logoz≤САД+ПОРТИК-ГИМНАСИЙ≤logoz.
Здесь расположатся беглые пометки, касающиеся до других
философских школ и направлений античности, (в основном эллинизма). Это
и Стоя, "ранняя", "средняя" и др., и эпикуреизм, и кинические выходки,
Аристотель и почтенные перипатетики, легендарный Пифагореизм и хитрый
неопифагореизм, александрийские неоплатоники и книжники, непростые
гностические построения, и др. Одними чистыми школами не обойдется, - будет
и сама жизнь древнего эллина, с магизмом и бытом, и история аристократий и
демократий, и многое другое, но, конечно, не хотелось бы расползаться. А
также будут замечания по поводу взаимного влияния этих школ, - на платонизм
и обратно, на всем протяжении существования Академии. Новые книги,
монографии, чтение самих философских текстов будут давать пищу уму, насыщая
мало-помалу нижерасположенные белые пространства листов отзвуками, или
отблесками, далекого уже, эллинского смысла.
6.
Формирующееся христианство отталкивалось и существенно
противопоставляло себя именно стоицизму. Это было насущно важно.
На самом-то деле. Не Платону с Аристотелем, казалось бы. Религия толпы и
культов, философия изолированной индивидуальности, плодящая и книжников,
и уравновешенных государственных мужей, - стоицизм в его уже римской
ипостаси, был главным и опутавшим все кругом и внутри, идеологическим
противников новой христианской веры...
>>читать дальше
5. (продолжение
4. )
То же самое - казалось бы, мы видим с
историей Академии. Но, не то - хотя и там единое-
исхождение- возвращение повторило в целом этапы-эпохи в развитии самой
Академии: классическая (Платон) - средняя (Посидоний-неопифагорейцы) -
неоплатоники (Плотин-Прокл). В истории Академии весь античный универсум
включился, вошел внутрь Академии, как единый и мощный ВДОХ. В истории же
стои этого нет, - после второго этапа (Посидний - ученый-естественник и
толкователь "Тимэя" ) школа прервалась, исчезла, разбившись на отдельных
персонажей...
>> читать дальше
4.
Деление у стоиков
школьных дисцилин на "логику-физику-этику" (у Адо даже:
физику-логику-этику), - воспроизвело впоследствии
сами исторические этапы развития школы: Зенон (логика,
чистые замыслы) - Посидоний ( научно-физическое обоснование мира) -
римские стоики ( Эпиктет, - старый мудрый
философ ведет
нравственные речи, Сенека
).
3.
"Чисто человеческая" природа стоиков - противостоит тому,
что м.б. названо - "Богочеловеческая природа" христиан. "Чисто" для
стоиков значит индивидуально и неповторимо. Но сфера, в которой
индивидуальность в то же время и объективна - написанный текст, или
звучащая речь: слова, строки слагаются в однозначные понятия, имеющие
всем известный смысл.
>>читать дальше
2. (читая Д. Диллона, "Наследники Платона",с.25)
В 139-141 своей "Топики" Аристотель разбирает типичные
ошибки в определениях. Он критикует, и в основном Ксенократа, за
неточность и избыточность в определениях и др. ошибках логического
объема. >>читать
дальше
1. Хамьё, -
киники!. Аркадий Ровнер, выступая по радио "София", сделал
любопытное замечание. Перенявши от Сократа не философскую, а
лично-жизненную сторону, нравственную жизнь мудреца в окружении быта,
Антисфен и Диоген, - по сути, увидели ( точнее, чувствовали ) разрыв
между должным и недолжным в человеке - и при этом они старались показать
этот разрыв окружающим, продемонстрировав его на собственном примере...
>>читать дальше
|