Переводы М.А. Дынника
1.
Секст
adv.
math.
VII
132.
Хотя этот логос существует
вечно, люди не понимают его- ни═ прежде, чем услышат
о нем, ни услышав впервые. Ведь все совершается по этому логосу, а они
уподобляются невеждам, когда приступают к таким словам и к таким делам,
какие я излагаю, разделяя каждое по природе и разъясняя по существу. От
остальных же людей скрыто то, что они делают бодрствуя, точно так же как
они свои сны забывают.
2.
[92] Секст
VII
133.
Поэтому необходимо следовать
всеобщему. Но, хотя логос всеобщ, большинство людей живет так, как если
бы имело собственное понимание.
3.
[О] Аэций
II
21, 4 (D.
351). (О величине солнца). Шириной в
ступню человеческую.
4.
Альберт Великий
de
veget
VI
401, р. 545 Meyer.
Если бы счастье заключалось в телесных
удовольствиях, мы бы назвали счастливыми быков, когда они находят горох
для еды.
5.
U30
126 ]
Аристократ
Theosophia
68, Ориген с. Cels
VII
62.
Но напрасно они, запятнанные
кровью, жертвоприношениями хотят очиститься, как если бы кто-либо,
вступив в грязь, грязью пожелал бы обмыться. Безумным посчитал бы его
человек, заметивший, что он так поступает. И этим статуям они молятся,
как если бы кто-либо захотел разговаривать с домами; они не знают,
каковы боги и герои.
6.Аристот
елъ
meteor.
В 2. 355а 13., Солнце-не только (как
говорит Гераклит) повое каждый день, но вечно и непрерывно новое.
7.
[37 ] __ de sensu 5.443a
22. Если бы все
существующее превратилось в дым, ноздрями его можно было бы распознать.
8.
[46 ] __ eth. Nic. VIII
2 1155
в
4.
Враждующее соединяется, из
расходящихся-прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу.
9.
[51] __ __
X
5.1176а 7. Ослы золоту предпочли бы
солому.
10.
[59] [Аристотель]
de
mundo
5.39в 7. Связи: целое и нецелое,
сходящееся и расходящееся,
согласное и разногласное, и из
всего-одно, и из одного-
все.
11.
[55] __ __
6 р. 401 а 8. Всякое
животное направляется к корму бичом (необходимости).
12.
[41. 42]. Арий Дидам у Евсевия. Р. Е.
XV
20 (Д 471,1).
На входящего в одну и ту же реку
текут все новые и новые воды. Психеи же испаряются из влаги.
13.
[54] Атеней
V
р. 178 F.
Быть довольным грязью. Свиньи грязью
наслаждаются.
14.
[124 125] Климент
Protr.
22.
[Кому же пророчествует Гераклит
Эфесский?] Ночным бродягам, магам, вакхантам, менадам и мистам. [Им он
угрожает наказанием после смерти, им он предрекает огонь]. Ведь не
священным образом совершаются посвящения в принятые у людей мистерии.
15.
[127 ] __ -:_
34 р. 26,6.
Если бы не в честь Диониса они
совершали шествия и пели фаллический гимн, они бы поступали
бесстыдпейшим образом. Дионис же, ради которого они неистовствуют в
вакханалиях, тождественен Аиду.
16.
[27] __
Paedag
II
99.
Как мог бы кто укрыться от
незаходящего [огня]
17.
[5] __.
Strom
II
8.
Большинство людей не разумеет
того, с чем встречается, да и научившись, они не понимают, им же самим
кажется, [что понимают].
18. [7[
__ __ II
17.
Если он не ожидает неожиданного,
то не найдет сокровенного и трудно находимого.
19. [6] __ __
// 24.
Они не умеют ни выслушивать, ни
сказать.
20.
[86 ] _ _
ill
i4.
Родившись, они стремятся жить и,
тем самым, умереть, лучше же сказать-успокоиться, и оставляют детей,
порожденных для смерти.
21.
[64] __ __ __
21.
Смерть-все, что мы видим, когда
бодрствуем, а все, что мы видим, когда спим, есть сон.
22.
[8] __ __
IV
4.
Много земли перерывают
золотоискатели и находя! немного [золота].
23.
[60 ] __ __ __
10.
Имени Правды они бы не знали,
если бы этого не было.
24.
[102 ] __ __ __
16.
Павших на войне боги почитают и
люди.
25.
[101 ] __ __ __
50.
Чем больше удел, тем больше и
доля достается по жребию.
26.
[77] __
__ __
143.
Человек в ночи себе зажигает
свет. Умерев, он жив. Уснув, угаснув очами, он соприкасается с мертвым и
с уснувшим соприкасается, бодрствуя.
27.
[122 ] __ __ __
146.
Людей ждет после смерти то, чего
они не ожидают и не предполагают.
28.
[118] -_- __
V
9.^
То, что самый испытанный
[мудрец] знает и соблюдает, есть только мнение. И, однако, Правда
настигнет лжецов и лжесвидетелей.
29.
[111в\ __ __ __
60 (после В 104).
Лучшие люди одно предпочитают
всему: вечную славу-преходящим вещам; толпа же насыщается подобно скоту.
═══ 30 . /20/
-═ -У 105
Этот космос, один и тот же для
всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, -но всегда
он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами
потухающим.
31.
120] __ __ __ __
(после 30).
Превращения огня: сначала-море,
море же-наполовину земля и наполовину престер. [Это значит, что огонь
посредством всеуправляющего ] логоса [и бога через воздух превращается в
воду-как бы семя мирообразования, которую он называет] морем; [из воды
же происходит земля и небо и все между ними находящееся. Каким же
образом он в обратном направлении восстанавливается и возжигается, он
разъясняет так]: море мерами разлагается по тому же логосу, какой и
прежде был до возникновения земли.
32.
[65 ] __ __ __
116.
Единое, единственно мудрое, не
желает и желает называться именем Зевса. .
33.
[110} __ __ __
И воле одного повиновение-закон.
34. [3] __ __ __
Те, кто, слушая, не понимает,
уподобляются глухим, о них свидетельствует изречение: ╚присутствуя, они
отсутствуют╩.
35.
[49] __ __
141.
Очень много должны знать
мужи-философы.
36.
[68] __ __
VI
16.
Психеям смерть-стать водою, воде
же смерть-стать землею; из земли же вода рождается, а из воды- психея.
37.
[53] Колумелла
VIII
4.
Свиньи грязи радуются, птицы в
пыли или в золе купаются.
38.
[23 ] Диоген
I
23 {1 А 1).
Фалес [по указанию некоторых ]
был первым астрономом [об этом свидетельствуют═
Гераклит и Демокрит].
39.
[112} __ /
88.
В Приене жил Биас, сын Тевтама,
чье учение было лучше, чем у других.
40.
[16]
Многознание не научает быть
умным, иначе бы оно научило Гезиода и Пифагора, а также Ксенофана и
Гекатея.
41.
[19] __ __
(примык. к 40).
═Мудрость
заключается только в одном: признать разум как то что управляет всем при
помощи всего.
42.[119] __
════ Гомер
заслуживает того, чтобы быть изгнанным из общественных мест и высеченным
розгами, так же как и Архилох.
43.
[103] __ --
2.
Своеволие следует гасить скорее,
чем пожар.
44.
[100] -- --
═══ Народ
должен сражаться за закон, как за свои стены.
45.
[71] -- -- 7-
═══ По какому
бы пути ты ни шел, границ психеи ты не найдешь; столь глубок ее логос.
46.
[132 ] __ --
═══ [Про
самомнение он говорил, что это ]-священная болезнь.
47.
[48] __ --
73.
══ О значительнейших
вещах не будем судить слишком быстро.
48.
[66 ]
Elym.
gen.
. Имя луку-жизнь, а дело его-смерть.
49.
[113]\Гален
de diff. puls. VIII
773K.
Один для меня-десять тысяч, если
он-наилучпши.
═49а.
[81]
Геракл,
alleg. 24 {после 62).
В одну и ту же реку мы входим и не
входим, существуем и не существуем.
50.
[1] Ипполит
Ref.
IX
9.
[Все-едино: делимое-неделимое,
рожденное-нерожденное, смертное-бессмертное, логос-вечность; отец-сын,
бог-справедливость]; не мне, но логосу внимая, мудро признать, что
все-едино.
51.
[45; срв. 56] __ --
[после В 50].
═Они
не понимают, как расходящееся само с собой согласуется: возвращающаяся
[к себе] гармония, как у лука и лиры.
52.
[79 - -
Вечность-ребенок, забавляющийся
игрой в шахматы: царство ребенка.
53.
[44] __ __
Война-отец всего и всего царь;
одним она определила быть богами, другим-людьми; одних она сделала
рабами, других-свободными.
54.
[47] __ __
Скрытая гармония лучше явной.
55. [13] __ __
Я предпочитаю то, что можно
увидеть, услышать и изучить.
56.
[к 47] __ __
═ В познании
явных [вещей] люди совершенно обманываются, подобно Гомеру, который был
мудрейшим из всех эллинов; ведь ребята, убивавшие вшей, обманули его,
сказав: ╚То, что мы увидели и поймали, мы выбросили, а чего не увидели и
не поймали, то носим╩.
57.
[35] __
IX
10.
Учитель весьма многих [вещей или
людей ]-Гезиод, его считают знающим весьма много,-его, который не
разумел, что день и ночь-одно.
58.
[57, 58] __ __
И добро и зло [одно ].
Действительно, врачи, мучающие больных, режущие и жгущие всячески,
требуют еще сверх того платы, хотя ее не заслужили, так как они делают
то же самое: добро и болезни.
59.
[50] __ __
Путь валяльного винта, прямой и
кривой,-один и тот же.
60.
[69 ] __ __
Путь вверх и вниз-один и тот же.
61.
[52] __ __
Морская вода-чистейшая и
грязнейшая. Рыбам она пригодна для питья и целительна, людям же-для
питья непригодна и вредна.
62.
[67 ] __ __
Бессмертные-смертны,
смертные-бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они
умирают.
63.
[123]
Перед находящимися там они
восстают и, бодрствуя, становятся стражами живых и мертвых.
64.
[Он говорит также, что суд
над космосом и над всеми находящимися в нем совершается через огонь, так
как он выражается следующим образом]: Всем управляет перун, [т. е. он
направляет; перуном же он называет вечный огонь, он говорит также, что
огонь разумен и является причиной управления всем].
65. [Он же называет его]
недостатком и изобилием;
[недостаток же, по его учению,
это-образование космоса, а изобилие-его пожар].
66. Грядущий огонь все будет
отделять и связывать.
67.
[36] __ __
[Бог]: день-ночь, зима-лето,
война-мир, изобилие-голод [все противоположности. Этот ум] изменяется
подобно огню, который, смешиваясь с благовониями, называется различно,
как различны удовольствия от каждого из них.
67а.
[О] Гиодос схоластик
ad
Chalcid.
Plat.
Tim.
[Так жизненное тепло, исходящее
от солнца, обеспечивает жизнь всему, что живет. Принимая это положение,
Гераклит делает прекраснейшее сравнение психеи с пауком, а тела-с
паутиной. Подобно тому, как паук,-говорит он,-находясь посреди паутины,
чувствует, лишь только муха повреждает какую-либо его нить, и быстро
туда бежит, как бы заботясь об исправлении нити,-так и человеческая
психея, если какая-либо часть тела повреждена, поспешно туда
устремляется, как бы не перенося повреждения тела, с которым соединена
крепко и соразмерно].
68.
[129]
Ямвлих
de myst.
I
11.
[Поэтому справедливо Гераклит
называл эти ╚средства╩] лекарствами [так как они исцеляют психеи от
ужасного и предохраняют их от жизненных несчастий].
69.
[128] __ __
V
15.
[Следует различать два вида
жертв: одни [жертвы] приносятся людьми совершенно чистыми, как это
изредка может иметь место у какого-либо одного человека, по словам
Гераклита, или же немногими мужами, которых легко перечесть. Другие
[жертвы]-материальные и т. д.].
70. [к
79] __ de
anima.
══
Детские игры [говорил он про═
человеческие мысли].
71.
[к 73} Марк═
Антонин
IV
46 [после 76].
═[Следует
помнить также о том], кто забывает, куда ведет путь.
72.
[93} __ __
С тем, с чем они имеют наиболее
непрерывную связь,- со [всеуправляющим] логосом они враждуют, и то, с
чем они встречаются ежедневно, кажется им чуждым.
73.
[94] __ __
Не следует действовать и
говорить подобно спящим [ибо и во сне кажется, что мы действуем и
говорим].
74.
[к 97] __ __
[Не следует действовать, как
[дети родителей], т. е., говоря попросту,-как мы переняли].
75.
[90\ __
VI
42.
[Спящих, предполагаю я, Гераклит
называет] работниками и сотрудниками того, что происходит в космосе.
76.
[25] Максим Тирский
XII
4 р. 489 {после В 60. 62}. Огонь живет
земли смертью, и воздух живет огня смертью; вода живет воздуха смертью,
земля-воды [смертью].
Огня смерть-воздуха рожденье и
воздуха смерть-воды рожденье. Из смерти земли рождается вода, из смерти
воды рождается воздух, [из смерти] воздуха-огонь, и наоборот.
77.
[72] Нумений
fr.
35 (у Порфирия).
Для психеи-услада или смерть:
[смерть-стать влагою, услада же для них-вступление в жизнь. В другом же
месте он говорит:] Мы живем их смертью, и они живут нашей смертью.
78.
[96] Ориген с Сels
VI
12 р. 82, 23 [как 79 и 80 из Целъса].
Человеческий образ мыслей не
обладает разумом, божественный же обладает.
79.
[97] __ __
[после 78].
Младенцем слывет муж для
божества, как мальчик-для мужа.
════ 80.
[62]- - У1 42
Следует знать, что война всеобща
и правда-борьба и что все происходит через борьбу и по необходимости.
81.
[срв. 138] Филодем
Rhet.
1 с. 57. 62 [из стоика Диогена}.
[Ораторское обвинение устремляет
к этому пункту все свои тезисы и, по Гераклиту, оно] ведет к тому, чтобы
зарезать.
82.
[99]
Платон
Hipp, maior. 289 А.
═Прекраснейшая
обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом.
83.
[98] __ __
В.
══ Мудрейший
из людей по сравнению с богом покажется обезьяной в отношении мудрости,
красоты и всего прочего
84.
[83. 82] Плотин
Enn.
IV
8, 1.
═В
изменении покоится. Тяжелый труд: у одних и тех же работать и быть под
началом.
85.
[105} Плутарх Coriol. 22.
С сердцем бороться трудно:
всякое желание покупается ценою психеи.
86.
[116} __ __
38.
[Большинство божественных
дел] ускользает от понимания благодаря неверию.
87.
[117] __ de and. 7
р.
41 А:
Неразумный человек способен
увлечься любым учением.
88.
[78] __ consad Apoll. 10 р. 106 Е.
═Одно
и то же в нас-живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое.
Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это.
89.
[96] __ de superst. 3
р.
166 с.
Для бодрствующих существует
единый и всеобщий космос [из спящих же каждый отвращается в свой
собственный].
90.
[22} __
de Е 8 р. 388 Е. На огонь
обменивается все, и огонь-на все, как на золото-товары и на
товары-золото.
91.
[41. 40]
__ __ 18 р. 392 В.
В одну и ту же реку нельзя
войти дважды [по Гераклиту, и нельзя дважды застигнуть смертную природу
в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена] рассеивает и
снова собирает ее, [а лучше сказать не снова и не после, но
одновременно] она [образуется и погибает] приближается и удаляется.
92.
[12] __ de Pyth. or. 6
p.,397
А.
Сивилла неистовыми устами
произносит угрюмое, неприкрашенное и неподмазанное, и речь ее звучит
сквозь тысячелетия, ибо она побуждаема божеством.
93.
[11] __ __
18 р. 404 Д.
═Государь,
чей оракул находится в Дельфах, не говорит и не скрывает, но знаками
указывает.
94.
[29] __ __
de exil. 11 р. 604 А.
Солнце не перейдет своей
меры, иначе его бы настигли Эринии, помощницы Правды.
95.
[108] Плутарх Sympos III pr. 1 р. 644
F. Невежество лучше скрывать, но это затруднительно при
распущенности и за чашею вина.
96.
[85] __ __
IV 4, 3 р. 669 А.
Трупы следует выбрасывать
скорее, чем навоз.
97.
[115] __ an seni resp.
7 p.
787 С.
═Собаки
лают на тех, кого они не знают.
98.
[38] __ /ас.
lun. 28 р. 943 Е
Психеи обоняют в Аиде.
99.
[31] __ aqu, et ign. 3
p. 98
С.
Если бы солнце не
существовало,- несмотря на остальные светила, была бы ночь.
100.
[34] __ __
Qu. Plat. 8, 4 р. 1007 Д.
═...Периоды.
Солнце, их управитель и наблюдатель, устанавливает, руководит, назначает
и обнаруживает переходы и времена года, которые все приносят [по
Гераклиту].
101.
[80] __
adv. Colot. 20. 1118 С.
═Я
исследовал самого себя.
═101 а.
[15] Полибий XII 27.
═Глаза-
более точные свидетели, чем уши.
102.
[61] Порфирий к Д
4.
У бога прекрасно все, и
хорошо, и справедливо, люди же одно считают несправедливым, другое-
справедливым.
103. [70] __ к Е
200.
Общи начало и конец у
периферии круга.
104.
[Ilia]
Лрокл
in Ale. 1 р.
525, 21.
Каков у них ум, или
разумение? Народным певцам они верят, и учитель для них -толпа, ибо не
знают они, что ╚многие- плохи, немногие же-хороши╩.
105.
[к 119] Схолии Нот А. Г. к XXIII 251.
═[Из
этого места-╩Илиада╩ 18, 251: ╚Ночью они родились╩-заключает Гераклит,
что Гомер был] астрологом, [а также из следующего-0, 478: ╚Никто из
смертных, думаю я, не избежал своей судьбы╩].
106.
[120] Сенека ер. 12,7.
═Один
день равен всякому другому.
107.
[4] Секст Эмпирик VII 126.
═Плохие
свидетели для людей глаза и уши тех, которые имеют грубые психеи.
108.
[18]
Стобей
flor. I 174.
Никто из тех, чьи учения я
слышал, не дошел до признания, что мудрое от всего отлично.
109.
[108] __ __
175.
Скрывать невежество
предпочтительнее, чем обнаруживать его публично.
110.
[104а] __ --
176.
Не лучше было бы людям, если
бы исполнялось все, чего они желают.
111.
[104b] __ __
177.
Болезнь приятным делает
здоровье, зло-добро, голод-насыщение, усталость-отдых.
112.
[107] __ __
178.
Мышление-великое достоинство,
и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь
к природе, поступать с ней сообразно.
113.
[91] __ __
179.
═Мышление
обще всем.
114.
[91b] __ __
179.
Тем, кто желает говорить
умно, должно укрепить себя этим для всех общим, как город, законом и
много крепче. Ведь все человеческие законы питаются единым божественным,
который простирает свою власть, насколько желает, всему довлеет и над
всем одерживает верх.
115.
[О] __ __
180а.
Психее присущ
самовозрастающий логос.
116.
[106] __ __
V 6.
Всем людям свойственно
познавать самих себя и мыслить.
117.
[73] __ __ 7.
Невозмужалый отрок ведет
опьяневшего мужа, который шатается и не замечает, куда идет, ибо психея
его влажна.
118.
[74-76]
__ __ 8.
Сухое сияние-психея мудрейшая
и наилучшая.
119.
[121] __ __
IV 40, 23.
═Образ
мыслей человека-его божество.
120.
[30] Страбон I в р. 3.
Востока и запада пределы:
Медведица и против Медведицы- гора сверкающего Зевса.
121.
[114] __
XIV 25 р. 642 Диоген IX 2.
═Правильно
поступили бы эфесцы, если бы все они, сколько ни есть возмужалых,
повесили друг друга и оставили город для несовершеннолетних,- они,
изгнавшие Гермодора, мужа наилучшего среди них, со словами: ╚да не будет
среди нас никто наилучшим, если же таковой окажется, то пусть он живет в
другом месте и среди других╩.
122. [9]
Сеида.
. .Приближение...
123.
[10] Фемистий
or.
5 р. 69.
═Природа
любит скрываться.
124.
[к 46] Феофраст
Metaphys.
15 р. 7 а 10 Usen.
═Прекраснейший
космос [был бы] как бы куча copy,
насыпанная как попало.
125.
[84]
Феофраст
de vert. 9.
══ И
кикеон разлагается, если его оставить без движения.
══
125а.
[О]
Цец
ad Aristoph. Plat. 88.
═══
Да не покинет вас богатство, эфесцы,
чтобы вы срамились своей подлостью.
126.
[39] __ schol. ad. exeg.
II p. 126 Herm.
═Холодное
теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется.