ЭПИКУР.
ИЗ ПИСЬМА К ГЕРОДОТУ.
Следует теперь рассматривать сокровенное (недоступное чувствам),
прежде всего то, что ничто не происходит из несуществующего: [если
бы это было так, то] все происходило бы из всего, нисколько не
нуждаясь в семенах. И [наоборот], если бы исчезающее погибало,
[переходя] в несуществующее, то все вещи были бы уже погибшими, так
как не было бы того, во что они разрешались бы. Далее, Вселенная
всегда была такой, какова она теперь, и всегда будет такой, потому
что нет ничего, во что она изменяется: ведь помимо Вселенной нет
ничего, что могло бы войти в нее и произвести изменение.
Далее, Вселенная состоит из тел и пространства; что тела существуют,
об этом свидетельствует само ощущение у всех людей, на основании
которого необходимо судить мышлением о сокровенном, как я сказал
прежде. А если бы не было того, что мы называем пустотой, местом,
недоступной прикосновению природой, то тела не имели бы, где им быть
и через что двигаться, как они, очевидно, двигаются... В число тел
одни суть соединения, а другие - то, из чего образованы соединения.
Эти последние неделимы и неизменяемы, если не должно все
уничтожиться в несуществующее, а что-то должно оставаться сильным
при разложениях соединений... Таким образом, необходимо, чтобы
первоначала были неделимыми телесными природами (субстанциями) ...
Далее, и по количеству тел, и по величине пустоты (пустого
пространства) Вселенная безгранична. Ибо если бы пустота была
безгранична, а тела ограничены [по числу], то тела нигде не
останавливались бы, но неслись бы рассеянные по безграничной
пустоте, потому что не имели бы других тел, которые поддерживали бы
их и останавливали бы обратными ударами. А если бы пустота была
ограничена, то безграничные [по числу] тела не имели бы места, где
остановиться.
Кроме того, неделимые и полные тела, из которых образуются
соединения и в которые они разрешаются, имеют необъятное число форм,
ибо невозможно, чтобы такое множество различий в сложных предметах
могло образоваться из одних и тех же ограниченных по числу форм. И в
каждой форме подобные атомы безграничны по числу, а различие форм в
них не совсем безгранично, но только необъятно.
Атомы движутся непрерывно в течение вечности... Далее, миры
безграничны [но числу], как похожие на этот [наш мир], так и не
похожие. Ибо атомы, число которых безгранично, как только что было
доказано, несутся даже очень далеко. Ибо такие атомы, из которых
может образоваться мир и которыми он может быть создан, не
израсходованы ни на единый мир, ни на ограниченное число миров, как
тех, которые таковы, [как наш], так и тех, которые отличны от них.
Поэтому нет ничего, что препятствовало бы [признанию] безграничного
числа миров.
Далее, существуют очертания (отпечатки, оттиски), подобные по виду
плотным телам, но по тонкости далеко отстоящие от предметов,
доступных чувственному восприятию. Ибо возможно, что такие истечения
могут возникать в воздухе, что могут возникать условия,
благоприятные для образования углублений и тонкостей, и что могут
возникать истечения, сохраняющие соответствующее положение и
порядок, которые они имели и в плотных телах. Эти очертания мы
называем образами.
Затем... образы имеют непревосходимую тонкость... непревосходимую
быстроту, ибо всякий путь для них - подходящий, не говоря уже о том,
что истечению их ничто не препятствует или немногое препятствует,
тогда как большому или безграничному числу [атомов н плотных телах]
тотчас же что-нибудь препятствует. Кроме того... возникновение
образов происходит с быстротою мысли, ибо течение [атомов] с
поверхности тел непрерывно, но его нельзя заметить посредством
[наблюдения] уменьшения [предметов] вследствие противоположного
восполнения [телами того, что потеряно]. Течение образов сохраняет
[в плотном теле] положение и порядок атомов на долгое время, хотя
оно, [течение образов], иногда приходит в беспорядок. Кроме того, в
воздухе внезапно возникают сложные образы... Должно полагать также,
что тогда только, когда нечто привходит к нам от внешних предметов,
мы видим их формы и мыслим о них... И всякое представление, которое
мы получаем, схватывая умом или органами чувств, - представление о
форме ли или о существенных свойствах - это [представление] есть
форма [или свойства] плотного предмета, возникающие вследствие
последовательного повторения образа или впечатления, оставленного
образом. А ложь и ошибка всегда лежат в прибавлениях, делаемых
мыслью [к чувственному восприятию] относительно того, [что ожидает]
подтверждения или неопровержения, но что потом не подтверждается
[или опровергается]. В самом деле... не существовало бы ошибки, если
бы мы не получали в себе самих еще другого какого-то движения, хотя
и связанного [с деятельностью представления], но имеющего отличие.
Благодаря этому [движению], если оно не подтверждается или
опровергается, возникает ложь; а если подтверждается или не
опровергается, [возникает] истина. И это учение надо крепко держать
[в уме] для того, чтобы, с одной стороны, не уничтожались критерии
суждения, основанные на очевидности, и чтобы, с другой стороны,
ошибка, столь же прочно закрепившись, не приводила все в беспорядок.
Далее,
слышание происходит оттого, что некое течение несется от предмета,
говорящего, или звучащего, или шумящего, или каким бы то ни было
образом дающего чувство слуха...
И
относительно запаха надо думать, как и относительно слуха, что он
никогда не мог бы произвести никакого аффекта, если бы не
существовали некоторые частицы, уносящиеся от предмета, устроенные
соответственным образом для того, чтобы возбуждать этот орган
чувства: одни из этих частиц находятся в беспорядке и чужеродны по
отношению к нему, другие - в порядке и родственны ему. Далее,
следует думать, что атомы не обладают никаким свойством предметов,
доступных чувственному восприятию, кроме формы, веса, величины и
всех тех свойств, которые по необходимости соединены с формой. Ибо
всякое свойство изменяется, а атомы нисколько не изменяются...
Далее, не следует думать, что у атомов имеется всякая величина,
потому что против этого [мнения] свидетельствуют предметы, доступные
чувственному восприятию; но должно думать, что есть некоторые
различия в величине...
Далее, при бесконечности не следует употреблять слова "вверху" или
"внизу" в смысле "самое высокое" или "самое низкое"; и
действительно, хотя можно пространство над головой продолжать до
бесконечности, это (самая высокая точка) никогда нам не явится...
Далее, атомы движутся с равной быстротой, когда они несутся через
пустоту, если им ничто не противодействует. Ибо ни тяжелые атомы не
будут нестись быстрее малых и легких, когда, конечно, ничто не
встречается им; ни малые [не будут нестись быстрее] больших, имея
везде удобный проход, когда и им ничто не будет противодействовать;
также движение вверх или вбок вследствие ударов и движение вниз
вследствие собственной тяжести [не будет быстрее]... Истинно только
все то, что мы наблюдаем чувствами или воспринимаем умом путем
постижения... Обращаясь к чувствам внешним и внутренним - ибо таким
путем получится самое надежное основание достоверности, - следует
постигнуть, что душа есть состоящее из тонких частиц тело,
рассеянное по всему организму, очень похожее на ветер с какой-то
примесью теплоты, и в одних отношениях похожее на первое, [т. е. на
ветер], в других - на второе, [т. е. на теплоту]. Есть еще часть
[души], которая по тонкости частиц имеет большое отличие даже от
этих самих и по этой причине более способна чувствовать согласно с
остальным организмом. Обо всем этом свидетельствуют силы души,
чувства, способность к возбуждению, процессы мышления и все то,
лишаясь чего, мы умираем. Далее, следует держаться убеждения, что
душе принадлежит главная причина чувства; однако она не получила бы
его, если бы не была прикрыта остальным организмом... Пока душа
пребывает в теле, она никогда не лишится чувства, хотя потеряна
какая-нибудь другая часть тела; напротив, какие части самой души ни
погибнут, когда то, что покрывало их, будет уничтожено - все ли или
какая-нибудь часть его, - душа, если продолжает существовать, будет
иметь чувство. А остальной организм, хотя и продолжает существовать
- весь ли или в какой-нибудь части, - не имеет чувства, когда
удалилось то количество атомов, как бы ли было оно мало, которое
составляет природу души. Затем, когда разлагается весь организм,
душа рассеивается и уже не имеет тех же сил и не совершает движений,
так что не обладает и чувством. И действительно, невозможно
представить, чтобы она чувствовала, если не находится в этом
организме и не может производить эти движения, когда окружающий ее
покров не таков, как тот, в котором она теперь находится и
производит эти движения. Далее, следует ясно понимать еще и то, что
слово "бестелесное" в наиболее обычном значении своем обозначает то,
что может мыслиться как нечто самостоятельное. Но самостоятельным
нельзя мыслить что-нибудь иное бестелесное, кроме пустоты; а пустота
не может ни действовать, ни испытывать действие, но только
доставляет чрез себя возможность движения телам. Поэтому говорящие,
что душа бестелесна, говорят вздор. Ибо она не могла бы ничего
делать или испытывать действие, если бы была таковою...
Далее, что касается формы, цвета, величины, тяжести и всего прочего,
что говорится как о постоянных свойствах тела, присущих или всем
телам, или видимым и познаваемым чрез чувственное восприятие этих
свойств, то не следует думать ни того, что эти свойства суть
самостоятельные сущности (независимые субстанции) - ведь это
невозможно вообразить, - ни того, что они вовсе не существуют, ни
того, что они суть какие-то другие бестелесные субстанции, присущие
телу, ни того, что они суть части тела; но надо думать, что все тело
хотя в целом обязано своим постоянным существованием всем этим
свойствам, однако не в том смысле, что оно сложилось из этих
свойств, снесенных вместе... но только, как я говорю, всем этим
свойствам тело обязано своим постоянным существованием. Все эти
свойства имеют свои специальные возможности быть познаваемыми и
различаемыми (познаются отдельно и различаются), если только целое
сопутствует им и никогда от них не отделяется, но вследствие
совокупного представления свойств имеет название тела...
Далее, надо полагать, что сами обстоятельства (предметы) научили и
принудили [человеческую] природу делать много разного рода вещей и
что разум впоследствии совершенствовал то, что было вручено
природой, и делал дальнейшие изобретения, в некоторых случаях
быстрее, в некоторых медленнее, в некоторые периоды и времена,
[делая большие успехи], в некоторые меньшие. Вот почему и названия
первоначально возникли не но уговору, но так как каждый народ имел
свои особые чувства и получал свои особые впечатления, то сами
человеческие природы выпускали, каждая своим особым образом, воздух,
образовавшийся под влиянием каждого чувства и впечатления, причем
влияет также разница между народами в зависимости от места их
жительства. Впоследствии у каждого народа с общего согласия были
даны вещам свои особые названия, для того чтобы сделать друг другу
[словесные] обозначения менее двусмысленными и выраженными более
кратко. Кроме того, вводя некоторые предметы, ранее невиданные,
люди, знакомые с ними, вводили и некоторые звуки для них; в
некоторых случаях они вынуждены были произвести их, а в некоторых
выбрали их по рассудку согласно обычному способу образования слов и
таким образом сделали их значение ясным.
Далее, относительно движения небесных тел, их вращения, затмения,
восхода, захода и тому подобных явлений не следует думать, что они
произошли благодаря существу, которое ими распоряжается, приводит
или привело их в порядок и в то же время пользуется полным
блаженством и бессмертием; ибо занятия, заботы, гнев, благоволение
несовместимы с блаженством, но они бывают при слабости, страхе,
потребности в других. С другой стороны, так как небесные тела суть
собранный в массу огонь, то не следует думать, что они обладают
блаженством и но своему желанию принимают на себя эти движения...
Далее, следует думать, что тщательно исследовать причины наиболее
важных явлений есть задача изучения природы и что счастье для нас
при познании небесных явлений основано именно на этом и на решении
вопроса о том, каковы природы, которые мы видим в этих небесных
явлениях и во всем том, что родственно с точным знанием, требующимся
для этой цели, [т. е. для счастья]... Вообще следует уяснить себе
то, что главное смятение в человеческой душе происходит оттого, что
люди считают небесные тела блаженными и бессмертными и вместе с тем
думают, что они имеют желания, действия, мотивы, противоречащие этим
свойствам; смятение происходит также оттого, что люди всегда ожидают
или воображают какое-то вечное страдание, как оно описано в мифах,
может быть боясь и самого бесчувствия в смерти, как будто оно имеет
отношение к ним; также оттого, что они испытывают это не вследствие
соображении мышления, а вследствие какого-то безотчетного
(неразумного) представления себе этих ужасов. Поэтому они, не зная
их границ, испытывают такое же или же даже более сильное
беспокойство, чем если бы дошли до этого мнения путем размышления. А
безмятежность (атараксия) состоит в отрешении от всего этого и в
постоянном памятовании общих и важнейших принципов.
Поэтому надо относиться с вниманием к чувствам внутренним и внешним,
которые у нас имеются... Ибо если мы будем относиться к этому с
вниманием, то будем правильно определять причины, вызывающие
смятение и страх, и, определяя причины небесных явлений и остальных
спорадически случающихся факторов, мы устраним все, что крайне
страшит отдельных людей.
Вот тебе, Геродот, изложение главнейших положений, касающихся
природы общей системы в сокращенном виде...
(по: "Материалисты Древней Греции (собрание
текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура)". М., 1955.)