Ad
rem.
Но прежде, возблагодарим тех, кто был в
начале. Ведь и первые элейские учения о бытии,
и платоновская философская традиция, а за ней и
европейская, - развились примерно из этих отрывочных
строк и фрагментов поэмы философа-элейца Парменида, где
впервые настолько мощно прозвучала интенция "единого
бытия":
...Нет, никогда
не вынудить это: "не сущее - суще".
Но
отврати свою мысль от сего пути изысканья,
Да не
побудит тебя на него многоопытный навык
Оком бесцельным
глазеть, и слушать ухом щумящим, И языком ощущать. Рассуди многоспорящий довод
Разумом, мной
приведенный. Один только путь остается,
"Есть" гласящий;
на нем - примет очень много
различных, Что нерожденным должно быть и негибнущим тоже,
Целым, единородным, безложным и совершенным.
Фр.15.
Иль погибать, но держит крепко. Решение - вот в чем:
Есть или не есть ? Так вот,
решено, как и необходимо,
Путь второй отмести, как немыслимый и безымянный
(Ложен сей путь), а первый признать за
сущий и верный.
|
... Как может "быть потом" то, что есть,
как могло бы
"быть в прошлом"? Фр.20.
"Было" - значит не есть, не есть, если "некогда будет".
Так угасло рожденье и без вести гибель пропала.
И неделимо оно, коль скоро всецело подобно:
Тут вот - не больше его ничуть, а там вот - не
меньше,
что исключило бы сплошность, но все наполнено сущим. Фр.
25. Все непрерывно тем самым: сомкнулось сущее с сущим.
Но в границах великих оков оно неподвижно,
Безначально и непрекратимо: рожденье и гибель
Прочь отброшены - их отразил безошибочный довод.
фрагменты Парменида "О ПРИРОДЕ"
|