культурами, если не культами, настолько этому роду мыслей вредным представляется левополушарное, «плоско-рациональное» сознание.

«Африканский негр» - писал в частности Сенгор, - «образно выражаясь, заперт в своей чёрной коже. Он живёт в первозданной ночи и прежде всего не отделяет себя от объекта: от дерева или камня, человека или зверя, явления природы или общества. Он не держит объект на расстоянии, не подвергает его анализу. Получив впечатление, он берёт живой объект в ладони, как слепец, вовсе не стремясь его зафиксировать или убить. Он вертит его в чутких пальцах так и этак, ощупывает его, ощущает. Африканский негр - одна из тех тварей, которые были созданы на третий день творения: чистое сенсорное поле. Он познаёт другого на субъективном уровне…движение эмоций захватывает его до глубины души и уносит центробежным потоком от субъекта к объекту по волнам. Порождаемым «другим».(1)

Позвольте, но европейцу тут многое знакомо. Так во многом понимает себя и видит мир - женщина. Европейская женщина, добавим мы. Но вот ещё отрывок из пассов Сенгора:

«Давайте же остановимся на эмоции африканского негра и потянем за нить фантазии. Вот субъект, который позволяет своему «я» симпатизировать «другому» и отождествлять себя с ним. Он умирает для себя, чтобы переродиться в другом. Он поглощает не его, а самого себя. Он не лишает другого жизни, а усиливает его жизнью свою. Ибо он живёт с другим общей жизнью, пребывает с ним в сим-биозе. ( Так у Сенгора, - М.К.) Он познаёт его ( и поэтому рождается вместе с ним)… «Хочу, чтобы ты чувствовал меня», - говорит сенегальский избиратель, когда хочет, чтобы его избиратель по настоящему знал его и отличал от других…»Я мыслю, значит, я существую», - писал Декарт, который был европейцем par exellence. Африканский же негр мог бы сказать: «Я чувствую, я танцую «другого», я существую. В отличие от Декарта, ему для того, чтобы осознать, что он существует, требуется не «словесная принадлежность»…а объектное дополнение. ( выделено у Сенгора, - М.К.) Ему нужно не размышлять о «другом», а пережить его, пережить, станцевав его.»

Сенгор т.о. рискует смело вывести африканское человечество из того словесного человечества, которое словом живёт, творит, общается и Словом Божиим наставляется. Как будто, слово - не пустое, а созидающее, творящее - для него что-то невероятное, и он бежит от этого Света созидаемого слова как от огня . Всё-таки и почувствовать можно не только «другого», но и разницу между ним - и тобою. И станцевать можно не только «другого», но например, Спартака, из одноименного балета. И осознавание, по Сенгору, всё ещё находится в области чувства, до и вне всякого cogito и стоящей рядом христианской ответственности за его выбор. Очевидно соседство этих положений с популярной в эти годы философией «другого», принятой в среде французского философствования 60-х. В последнем отрывке из Сенгора, который мы приведём, он полностью разоблачается в наивном гносеологизме чувственного восприятия:

«В чёрной Африке люди постоянно танцуют, потому что чувствуют, причём всегда танцуют кого-то или что-то. Ведь танцевать - значит открывать, и воссоздавать, отождествлять себя с жизненными силами, жить более полной жизнью, одним словом, существовать. В любом случае. Это высшая форма познания. Поэтому познание африканского негра это одновременно открытие и создание - воссоздание.»

Ужели же магическая полнота бытия, когда чёрный ил белый, серый маг соединяется с силами природы и оказывается способен управлять некоторыми из них, - изумительное, «обновляющее» Европу известие, то культурное ноу-хау, которое хотел показать Европе негритюд Сенгора ? Однако, Европе, чья алхимическая магия и наука во взаимном и тесном сотрудничестве построили современную цивилизацию и культуру, это всё хорошо знакомо. И ещё лучше изучено и записано, - за века борьбы и побед над природой. Что может рассказать многострадальному замороченному уму европейца вконец спятивший Дон-Хуан или танцующий «другого» чёрный шаман из африки ? Уму - ничего, кроме условности.

Все противоречия, замечаемые Сенгором, сразу же исчезают, если европеец-мужчина различит за ними давно знакомый образ - образ женской природы. Этот «другой» Сенгора - и есть он сам, - муж, европеец. А мир, который старается открыть Сенгор европейцу, есть ничто иное, как образ домашнего очага, тот идеал, который устраивает в своём доме для других членов своей семьи женщина. Как раз уютно и воссоздавая в нём мир природы, любви и ответного чувства, мир дополнения и поддержки.

Сенгор бежит «аналитического европейского разума», который якобы только и делает, что «использует». И он прав - африканский негр не знает и боится инструмента. Прежде всего, потому что никакого настоящего инструмента в руках у негра никогда и не было. Единственный по сути инструмент, в котором природа открывала ему свои ритмы - его собственное тело.

Особенности негров, которые провозгласил негритюд в качестве живительных для Европы, - внутренняя, ритмическая связь с природой (вполне в духе Т.-де Шардена), с родственником-племенем, почти врождённый музыкальный (и прочий) ритм, эмоциональная открытость, находчивость в быту, - если брать в целом, а не в своей единичности, - на северянина и европейца впечатления, мягко говоря, не производят. И вот почему: все эти особенности европеец-мужчина в гораздо более сильной степени находит и узнаёт подле себя, - в женщине. Открытость, эмоциональность, изворотливость, чувство космоса, гармоническое тело, и т.д. - мужчина-рыцарь и все мы, простые смертные, находим в женщине, если не в даме этого рыцаря

Но если негр-культура такова, что создаёт в европейской культуре только узкую стремнину семейно-племенной женской культуры, на что он может надеяться, какую новость провозгласить ? Более того, рыцарский культ Дамы сердца, с которого медленно начинается почтительное отношение к природе женщины и к её внутренней, эстетически переживаемой жизни, насчитывает в Европе уже десять столетий. И с него отсчитывает начало тот процесс, который впоследствии рефлексивно выразит себя в женской эмансипации (лат. emancipatio, -освобождение от зависимости, угнетения, от предрассудков ).

По Л. П. Карсавину, «до XII в. на брак смотрели практически: в жене искали не друга и возлюбленную, а здоровую хозяйку и любовницу, ждали от неё хорошего приданого. Брачную любовь понимали грубо-элементарно или относились к ней с осуждением, видя в ней уступку греховной природе. Вне брака любовь сводилась к чувственному наслаждению. И рыцарь искал себе любовниц среди своих крепостных. С XI века» же, когда « религиозное воспринимает в себя мирское, принципиально его отвергая; мирское преображается религиозным, себя ему противопоставляя», - рыцарь «уже с вожделением взирает на жену своего товарища, а в феодальном обществе женщины становятся законодательницами хорошего тона и музами поэтов. Поэт-министериал, почерпая вдохновение в античности…чеканит новые формы любви - почтительного служения высокопоставленной даме…Любовь становится тоньше и почтительнее, и в произведениях искусства идеал красоты приобретает нежность, томность и мягкость. И в эти новые формы любви выливается любовь рыцаря, сочетающего жажду героических подвигов со служением прекрасной даме. Жажда подвигов вырождается в искание приключений и увлечение новыми фантастическими рыцарскими романами. В поэзии трубадуров любовь становится условной, превращаясь в этикет. Она по-прежнему не связана с браком, а течёт параллельно ему, воодушевляя и углубляя душевную жизнь. Но она не может не перерождать и семейного идеала.»

Попробуем поставить себя на место европейцев ( чего, думается, сделать совсем не трудно), и, с учётом откровений Сенгора, посмотреть на негра, выехавшего на хоккейную площадку, на точку вбрасывания. Что мы увидим и что воскликнем в сердце своём ? - « Можно ли рыцарю обрести на рыцарском турнире наконец свою Даму сердца, да ещё и в качестве непримеримого соперника, да ещё и в виде темнокожего негра ?» А ведь получается именно так, если природа, которую взыскивал рыцарь со времён меннезингеров и трубадуров, - заговорила ныне от лица негритянской архаической культуры !

Мифология рыцарских времён настолько отдалена от нас, что, очнись внезапно, никто его ( воскресший миф) и не приметит. И ведь нечего замечать - сегодняшняя жизнь куда более разнообразнее, изощрённей, чем множащиеся как грибы в средневековые функционально-простые, расписанные, условные формы жизни. И называем мы ту эпоху недаром «затхлым, тёмным» миром, «безвременьем» человечества, пропавшим для прошлого, для будущего, для серьёзной самооценки. Насколько же странно то обстоятельство, что в средние века регулярная, принятая к воспроизведению в течение веков вещь, сейчас становится чем-то свежим, «нечаянно-негаданным». Получается, что мы уже никак не способны вернуться к этой совсем «пропащей эпохе», мы открываем её заново, и совершенно по-своему.

А эмпирическая, живописная сторона и сейчас легко может быть увидена где-нибудь под высокими крышами современного мегаполиса, в виде какой-нибудь модной тенденции в одежде, в расстановке театральной декорации, или неувядающей готической архитектуры, на которую просто обязан ориентировать современный архитектор проект своего здания, строящегося по соседству. В наши дни в Европе, на каком-нибудь традиционном пред-постном карнавале, в той же Венеции, поначалу с замешательством замечаешь, что никакой игры и маскарада на самом деле нет, время праздника не с чем сравнить, и весь положенный карнавальный несерьёз всеми переживается на полном серьёзе. Шумному анти-глобалисту наших дней хочется от души посоветовать сьездить на один из таких карнавалов, проходящих в самом центре старушки Европы, - кто знает, может быть после такой поездки и встреч с людьми без времени, паспорта и лица, но с настоящим холодным оружием за поясом, страх за мультикультурные ценности по ночам, понемногу начнёт оставлять и его?

 

О хоккее, 2

Хоккеисты НХЛ до сих пор хранят образ тех "взбалмошных невежественных рыцарей" X века, одновременно капризных, грубых, ленивых и немногочисленных «звёзд». Повинуясь прихотливой ритуальной форме, дававших глупейшие случайные обеты пред лицом монарха и фантастически умудрявшихся их выполнить их, другими словами - за идею способных "стоять до последнего". Вспоминаются «матчи всех звёзд» 70-80-х годов - все эти крестовые походы «СССР- Канада». Длинноволосый кентавр Бобби Халл, машущий клюшкой, что ветряная мельница, Тони Эспозито, то и дело норовящий сознательно въехать Харламову по уху...НХЛ-овские игроки были древними рыцарями, без царя в голове, со страстью в бою, а советские хоккеисты как раз не были «былинными», играли обыкновенно, как хорошисты, патриотически вырабатывая официальный героизм под сердцем.

Как будто и точно в Америке средневековый рыцарский образ пустил глубокие корни. Дух фронтира, предприимчивого вооружённого переселенца, где-то всегда авантюриста; избалованность "касты" ковбоев, выполнявших хоть и очень тяжёлую работу - бизоньи и прочие пастбища сгонялись на луга, где могли свободно пастись в течение года - но ведь делалась эта работа только два раза (!) в год. Уже сама лошадь, - взамен оруженосца, друга и товарища средневекового громилы в бою - для Америки становится как никогда необходимой. Заселившись на великой равнине, без хорошего коня переселенец и фермер ничего не мог, - расстояние между соседними фермами исчислялось десятками милей…И лошадь служила янки верой и правдой, в ней нуждались и фермер, и шериф, и миссионер… Все и были с лошадьми. Благодаря всему этому мужественный образ одиночки на коне, вооружённого всадника, был жив, и в нём нуждался обыватель, сохраняя иногда в формах, близких к формам средневекового рыцарства. Сама территория Соединённых штатов была в своё время колонизованна, и довольно цинично коренное население обрабатывалось миссионерами и вытеснялось. Также и первые тамплиеры в первых крестовых походах, оказались настолько могучими и способными ко владению имуществом, вывезли столько невероятно дорогих металлов и драгоценных камней из святой земли, накупили столько гектаров земли у французского престола и вокруг, - что оказались могущественнее, чем того хотелось бы монаршей воле. Пришлось королю принимать срочные меры, чтобы прекратить эту неожиданность... И хотя в постепенно густо заселяющейся Америке достоинство Крестовых походов против неверных мусульман давно осталось там, по другую сторону океана, при желании можно всегда было видеть врага, посягавшего на здешнее сокровище - территорию, - в лице отгоняемых постепенно в резервацию индейцев.

Почему же негр не играет в хоккей ? Почему бы ему не заиграть ? Спросим мы ещё раз. И попробуем ответить: потому что не умеет. И вряд ли научится. Бокс - вот его борьба. Открытое тело и боксёрские перчатки, круглые кулаки. Или Basket-ball. Но не хоккей. Впрочем, что там, в будущем? Что, если Япония выиграет в июле теперь уже 2006 года Чемпионат по футболу в Германии, а новоявленные (! пока их нет) негры из Бостон Брюинз вытянут клуб свой и добудут для него Кубок Стэнли? Возможно ли это второе ? Нет уж, лучше сразу мышьячку или третий том Александра Блока перед сном.

Не отдадут - негру - шлем и клюшку, равно как не отдадут такому рыцарю свою единственную дочь в жёны, не отдадут ему своё сердце ( если он наденет доспехи) прекрасные дамы, не выйдут среди стечения благородной публики на честный конный поединок с ним такие рыцари НХЛ, как эти новые Брэды Халлы и Линдросы. Почему всё - так ? Да потому, что это всё старые слагаемые уже давно сложившейся культурной парадигматики, а нам хочется новых множителей, или разницы, или разделения. Потому что место это уже занято тем единственным рыцарственным образом, запечатавшим собой историю как раз в этом месте, в «затхлом» средневековье. Так упорная пробка запечатывает добрую бочку французского вина где-нибудь на одном из затерявшихся складов в старой части Парижа. А где? Где-то под землёй…Значительный исторический жест - всегда должен быть адекватен.

( автор просит извинения, если невольно задел чьи-нибудь расовые чувства)

 

Hosted by uCoz