ПЛАТОН.  ЭЛЛИНИЗМ.  ДИАЛЕКТИКА.  ПРОКЛ.  ТЕУРГИЯ .ПЕРВОСУЩНОСТЬ. ДУША. ПЛОТИН .КОСМОС. МАГИЯ.  ЯМВЛИХ.    СТОИЦИЗМ .УМ.  СИМПАТИЯ. ЛОГОС.  СУДЬБА.. ПИФАГОР. .МИСТЕРИИ .ОРАКУЛ. МОЛИТВА .СВЕТ. СОЗЕРЦАНИЕ ."Я" СКЕПТИКИ. КИНИКИ. ЭПИКУР. ГНОСТИКИ. ХРИСТИАНЕ.МИФ. ИСТОРИЯ.. АПОЛЛОН. ИСКУССТВО. АРИСТОТЕЛЬ..ЧИСЛО. ТРИАДА.. ИНОЕ. ЕДИНИЧНОЕ. ИНДИВИДУУМ. СОКРАТ. ССЫЛКИ
   Внимание! Новый раздел: ОБЗОРЫ ВЫХОДЯЩИХ КНИГ

Найти: на

Пена дней

Статьи и эссе

Академия: учение и судьба Вокруг Академии Неоплатонизм: синтез и теургия Диалектика Тексты

RlatohПЛОТИН÷ЯМВЛИХ÷ПРОКЛRlatoh. 

 Здесь будут размещаться заметки, навеянные чтением Эннеад Плотина, сочинений Прокла, Дамаския, Ямвлиха, Порфирия, других сочинений новоплатоников, а также публиковаться реплики, возникающие в ходе чтения современной литературы об этом периоде в истории Академии. Будет вестись разговор о неоплатонизме и его обширнейшем философском влиянии, как в средневековый и "возрожденческий" периоды европейской истории, например, у Иоанна Скотта Эриугены, так и в "предшествующий жизни" Плотина, например, у Нумения. Обзор выходящей литературы, в том числе ново-переведенной на русский язык, также входит в планы. Русскоязычный читатель постепенно открывает  шедевры современного (и не очень) мирового платоноведения, у нас уже напечатаны такие титаны, "акулы неоплатонизма", как Д.Диллон, Дж.Рист, Э.Р.Доддс, Армстронг. В России интересно и плодотворно работают в классической традиции философы-"платоники" Р.Светлов, А.Петров, Е.Афонасин (кроме того, об этом смотрите страницу ссылок), отчего и отечественные мэтры, А.Ф.Лосев, Ю.Шичалин, В.Асмус, точнее, их труды, начинают звучать объемней и - еще значительнее. Библиографические обзоры неоплатонической литературы непременно найдут себе место в этом разделе. Впрочем, рефлексия на единую классическую философскую традицию - тема неохватная, в какие бы рамки мы ее не вводили, а вот жизнь наша коротка.НАШ ФОРУМ

8. Советую прочитать статью М.В. Медоварова «Парменид» Платона в интерпретациях неоплатоников и А.Ф. Лосева". Статья опубликована на сайте А.Дугина "Платонополис", где из шести заголовков портала, посвященных платонизму, мы видим последний, который и открывает нам, почему собственно, Платон стал так интересен (впрочем, возможно был всегда интересен, не знаю) А.Дугину и традиционализму, - "Платонизм и традиционализм". Мы далеки здесь от того чтобы давать критику данного идеологического философского и политического уже направления в современной мысли России, ресурс этот публикует действительно любопытные статьи о платонизме, остающемся неизменно злободневным, и тем более злободневным, чем далее "в облачны области" отсылают его наши современники. Так, М.Медоваров в указанной статье высказал множество очень верных замечаний о А.Лосеве, и ключевой роли в интерпретации платонизма, для Лосева, диалога "Парменид". >> читать дальше 

7.   Обзор книг №1, новое Комментированные издания текстов Дамаския и Прокла мы вправе называть одним из главных событий в русскоязычном мире изучения классической философской традиции. В 2000 году в Петербургском издательстве РХГИ вышло "О первых началах" Дамаския Диадоха, а в 2001 "Платоновская теология" Прокла Диадоха. >>читать дальше


6.      Р.Светлов пишет о неоплатонической "трех-членности" каждой умопостигаемой ипостаси, и о внутренней логической динамике такой трехчленности.
    "Здесь нужно отметить, что, вступая в область умопостигаемого, мы должны учитывать тройственный характер каждой из ипостасей.   Во-первых, все сущее имеет некий аспект, который в любом случае остается "в себе". Он не развернут ни в знании, ни в восприятии. Это - "монадическое" (или "генадическое") начало ипостаси, которое укоренено в более высоком чине..".                     >>читать дальше    


5.    В "Софисте", Чужеземец, направляющий беседу в диалоге, говорит следующие слова о бытии:
   "Я утверждаю отныне, что все,  обладающее по своей природе способностью либо воздействовать на что-то другое, либо испытывать хоть малейшее воздействие, пусть от чего-то весьма незначительного и только один раз, - все это действительно существует. Я даю такое определение существующего:оно ни что иное, как способность."
     Вот - наиболее глубокий и в то же время изначальный подступ к бытию, вбирающий его сразу во внутреннюю динамику, в возможности и действительности существующего.


4.   Из рассуждений последнего схоларха афинской Академии Дамаския Диадоха, о Едином 1 гипотезы (Parm. 142a3-6), и  возможности познания такого единого.
"...Ведь мы не говорим, что оно — только непознаваемое, так что, будучи чем-то иным, оно по природе обладает непознаваемостью, и не называем его ни сущим, ни единым, ни всем, ни началом всего, ни тем, что по ту сторону всего: мы считаем, что ему нельзя приписать ничего вообще..."     >>читать дальше


3.  М.Гарнцев о 1 гипотезе Парменида.  Перед нами разворачивается историко-философская интрига по этому вопросу, в которую оказываются вовлечены схолархи-неоплатоники. Но все по-порядку... Ключевую антиномию первой гипотезы можно представить в следующем виде: “Если единое — единое (Parm. 142c3)[5], то “единое ни есть единое, ни есть” (Parm. 141e12). Радикальностью такой посылки и обусловлена неизбежность апофатических заключений о том, что для единого нет имени, о нем не сказать ни слова, оно за пределами научного знания, чувственного восприятия и мнения (см.: Parm. 142a3)  >>читать дальше


2.    Этим летом я был в Крыму, отдыхал в Севастополе, где конечно же сиживал на берегу морском, и, однажды, глядя на стремящиеся ко мне издали волны, понял, что передо мной почти готовая аналитика Единого.   >>читать дальше


   1.      Тождество бытия и мышления, - как "не-тождество Хайдеггера и Парменида". В поздней лекции "Тождество и различие" (М., 1997) М. Хайдеггер недоумевает, откуда взялась у Парменида строчка (во фрагментах "О природе") где отождествляется бытие и мышление. Причем Хайдеггер говорит об этом месте не только как о великом и многозначительном, о тайном и даже "сильном", что вполне уместно, - но как о весьма неожиданном и "загадочном" утверждении. Но позвольте, так ли уж оно "необъяснимо", во всяком случае средствами того же текста? Скромный имярек попытается это сделать.  >>читать дальше

 

Hosted by uCoz