ПЛАТОН.
ЭЛЛИНИЗМ. ДИАЛЕКТИКА. ПРОКЛ. ТЕУРГИЯ .ПЕРВОСУЩНОСТЬ.
ДУША. ПЛОТИН .КОСМОС. МАГИЯ. ЯМВЛИХ. СТОИЦИЗМ
.УМ. СИМПАТИЯ. ЛОГОС. СУДЬБА.. ПИФАГОР. .МИСТЕРИИ .ОРАКУЛ.
МОЛИТВА .СВЕТ. СОЗЕРЦАНИЕ ."Я" СКЕПТИКИ. КИНИКИ. ЭПИКУР. ГНОСТИКИ.
ХРИСТИАНЕ.МИФ. ИСТОРИЯ.. АПОЛЛОН. ИСКУССТВО. АРИСТОТЕЛЬ..ЧИСЛО. ТРИАДА..
ИНОЕ. ЕДИНИЧНОЕ. ИНДИВИДУУМ. СОКРАТ. ССЫЛКИ |
Советую прочитать статью М.В. Медоварова "«Парменид» Платона в интерпретациях неоплатоников и А.Ф. Лосева". Статья была опубликована на сайте А.Дугина "Платонополис", где из шести заголовков портала, посвященных Платону, последний и открывает нам, почему собственно, Платон стал так интересен (впрочем, возможно был всегда интересен, не знаю) А.Дугину и традиционализму, - "Платонизм и традиционализм". Мы далеки здесь от того чтобы как-то освещать или давать критику данного идеологического философского и политического направления современной мысли России, но ресурс публикует действительно любопытные статьи о платонизме, остающемся неизменно злободневным, и тем более злободневным, чем далее "в облачны области" отсылают его наши современники. Так, М.Медоваров в указанной статье высказал множество очень верных замечаний о А.Лосеве, и ключевой роли в интерпретации платонизма, для Лосева, диалога "Парменид". Например Медоваров сочувственно цитирует слова Лосева, преимущественно касающиеся именно этого диалога, о том, что "...чистые идеи диалектики – это те же живые существа, извлечённые из стихии свободного воздуха и посаженные в клетку систематического распределения. Они ждут не дождутся, когда можно будет им снова погрузиться в океан жизни и зажить в абсолютном единстве с нею". Абсолютно верно то, что Медоваров подчеркивает в творчестве Лосеве современный ему историко-философский контекст начала XX века, причем и сам Лосев о нем постоянно пишет, например в "Философии Имени", - Эд.Гуссерль, а не только Гегель, казалось бы. Феноменология эйдоса, "Идеи-III" Эдмунда Гуссерля, и мне представляется, методически от Лосева отстоят не дальше, чем книги Вл.Соловьева, хотя историки русской философии неизменно настаивают на последнем влиянии. Медоваров сделал и небольшие допущения, - распространить восемь (или девять, по Проклу) гипотез диалога "Парменид" на стадии, или типы самой философии. Посмодернизм находит соответствие последней, девятой гипотезе. "Симулякр – это то, что лежит ниже самого грубого материализма, ниже нижнего конца космического яйца". Действительно, Лосев создавая в 1927 году "Диалектику мифа", так и писал - смотрю в окно и плююсь, смотрю и плююсь, на улице и в душах оголтелый зарвавшийся материализм воцарился неожиданно - для нас всех, но не для мысли, и не для Платона, вот в чем чудовищность платонизма. Так и есть, платонизм, как ровный свет у Бл.Августина, он высвечивает из тьмы - вещи, но - зло и проблема зла - мимо этого, проблема зла так и не стала для него краеугольным камнем, камнем, на котором и от которого все строится, вот в гностицизме все от такого камня "рвалось", в христианстве оно стало таким "камнем", а в платонизме нет, и поэтому в чем-то но он всегда был определенно "бесчеловечен". Лосев, конечно, видел всю если можно так сказать, тупую рыхлую плоть материального сна все-приемницы, но и он, да и сам Медоваров, я уверен, не станут никогда вдаваться в дальнейшие подробности подобных соотнесений в конкретной истории философии и истории вообще, слишком всего этого много в ней, слишком плоть новой философии перетянута, стиснута веревками цели и причин, самые крепкие из которых были скручены еще перипатетиками. Медоваров ссылаясь на Дугина, говорит о платонизме и христанстве как о не-дуальном платонизме, где дуальность снимается символом, -знаком, именем, - так это видели и о.П. Флоренский, и А.Лосев, и как о дуальном платонизме, что конечно сразу заставляет вспомнить гностизм. Медоваров совершенно справедливо отмечает у Лосева и требует видеть в его текстах "Лосев доказывал, что Платон в «Пармениде» – яркий монист и враг дуализма, подчёркивавший, что идея и материя диалектически взаимосвязаны и не существуют друг без друга. Идеи не могут не просвечивать сквозь материю. Лосев признавал, что дуалистические толкования, отрывавшие идеи от материи, имели место уже при жизни Платона (например, у Евклида Мегарского), и сам Платон сознательно опровергал такие интерпретации в «Пармениде», в «Пире» (Эрос как посредник между эйдосами и вещами) и в «Федре» (неразрывность души и тела)". И далее, автор отмечает один важный момент (ругателями Лосева, якобы присвоившего себе право "вещать" от имени всего платонизма, он совершенно недоступен), Медоваров цитирует Лосева: "«Абсолютно неправильно думать, что Платон останавливается на этом дуализме и не преодолевает его весьма мощным монизмом, который и не снился, например, Аристотелю. <…> Платону всегда претил тот дуализм, в который впадали некоторые из учеников Сократа, чересчур увлекавшиеся понятием идеи и целиком отрывавшие идею вещи от самой вещи". Это очень важно, - идеи действительно можно пытаться отрывать от собственно вещей, в отдельных учениях делались такие попытки, но это и не платонизм, и не Платон, и не А.Лосев. Я не заглядывал в частотный словарь А.Лосева, но сразу же могу сказать наиболее популярное выражение, термин, встречаемый на страницах его книг практически "ежеминутно", это само-тождественное различие. Если мы разберем первые лексико-грамматические значения этого определения, мы увидим здесь и Гераклитово различие, и само-тождество Парменида, и самое тождество различий Плотина, и диалектику Платона, и становящееся Аристотеля, и много чего еще. Но в самом центре существительного "различия", из сущего различения, и до всякого различения, - положен покой тождественности. Вещь не может быть идеей, как вещь, идея не является вещью, как идея, но сущность вещи, делает идею идеей, а вещь - вещью. В последние годы в платонизме постепенно пересматривается то значение, которое в классической философской традиции занимал Аристотель по отношению к своему учителю Платону, как критик идеализма и ученый-систематик, обыкновенно противопоставляемый своему учителю-метафизику, и логически, и методически, и метафизически, тем более что по очень многим позициям они действительно оттеняют один другого, если так можно сказать, и чтобы уникальность одной позиции не страдала в тени другого, выступает способность каждой из систем, будь то идеализм или аристотелизм, защищаться от противника и брать над ним верх. Однако все споры последнего века, конца этого века, вокруг т.н. устной традиции Платона (Т.Слезак. и другие), и сам накопленный традицией изучения Платона опыт заполнения белых пятен, - когда новых текстов уже давно не предвидится, а старые изучены настолько хорошо, что об утраченных текстах не просто можно говорить, но и нужно судить, причем с достаточной определенностью (чего впрочем никогда не примут узко-профессиональные филологи), - склоняют к немного ином представлении о роли, которую выполнял Аристотеля для Платона, это скорее роль преданного истолкователя, но толкующего "совершенно с другой колокольни", особенно это так, если пробовать не Аристотеля поставить в позицию Платона, а наоборот, видеть, каким бы стал Платон, если бы он заговорил на языке трактатов Аристотеля, мы тогда понимаем что он бы приближался к текстам ученого из Стагиры. Этого он вероятно, всячески избегал, прибегая или к устной традиции, или к сложно-смешанному литературному жанру своих диалогов. Платонизм написанный как трактат, записанный, ученый, это уже где-то во многом Аристотелизм, тогда как платонизм "выводящий" на сцену Эрос в диалоге "Пир", платонизм, маневрирующий персонажами в диалогах, как в драматической интеллектуальной драме, а также известные загадочные письма, очевидная тщательная шлифовка сюжетики каждого диалога и характеров персонажей, - это не приближается к трактату, но - уходит в толщу литературу. Заплетая там такой узел корней, что история литературы собственно растет до сих пор, не ведая куда и зачем, столь мощно питательные токи из того узла, до сих пор воздействуют на всю ее разросшуюся крону, так что самый ствол при этом содрогается, словно в грозу. И Аристотеля не следует особенно противопоставлять Платону, - противопоставляет учебник, логика, учения, но платонизму его противопоставлять не следует, меня удивило в свою очередь, как об Аристотеле, в главах "Эстетики" и в раннем семи-книжии, писал Лосев. Казалось бы - вот он, профанатор учения, формами придушивший идеи и посадивший их в клетки, навесивший на клетки замки отличных друг от друга наук и потерявший от них ключи - ищите. Нет, Лосев пишет об отдельных сторонах его мысли, в том числе об эфирном космосе, о само-мышлении Ума, где мыслимое тождественно мыслимому, чуть ли не с восторгом, - то малое, что было взято и поднято Аристотелем, было им обработано просто блестяще, и можно говорить о гениальном истолковании этих, отдельно взятых моментов платонизма, хотя и оставляющих родительское платоновское русло ради собственной обработки. В том что Аристотель не может быть противопоставлен Платону, наконец, явственно виден все тот же и школьный, и не-школьный, диалектический платонизм наконец, уходя - возвращаюсь, но если так то все попусту, лучше так: ухожу, - решительно, мощно и навсегда, вот тогда первый тезис обретает собственный объем.
|