ПЛАТОН.  ЭЛЛИНИЗМ.  ДИАЛЕКТИКА.  ПРОКЛ.  ТЕУРГИЯ .ПЕРВОСУЩНОСТЬ. ДУША. ПЛОТИН .КОСМОС. МАГИЯ.  ЯМВЛИХ.    СТОИЦИЗМ .УМ.  СИМПАТИЯ. ЛОГОС.  СУДЬБА.. ПИФАГОР. .МИСТЕРИИ .ОРАКУЛ. МОЛИТВА .СВЕТ. СОЗЕРЦАНИЕ ."Я" СКЕПТИКИ. КИНИКИ. ЭПИКУР. ГНОСТИКИ. ХРИСТИАНЕ.МИФ. ИСТОРИЯ.. АПОЛЛОН. ИСКУССТВО. АРИСТОТЕЛЬ..ЧИСЛО. ТРИАДА.. ИНОЕ. ЕДИНИЧНОЕ. ИНДИВИДУУМ. СОКРАТ.

Найти: на

Пена дней

Статьи и эссе

Академия: учение и судьба Вокруг Академии Неоплатонизм: синтез и теургия Диалектика Тексты

"РАННИЕ ДИАЛОГИ ПЛАТОНА И СОЧИНЕНИЯ ПЛАТОНОВСКОЙ ШКОЛЫ."
(изд."Мысль". Философское Наследие. Том 98.)
 

ПЛАТОНОВСКАЯ ШКОЛА.
      ДЕМОДОК

[Сократ]

Ты, мой Демодок ', велишь мне дать вам совет отно-
сительно замыслов, для обсуждения которых вы здесь
собрались. Мне же пришло в голову посмотреть, на что
способно это ваше сборище и каково усердие тех, кто
собирается принять участие в совещании, а также какое
суждение вынашивает каждый из вас. И если, с одной
стороны, нелепо совещаться о том, для чего вы здесь
собрались, и такое совещание свидетельствует о неопыт-
ности, разве не будет смехотворным собираться для ь
совещания о том, о чем совещаться неправильно? С дру-
гой стороны, если совещаться о таких вещах правильно
и это свидетельствует об опытности, но не существует
знания, с помощью которого подобные вопросы могут
решаться верно и на основе опыта, разве это не будет
странно? Если же существует знание, с помощью кото-
рого все это может решаться правильно, то не должны
ли непременно существовать и знатоки, умеющие дать
здесь правильный совет? А если есть какие-то знатоки,
умеющие давать совет о вещах, по поводу которых вы
собрались, то есть ли у вас необходимость уметь или
не уметь советовать по этим вопросам, или чтобы одни
из вас это умели, а другие нет? Если же вы все это уме- е
ете, для чего собираться вам на совет? Каждый из вас
способен в подобном случае такой совет дать. С другой
стороны, если никто из вас здесь не знаток, каким обра-
зом можете вы совещаться? В самом деле, какой был бы
толк в этом вашем собрании, если бы вы были не спо-
собны дать совет? А если одни из вас это умеют, другие d
же — нет и эти последние нуждаются в совете, то, коль
скоро возможно, чтобы разумный муж давал советы
неопытным, для такого совета вам вполне достаточно
и одного знатока. Разве все знатоки советуют не одно
и то же? Так что вам надо выслушать его и удалиться.
Вы же так не поступаете, но желаете выслушать всех
собравшихся. Значит, вы считаете, что те, кто пытаются
дать вам совет, не знатоки в том, что они советуют. Если
же вы расцениваете их как знатоков, вам достаточно
381 выслушать одного. А сходиться для того, чтобы выслу-
шать невежд, как если бы от этого мог быть какой-
нибудь толк, разве не странно? Я недоумеваю по поводу
этой вашей сходки, и вот почему: сомнительно усердие
тех, кто готов давать вам советы. Ведь если они относи-
тельно одних и тех же вещей советуют не одно и то же,
как может быть их совет прекрасен, коли они советуют
ь не то, что советует дающий верный совет? И как может
не показаться странным рвение тех, кто стремятся сове-
товать в том, в чем не имеют опыта? Ведь конечно же,
обладая опытом, они не пошли бы по пути неправиль-
ного совета. Опять-таки, если они советуют одно и то же,
для чего нужны советы их всех? Ведь для того чтобы
советовать одно и то же, достаточно одного из них. А стре-
миться к тому, от чего не будет никакого толка, разве
не смешно? Итак, в данном случае усердие тех, кто не
с обладает опытом, покажется смешным и странным, да
и разумные люди не должны здесь усердствовать, ибо
они знают, что кто-то один из них сумеет сделать то же
самое и дать надлежащий совет. Не могу взять в толк,
как вы не видите, насколько смешно старание тех, кто
вызвались вам советовать? А более всего я недоумеваю
относительно голосования, кое вы задумали: что может
оно дать? Вы считаете, что советчиками будут зна-
токи? Но ведь советовать они будут лишь об одном и
не станут говорить то одно, то другое об одном и том
же: значит, у вас не будет никакой нужды в голосова-
нии. Может, вы считаете, что советчиками у вас будут
d неопытные люди, которые станут советовать то, что не
должно? Но разве толкать их на то, чтобы они вы-
ступали советчиками, не то же самое, что толкать
на это безумцев? Однако если вы не сочтете советчиками
ни опытных людей, ни неопытных, то кого же вы ими
сочтете? И прежде всего зачем вам вообще другие совет-
чики, если вы способны сами судить о подобных вещах?
А если опять-таки вы не способны на это, чем помогут
вам счетные камешки 2? И разве не смешно, что вы собра-
е лись здесь для совещания как люди беспомощные и
нуждающиеся в совете, а собравшись, решили, что вам
следует голосовать, словно вы способны принимать ре
шения? Что же, когда вы все находитесь порознь, вы
несведущи, а сойдясь вместе, оказываетесь умными?
И если вы про себя недоумеваете, то, сойдясь в одно
место, не перестанете недоумевать и не окажетесь спо-
собными охватить взглядом все, что вам надо делать,
ибо вдобавок ко всему вы ни у кого не учились и не при-
шли к этому сами, а ведь это страшнее всего. Но, бу-
дучи не в состоянии обозреть то, что вам предстоит со-
вершить, вы не способны будете судить, прав ли отно-
сительно этого ваш советчик. И этот единственный со-
ветчик не сумеет вам сказать, что именно вы должны де-
лать, и научить вас в столь короткое время и среди столь-
ких людей различать скверных советчиков или тех, кто
вообще не даст вам совета, а ведь последнее представля-
ется не менее важным. Ну а если ни сходка, ни ваш со-
ветчик не сделают вас способными принимать решения,
какая вам польза от голосования? И как может ваша
сходка не вступить в противоречие с поданными голо- ь
сами, а поданные голоса — с настроением ваших совет-
чиков? Ведь ваша сходка — собрание беспомощных
людей, нуждающихся в советчиках, а голоса подаются
так, как если бы вы не нуждались в советчиках, но сами
были в состоянии советовать и решать. Вдобавок рвение
ваших советчиков исходит как бы от знатоков, ваши же
голоса подаются так, как если бы советчики эти были
невеждами. И если бы кто спросил вас, подающих го-
лоса, и того, кто дал вам совет относительно решения,
за которое вы голосуете, знаете ли вы, свершится или с
нет то, что вы задумали и в пользу чего подали голоса,
полагаю, вы не смогли бы ответить на этот вопрос. В са-
мом деле, если свершится то, ради чего вы задумали
действовать, откуда вы можете знать, принесет ли вам
это пользу? Я полагаю, ни вы, ни тот, кто вам будет сове-
товать, не сумеете этого сказать. И кто из людей, счи-
таете вы, способен знать подобные вещи? Если кто-нибудь
спросит вас и об этом, вы и здесь, думаю я, не сможете
дать положительного ответа.

Если то, о чем вы совещаетесь, вам не ясно и совет- d
чики и голосующие не имеют здесь опыта, то вы, ко-
нечно, признаете, что в подобных случаях часто возни-
кает недоверие и сожаление как по поводу того, о чем
собираются дать совет, так и по поводу самого решения.
Ну а в отношении доблестных и сведущих мужей это
не должно приключиться: ведь они знают предмет, о ко-
тором идет совещание, — как с ним обстоит дело, а также
понимают, что люди, им доверяющие, уверены в их
совете: они сознают, что ни у них самих, ни у тех, кто
им верит, не должно возникнуть никаких сожалений.
е По моему мнению, тем, кто разумен, надлежит давать
совет именно о таких [достоверных] вещах, а не о том,
о чем ты меня попросил. Ибо от советов разумных людей
бывает счастливый исход, а от болтовни глупцов —
только несчастье.

Я был свидетелем того, как некий человек сделал
выговор своему другу за то, что тот послушал обвини-
теля, не выслушав оправдания защищавшегося, и дал
веру только тому, кто обвинял. Он говорил, что пре-
383 ступно осуждать человека, не быв свидетелем его про-
ступка и не выслушав присутствовавших при этом дру-
зей, свидетельству которых ему подобало бы верить;

товарищ же его поспешно, не выслушав другую сторону,
дал веру словам обвинителя. «А ведь справедли-
во,— говорил этот человек,— выслушать защищающего-
ся до того, как выразить одобрение или порицание,
точно так же, как выслушивают обвинителя. Да и как
может кто-то справедливо вершить суд или правильно
судить о людях, если не выслушает обе тяжущиеся
стороны? Ведь куда более верным будет суд, ес-
ли слова будут взвешены и будет определен их сравни-
ь тельный вес, подобно тому как определяют вес золота
или пурпура. Ради чего дается обеим сторонам время
и судьи присягают в том, что они с одинаковым внима-
нием выслушают обоих 3, если законодатель не имел
в виду более справедливого и верного решения тяжб?
Ты же, как мне кажется, не слушаешь и того, что гово-
рит большинство». «Но что именно я не слушаю?» —
спросил тот. «А вот что:

е    Суд не твори ты, не выслушав раньше обоих. 4

Ведь поговорка эта не была бы так широко распростра-
нена, если бы это не было прекрасно и должным обра-
зом сказано. Поэтому я советую тебе,— заключил он,—
в будущем не хвалить и не порицать людей столь по-
спешно». Но его собеседник возразил, что ему кажется
чудным не суметь понять, правду кто говорит или лжет,
если он говорит один, когда же говорят двое, это суметь;

не суметь понять, когда один говорит правду, а когда
d говорит он же, а другой в это время лжет, вдруг суметь
это понять; чудно также (продолжал он), если один,
говоря верно и будучи прав, не может разъяснить то,
что им сказано, а двое, из которых один лжет и не прав,
в состоянии разъяснить дело — то самое, которое гово-
рящий правду разъяснить не сумел. «Я недоумеваю,—
сказал он,— и по поводу того, каким образом они это
разъясняют: говорят они или молчат? Если они молча-
ливо делают это, то нет надобности выслушивать ни
одного из них, а не только двоих; если же оба они дока-
зывают свою правоту словами, то ведь они никоим обра- е
зом не могут говорить оба вместе, ибо считают нужным
говорить по очереди: как же возможно, чтобы они оба
сразу делали разъяснения? А если оба они все же объяс-
няются одновременно, то в этом случае они одновре-
менно произносят свои слова. Но они так не делают.
Поэтому остается в случае, если они доказывают свою
правоту словами 5, чтобы каждый говорил за себя, а когда
каждый говорит за себя, тогда каждый из них и дает
объяснения. Так что один говорит первым, другой —
вторым, и доказывают они свою правоту тоже по очере-
ди. Однако, если делают они это поочередно, что толку
выслушивать еще и второго? Ведь уже со слов первого
все будет ясно. В случае же, если свою правоту дока-
зывает и тот и другой,— продолжал он,— почему объяс-
нения дает не один из них? Ведь если один из них ничего
не докажет, как могут они доказать что-либо оба вместе?
А если каждый из них что-то докажет, ясно, что это
способен доказать и тот, кто говорит первым: как же
может выслушивающий не понять его одного?»

Я же, когда слушал их, недоумевал и был не в со-
стоянии разрешить их спор, а прочие присутствовав-
шие говорили, что правда на стороне первого. Если ты
умеешь мне чем-либо тут помочь, скажи: можно ли по-
нять, когда говорит один, то, о чем он говорит, или же
требуется противная сторона, если. кто-либо хочет ре-
шить, правдивы ли произносимые речи? А может быть
нет необходимости слушать обоих? Каково твое мнение?

Недавно один человек обвинил другого в том, что
он отказался дать ему взаймы деньги и ему не доверяет,
тот же, кого он обвинил, защищался; при этом один из
присутствовавших спросил обвинявшего, так ли уж с
виновен другой, не поверив ему и не одолжив ему деньги:

— Ты-то,— сказал он,— разве не оказался винов-
ным, не убедив его дать тебе ссуду?

А тот ему в ответ:

— В чем же я виноват? Скажи.
На это первый:

— Который из двух кажется тебе виновным — кто
не достиг того, к чему он стремился, или же кто этого
достиг?

— Тот, кто не достиг,— отвечал второй.

— Но ведь ты не достиг своей цели, когда пожелал
взять взаймы, а он, не желая тебе предоставить ссуду,
в этом не промахнулся?

— Да,— возразил тот.— Но в чем же я виновен, если
он мне не дал?

— Да раз ты требовал от него то, что не должно,
d как можешь ты считать себя правым? А кто не дал те-
бе взаймы, поступил правильно. Ну а если ты просил
у него то, что должно, ты промахнулся, не получив это-
го: такой вывод необходим.

— Возможно,—отвечал тот.—Но как может быть
невиновен человек, который мне не поверил?

— Если бы ты просил как подобает,— спросил пер-
вый,— ты ведь ни в чем не был бы виноват?

— Конечно, нет.

— Значит, ты, обратившись к нему, просил неподо-
бающим образом.

— Очевидно,— сказал тот.

— Ну а раз ты просил неподобающим образом и он
тебе не поверил, когда ты к нему обратился, как можешь
ты по справедливости его обвинять?
е   — Мне трудно тебе ответить,— молвил тот.

— Разве ты не можешь сказать, что не следует быть
внимательным к тем, кто злоупотребляет вниманием?

— Нет,— возразил тот,— это я даже очень могу ска-
зать.

— А не думаешь ли ты, что те, кто обращаются к
другим неподобающим образом, злоупотребляют их вни-
манием?

— Да, я это думаю,—отвечал тот.

— Так в чем же он виновен, если не прислушался
к тебе, злоупотребившему его вниманием?

— По-видимому, ни в чем,—сказал тот.

— Зачем же люди,—молвил первый,—бросают
друг другу подобные обвинения, а также упрекают тех,
кто им не поверил, в том, что они не поверили, себя же,
не сумевших их убедить, никоим образом не винят?
   Тогда другой присутствовавший сказал:

— Ведь когда кто-либо оказывает другому какое-то
внимание и ему помогает, а потом, считая, что ему долж-
ны уделить такое же внимание, не встречает его со сто-
роны другого, как может он не сделать справедливый
упрек?

На это первый отвечал:

— Однако тот, кто, по его мнению, должен с ним
обращаться подобным же образом, либо бывает спосо-
бен на внимательное отношение, либо нет? И если тот
на это не способен, разве правильные требования
предъявляет первый ко второму, ожидая от него поступ-
ка, на который тот не способен? Если же он на него спо-
собен, почему первый не убедит подобного человека?
И как можно считать, что люди, произносящие такие
речи, правы?

— Да, клянусь Зевсом,— подтвердил другой,— вот ь
какой упрек надо выразить, дабы тот в будущем лучше
с ним обходился, да и другие его друзья, если они этот
упрек услышат.

— А как ты думаешь,— спросил первый,— те, кто
его послушают, будут лучше с ним обходиться, если
упрек его будет правильным и основательным или если
он будет неверным?

— Если он будет правильным.

— Но тебе кажется, что он не прав?

— Да,— отвечал другой.

— Как же те, кто услышат подобные порицания,
станут более к нему внимательны?

— Да нет, не станут никоим образом.

— Так во имя чего же будут высказываться подоб-
ные обвинения?

— Мне трудно это определить,— был ответ,       с
Некто жаловался на простоватость человека, слиш-
ком поспешно верившего речам первых встречных.
Естественно, мол, верить словам своих сограждан и до-
машних; верить же тем, кого не знаешь и о ком никогда
раньше не слышал, и при этом не знать, что большинст-
во людей — плуты и негодяи, по его мнению, есть вер-
ный знак простоватости. Тут один из присутствовавших
сказал:

— А я-то думал, что ты гораздо выше ценишь та- d
кого человека, который быстро умеет почувствовать
случайного встречного, чем того, кто проявляет в таком
случае медлительность.

— Да, первого я и ценю значительно выше,— отве-
чал тот.

— Так зачем же ты порицаешь того, кто быстро на-
чинает доверять случайным людям, если они говорят
правду?

— Но я,— возразил тот,— порицаю в нем не это,
а то, что он поспешно верит лжецам.

— А если бы он дарил людям свое доверие по про-
шествии длительного времени и не первым встреч-
ным, ты разве не порицал бы его еще бояыпе?

— Да, еще больше,— был ответ.
е   — Потому что он верил бы медленно и не случай-
ным людям?

— Нет, клянусь Зевсом!— отвечал тот.

— Ведь не поэтому же, думаю я, ты считаешь воз-
можным порицать человека, но потому, что он верит
тем, кто не заслуживает доверия.

— Да, конечно,—отвечал тот.

— Значит, ты считаешь возможным порицать его
не за то, что он верит медленно и не случайным людям,
но за то, что он верит быстро и первым встречным?

— Нет, не так,— сказал тот.

— Так за что же ты его порицаешь?

— За то, что он совершает ошибку, поспешно веря
случайным людям и не обдумав прежде их речи.

— Ну а если бы он им медленно поверил без рас-
386 смотрения, он бы не погрешил?

— Нет, клянусь Зевсом, и в этом случае он погре-
шил бы ничуть не меньше: я считаю, что не следует
верить случайным людям.

— Но если не верить случайным людям,— сказал
первый,— то как же можно быстро поверить незнако-
мым? Видно, сначала надо подвергнуть их слова рас-
смотрению и выяснить, говорят ли они правду.

— С этим я, конечно, согласен,— молвил тот.

— Поскольку,— продолжал первый,— в отношении
близких и знакомых людей не нужно выяснять, го-
ворят ли они правду.

— Да, я бы это подтвердил,— сказал тот.

— Но, возможно, и некоторые из этих держат не-
правдоподобные речи?

— И даже очень возможно,— подхватил тот.
ь   — Так почему же естественнее верить близким в
привычным людям, чем первым встречным?

— Не знаю, что на это и сказать,—отвечал тот.

— Далее. Если следует больше верить своим близ-
ким, чем первым встречным, значит, им следует и боль-
ше доверять, чем этим последним?
- — Как же иначе?— отвечал тот.

— Ну а если они одним близки, другим же совсем
незнакомы, то неизбежно надо будет считать то более
то менее заслуживающими у него доверия одних и тех
же людей? Ведь, согласно твоему утверждению, зна-
комых и незнакомых надо считать заслуживающими
доверия в различной степени.

— Нет, такой вывод меня не удовлетворяет,— воз-
разил тот.

— Но ведь то, что говорят такие люди, у одних вызы-
вает доверие, другие же могут счесть это невероятным,
причем никто из них не ошибется.

— И это очень странное утверждение,— молвил тот.

— Далее, если и близкие и случайные люди гово-
рят одно и то же, может ли быть, чтобы речи тех и дру-
гих не заслуживали одинакового доверия либо недоверия? с

— Да, это неизбежно,— признал тот.

— Но разве не заслуживают те, кто что-либо говорят,
одинаковой веры, если они говорят одно и то же?

— Вот это убедительно,— подтвердил тот.
Когда они таким образом говорили, я недоумевал,
кому же все-таки следует верить и кому нет и надо ли
верить людям, заслуживающим доверия и знающим то,
о чем они говорят, или же знакомым и близким?
А ты как?

Hosted by uCoz