ПЛАТОН.  ЭЛЛИНИЗМ.  ДИАЛЕКТИКА.  ПРОКЛ.  ТЕУРГИЯ .ПЕРВОСУЩНОСТЬ. ДУША. ПЛОТИН .КОСМОС. МАГИЯ.  ЯМВЛИХ.    СТОИЦИЗМ .УМ.  СИМПАТИЯ. ЛОГОС.  СУДЬБА.. ПИФАГОР. .МИСТЕРИИ .ОРАКУЛ. МОЛИТВА .СВЕТ. СОЗЕРЦАНИЕ ."Я" СКЕПТИКИ. КИНИКИ. ЭПИКУР. ГНОСТИКИ. ХРИСТИАНЕ.МИФ. ИСТОРИЯ.. АПОЛЛОН. ИСКУССТВО. АРИСТОТЕЛЬ..ЧИСЛО. ТРИАДА.. ИНОЕ. ЕДИНИЧНОЕ. ИНДИВИДУУМ. СОКРАТ. ССЫЛКИ
   Внимание! Новый раздел: ОБЗОРЫ ВЫХОДЯЩИХ КНИГ

Найти: на

Пена дней

Статьи и эссе

Академия: учение и судьба Вокруг Академии Неоплатонизм: синтез и теургия Диалектика Тексты

    Dialectich

     Платоновская диалектика... что это, каковы ее первые определения, есть ли и в чем отличие ее от диалектик иных и в т.ч. классической, немецкой?... И можно ли вообще сводить мысль Платона только к его диалектике? У каждого философа есть что сказать по этому поводу. Скажите только: дайте определение тому типу мышления, который порождает всякое определение!. Созерцание целостности вещи, методическое логическое продвижение от сущего к сущему, самотождественность эйдетического различия. Диалектика и то, и другое и третье. И не то, и не другое, и не третье, но нечто мерцающее за всем этим, чье мерцание - неподвижнее и фундаментальнее любых чувственных рецепторов.. Но для начала естественно знать, что же о диалектике говорят ее первые отцы-основатели?.. Вот например Плотин, основатель неоплатонизма, в своем трактате "О диалектике": "Диалектика есть способ давать в логосе [мысленное и словесное] определение каждой вещи, что она есть и чем отличается от других вещей и что у нее общее с ними и, кроме того, где место каждой из них, и есть ли она сущность, и сколько имеется сущих и, с другой стороны, не-сущих, отличных от сущих" (I,3,4, О диалектике, пер. А.Лосева). Хотя, в таком определении диалектики уже много самого Плотина, но это только хорошо - мы подхватываем термин почти из первоисточника, хотя правды ради стоит сказать, что источник у всех платоников один и это конечно не Платон и не его первые тексты даже, а та небесная картина, на которую все они смотрят, - и не только они одни. Плотин сказал здесь достаточно: и о Логосной природе ее и о место-различии в таком способе вещей, какой-нибудь одной из них.  Но не слишком ли мы полагаемся на нее - диалектику? Может ли она заменить нам всю прочую философию, станет ли она в таком случае нам - "всей философией"? Вот как Плотин отвечает на вопрос о месте диалектики в философии:"[диалектика], сказал [Платон], есть самое чистое в уме и мышлении. Будучи наиболее ценной из всех наших способностей, она необходимо занимается сущим и наиболее ценным, как мышление - сущим, как ум - тем, что за пределами сущего. Но что такое философия? Она самое ценное. Но тождественна ли она с диалектикой? Нет, диалектика - самая ценная часть философии. В самом деле, не следует думать, что диалектика есть лишь орудие философа; она не состоит из пустых положений и правил, а трактует о вещах и имеет сущее как бы своей материей..." (I,3,5) Обо всем этом, об определениях диалектики в книгах древних и не очень, о диалектике в жизни нашей и не только, а также диалектические анализы самого разнородного материала, мы будем стараться располагать далее в этом разделе. Для меня самого, таким первым и мощным примером и уроком диалектики, явился диалог Парменид, причем во всех пред-философских подступах: пока это для нас только игра, "выкручивание" терминов и "заламывание рук" бытию и единому, все исследования логики Единого в Пармениде будут идти мимо цели, причем чем решительнее рвут категории с действительностью "данной нам в ощущении", тем решительнее это начинает походить на такую игру и тем скорее мы будем исполнены скепсиса, познавательного скепсиса. По сути Парменид сразу же ставит гносеологическую задачу совершенно иного рода - как понять то что нам никак не дано кроме определенного вида - но что требует признания определенной логической преемственности, первоединственности в самой гносеологической конструкции, - но это еще куда ни шло, это нас как раз располагает к европейским научным методикам познания, - второе важнее: те структуры, категории, которые нам показываются, являются одновременно и познанием первоструктуры и ее самоопределением; иными словами, того что принято европейцами понимать под познанием, - разговора об объективности тут не происходит. Узнавание, припоминание, интуиция перво-источника, - данные античные определения оказываются уместнее, чем "новое знание" и "данные". Речь идет о структуре существенного вообще - истоке всякой рефлексии, что такое углубление, возвращение, отражение, что такое, и в чем - полнота такого возвращение, архэ, к истоку. Гегелевская структура существенного развернула Дух в мир и утопла в нем, чем дальше читаем его тем больше ожидаем ошибок и тем больше нам приходиться работать над ними. Платоновская структура существенного-несущественного наоборот, всегда только сворачивала Дух в Едином, ей всегда важнее было схлопнуть его в Первом и Единственном до конца, то есть полнота, отсюда все внимание к рецепторам идеального мира - к логике и логическим границам.

1. О взаимоисчерпывающей полноте теоретического и практического в математике.    Довольно давно я много решал задач по математике и физике, дело было в школе, когда я готовился в институт, в МГУ, и затем еще некоторое время... и вот я заметил и сейчас это подчеркну, одну особенность такого изучения. Особенность, очевидную математикам. Именно, - если после прослышанной и даже хорошо понятой теории вы решаете только одну, ну две задачи, причем легкие, самые легкие -  (лищь бы что-то решить) не охватывающие сложностей-особенностей данной темы, - то теоретический материал оказывается  недопонятым, - непроясненным, мутным, неперваренным. А в  точных науках все однозначней, - или материал понимается, весь и определенным образом или непонимается - и тоже весь не понимается. И вот так плохая практика проваливает теорию. Почему - просто потому что если теория считает себя главной, а практика лишь подтверждает, служит ее закреплению, мертвеет и сама теория и "ее практика" - практика становится более теоретична: возникает понятие "типовой задачи"(об этом подробнее ниже), и наоборот теория становится как видим, практична: подтвердили ее букву и достаточно для нее - ей, теории, уже нет мотива смотреть не внутрь себя, ни вовне (данной темы) , и вроде бы некий "цикл обучения" завершен. (Именно так формируются в учебниках наших обучающие циклы: от теории - к закрепляющей ее практике.)   Читать весь текст >>

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Hosted by uCoz