Продолжим крымские прогулки, год уже 2007,
и все
те же места. (Только не подумайте, что ваш п.с. хочет пополнить великое
сонмище сайтов где эти уголки сняты гораздо лучше и расписаны
куда более подробнейшим образом - но ради комментария все, ради него, любимого.)
Итак, год 2007, опять городище Чуфут, теперь оно пройдено
насквозь.
1. Вошли и посмотрели, этак сверху - на долину. Ниже - вход в
городище. Кстати, выхода я так и не нашел до сих пор, кружусь, помогите,
если знаете куда...
2. Есть там старый колодец. Точнее бочка - откуда
там м.б. вода, в горе? Рядом корыто, для скотинки наверное. Ничего нету
удивительного в том, что летом, в Крыму, ты хочешь пить, что жара стоит
под 40 градусов, и что в возникшем перед тобой каменном бочонке нету
воды, нет ее там уже десятки, если не сотни лет...
3. В 1896 году Государь император Александр
Александрович со своей драгоценной супругою, посетили место сие. О чем
выцарапано на этой каменной доске. В 2007 году я со своей не менее, а во
многих отношениях и более драгоценной супругою, посетили это место
также. О чем в тех местах нигде не написано (или
я невнимательно смотрел). Так что и не знаю -
было это все, или этого не было?
4.
Год 1437-ой. Дочурка Тохмамыша Джаныке, умирает и любящий папа
ставит ей вот такую гробницу. Означает ли это, что он души в ней не
чаял? Я бы поостерегся делать такие смелые выводы.
5. Пройдя каменное это городище,
путешественники выходят по дороге на небольшое плато, а вот что в лесу
под дорогою - это открывается разве что тем, кто захотел по определенным
потребностям свернуть с нее и углубиться в темную чащу... Караимы,
сменившие свою веру евреи, покоятся здесь. Их надмогильные камни в форме
ладей, стоят на якоре у самой вечности.
Вот что о них сообщила мне многомудрая
еврейская энциклопедия: КАРАИ́МЫ
(בַּעֲלֵי מִקְרָא, בְּנֵי מִקְרָא, קָרָאִים,
караим — буквально `читающие`, бней микра, ба‘алей микра, `люди
Писания`), возникшая в начале 8 в. в
Багдаде еврейская секта, доктрина которой основана на
отрицании раввинистическо-талмудической традиции (см.
Устный Закон, Талмуд). Караимы выработали собственную
традицию, севел ха-иеруша (`бремя
наследия`), представляющую собой корпус доктрин и установлений, которые,
хотя и не могут быть обнаружены в Библии, обязательны для членов общины.
Возникновение секты караимов представляет собой реакцию на господство
авторитета послебиблейской устной традиции. Караимы опирались,
по-видимому, на домишнаитские традиции
саддукеев. Вместе с тем в караимстве можно видеть продолжение
традиции еврейского сектантства, одним из древнейших памятников которого
являются свитки
Мёртвого моря. Хотя преемственность между караимами и
прекратившей свое существование за 700 лет до возникновения караимства
Кумранской общиной не доказана, обе эти секты характеризуют
отказ от устной традиции и обращение к Библии как единственному
руководству в повседневной жизни, мессианизм (см.
Мессия) с его поисками в Писании скрытых указаний на
близящийся конец мира, когда наступит
избавление Израиля, а также вера в истинно Моисеево (см.
Моисей) происхождение учения секты.
6. Камни старше деревьев. Хотя отдельные почти
окаменевшие от времени деревья считают что нет, они старше, и даже
пробуют последним вздохом своим разрушить камень, это не так. Деревья
моложе камня.
7. Явление вершины горы
Тепе-Кармен. Над листьями кустарника у дороги возвысилась гора,
издали напоминающая ровно подстриженный и вполне ухоженный британский
холмистый газончик. Причем, "лицом", т.е. скалами, гора от нас
отвернулась, а к нам повернута поросшим мелким крымским деревом,
"затылком".
8. Конечно характерно - чем ближе к высоте, тем
она выше. Прежде чем подойти к Тепе, следует спуститься к ее
подножию. Этим и замечательны пешие путешествия - такими вот очевидными
"жизненными усмотрениями", неспешными, ничего сверхъестественного тебе
не открывающие, однако примиряющие тело, пространство, шаг, и еще один
шаг.
9. Дорожка, которая всходит на Тепе,
забирает или круто вверх вправо или плетется вот так влево в обход, по
склону. И склон, надо сказать, конечно не крут - но до чего же он
равномерен. Думаю, что бочку, запущенную отсюда - ничто не остановит,
она докатится до самых домишек того селенья. Если вместо бочки окажется
путешественник, произойдет что-то подобное же.
10. Обойдя по склону какие-то древние
пещерки под скалой, какие-то мешки, во всяком случае у меня создалось
впечатление что тут велись какие-то работы, - я оказался с той стороны
горы, под скалою, но влезть на нее здесь мне не представилось возможным.
Наиболее приемлемое место - содержало вот такие ступени-промоины в
камне, и мне без спец.обуви было не втащить туда рюкзак. Итак, это будет
конечной точкой моего пути. Не выше, и не дальше этого. Кстати, сейчас
мне видится на снимке некая каменная ухмылка - тропа как будто
издевается над моей нерешительностью. "Не восходитель я, не
восхититель, и никогда им не был." Впрочем Маяковский когда-то выразился
в этом роде: "Слава, слава, слава - героям! Впрочем, им - достаточно
воздали славы, теперь - поговорим о дряни..." Со свойственной Влад.
Владим-чу максималистичностью он хотел сказать то, что после
однообразных панегириков, теперь попробует он попробует создать хоть
что-нибудь, о чем еще можно говорить...
11. Остается лишь одно - запечатлеть вид на
скалу, тебя не подпустившую, с этой, нижней площадки. Ничего
примечательного для непрофессионала: камень белый, черный, серый. Скажу
одно: если бы мне сказали, "Ну что, солдат, настал твой час подвига,
ступай и выбей немцев с этой вершины, тебе последняя наша граната и
патроны", - думаю, что я бы обматерил про себя всех вместе взятых,
и Маркса, и Энгельса, и Сталина, и Клима Ворошилова, и др., и может быть
сделал это даже вслух.
12. Назад. Тот же кус скалы, чуть сбоку. Наверху
какие-то деревца. Как будто можно различить два яруса, в скале.
13. Зато с другой стороны - практически вид с
"птичьего полета", что называется, - во всяком случае на миг можно
утешиться этим много-лестным сравнением себя самого, с оным счастливым
созданием Божиим, с птицею небесной.
14. Ну, теперь Бахчисарай... В детстве, когда я слышал: "Бахчисарай" -
мне представлялся какой-то сарай, но особенно грязный и замусоренный,
"апчхи"-сарай. Что это город, тем более дворец, вот этого я никак не мог
предположить.
15.
"Вошел - и пробки в потолок, вина кометы брызнул ток", как писал наш
Поэт. Н-да. Вошел и первый же среди экспонатов бросающихся в глаза -
пушкинские наброски на бахчисарайские темы. Вглядитесь, что нарисовано -
сколь несуразны, диковинны в этих жарких местах эти тонкие петербургские
профили из XIX века,
это перо, да и сам этот почерк. И впрямь, действительность - и ее
преображение на бумаге, разные вещи. Пушкин в своей поэме перевоплотил
все азиатское для своего замысла, самого по себе отнюдь не азиатского. И
нас, писателей и художников, за это, - что мы эту единую
действительность "преображаем", так сказать, "до неузнаваемости",
неизменно и все-частно ненавидят, - живущие ею.
16. Рассмотрим же ближе этот автограф, сюда заброшенный "для
полноты картины". Мне представляется что в правом верхнем углу написано
"Русский..." О гусином пере - я не специалист, но кажется, маловероятным
что перья хранятся 200 лет, заточили видимо специально, молодцы если
так.
17. Два сосуда, в каждом сидят джинны. В том что слева сижу я. В
том что справа, джин Мамалука Шестой, известный вам в тайной
иносказательной книге писателя Ласкина под именем старика Хоттабыча.
18. Сапожницкое... Ну, как великий сапожник-интеллектуал наших дней, я
обязан признаться вам, в том что, за годы, по сути ничто не изменилось.
Те же прищепы и зашпили. Те же пальцы мастера. Обращаю ваше внимание -
высокие каблуки. Восточная женщина на высоких каблуках, это что-то...
(высокий каблук - минарет, в этом месте попираемый ею, - смейся
психоаналитик!)
19. Ну, тут объяснять вам нечего, сами все видите, - это не весы Фемиды,
и Немезиды здесь поблизости тоже не видать; се справедливость Востока:
перевешивает та чашка, что справа, поскольку к ней не прикреплен ценник.
20. В поисках золотого фонтана... Фруктовый зал. На
переднем плане фрукты - не подходите к ним близко - если в июле месяце в
музее на подносе лежат искусственные фрукты - а скорее всего так и есть
- вы должны будете ужаснуться (июль, Бахчисарай, лето!), лучше обратите
уже сейчас внимание на устройство восточных диванов. (Об этом ниже.) У
вас должно включиться уже теперь начальное ПОЗНАНИЕ ВОСТОЧНЫХ ДИВАНОВ.
Отметьте пока: 1) Невероятную длину. 2) Ширину.
21. КОГДА ЖЕНЩИНА ТАНЦУЕТ ТАНЕЦ ЖИВОТА,
УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РУКОВОДЯТ ЕЕ БЕДРАМИ, ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — СЕРДЦЕМ,
А СТРУННЫЕ — ГОЛОВОЙ. - Так говорят арабы. Думаю, говорят они так не без
иронии. (Мы только заметим, осторожно так, вскользь, что, любое
исполнение симфонической музыки, должно приводить женщину в известное
движение.)
22. Летняя беседка в Ханском дворце. Мы было
подумали, что это и есть "фонтан слез", бахчисарайский фонтан, но нет:
В Летней беседке и Бассейном дворике сохранились два
фонтана, искусно вырезанных из белого мрамора. Один из них, стоящий в
Летней беседке, помещен в центре небольшого квадратного бассейна.
Второй, расположенный в Бассейном дворике, по своей форме очень схож со
знаменитым "Фонтаном слёзДо 19 в., когда в промежутках между колоннами
Летней беседки появились дощатые стенки и витражи, беседка составляла
одно целое с Бассейным двориком, который виден за ее окнами.
Настоящий фонтан слез, - торчит из стены.
23.
Где-то в зале Дивана. Здесь живо усиливается наше начальное ПОЗНАНИЕ
ВОСТОЧНЫХ ДИВАНОВ, восходя уже ко следующей ступени своей, - к
ПЕРВОМУ ПОЗНАНИЮ ВОСТОЧНОГО ДИВАНА.
24. Гарем. Мягкие ковры и медь; полутьма и свет. Желание
открытой восточной женщины и ее отсутствие... Именно здесь ПЕРВОЕ
ПОЗНАНИЕ ДИВАНА почти сразу усовершенствуется и переходит во ВТОРОЕ
ПОЗНАНИЕ ВОСТОЧНОГО ДИВАНА, уже дозволяющее делать какие-то выводы, а
именно: длинен восточный диван для того, чтобы возлечь на него мог
только один человек - остальные же должны будут "при-кладываться" только
вокруг него и только; широк же он исключительно в "политических целях":
попробуйте откинуться на такой широченный диван - вы неизменно на него
возляжете полностью и никак иначе! Он слишком широк, чтобы на него
откинуться сидя, - вы просто не достанете до спинки его, но не настолько
широк, чтобы на него укладываться вместе с ногами как на спальное место.
Поэтому, вы или возляжете и возляжете на него целиком, заняв т.о. всю
стену - или нет, что будет означать: "уместиться" с самого краешка этого
широченного дивана, не находя себе места от волненья. Итак, выводы
подаваемые ВТОРЫМ ПОЗНАНИЕМ ВОСТОЧНОГО ДИВАНА, таковы: или весь диван,
или - с краешку, в неудобстве, гадая: "Даст хан и на это деньги, или не
даст..."
25.
И тут мне хочется вспомнить строки Олега Чухонцева, из стихотворения "Дельвиг".
...Прекрасное время! Питух и байбак,
я тоже надвину дурацкий колпак,
присяду с набитою трубкой к окну
и, сам не замечу, как тихо вздохну.
Творец, ты бессмертный огонь сотворил:
он выкурил трубку, а я закурил.
За что же над нами два века подряд
в ночи близорукие звезды горят?
Зачем же над нами до самой зари
в ночи близоруко горят фонари?
Сидит мой двойник в полуночной тоске.
Холодная трубка в холодной руке.
И рад бы стараться, да нечем помочь, -
Уж больно долга петербургская ночь.
Всего на деревянных четках 35 звеньев, включая основное.Образают на себя
внимание шести-цветные золоченые символы, подчеркнутые снизу, какой-то
значимый символ; вообще, слова сии напоминают сухую крымскую
растительность, разнообразную но выжженную, она никак не орошена живой
водою смысла, тем более для непосвященного вроде меня, человека.
Хочется чем-то побрызгать на эти листы, чем-то, помимо света. Не арабист
я, нет. Здесь,
кстати, официальный украинский сайт музея.
1. Дабы
немного оживить ресурс, автор решил выкладывать сюда немного, одну-две
(не обязательно только свои) фотографии, связанные с излюбленной им
тематикой античности, и греков в восточном крыму, в частности. Поскольку
он бывал в славном городе Севастополе в 2004 и 2005 г.г., где был
достаточно дружен с простою фототехникой, ему это не составит особенного
труда. (Фотографии сделанные не автором ресурса, оговариваются, их
источник или автор, если есть, указывается.)
1. У входа в пещерный город
Чуфут-Кале есть одна проходная пещерка, - налево вверх по ступенькам.
Оттуда, из нее, я смотрю на пиры крымской растительности и понимаю, что
Платонова пещера не тут.
2. У входа в пещерный город
Чуфут-Кале. Туда, внутрь, нам не надо.
Мы с женой двинемся не внутрь, а прямо, то есть по траверсу. Взамен
народных толп, влекомых к центру пещерного города, хочется думать о
границах и форме этих границ.
3.
Под древним городом Чуфут-Кале есть пещерная ниша, войдя в которую
и поглядев верх, можно увидеть отверстие, в которое, судя по всему, сливались
многочисленные отходы канализации. Над этим местом был, и есть, дом,
усадьба, где жил и
подвизался некто Файбисович, собиратель древних караимских рукописей и
первый музейщик города. Говорят, впоследствии он переселился в Париж и
стал работать в Лувре. Как видно, снизу и сливной люк оказывается окном
в большую науку.
4.
С плато Чуфут-Кале (500 м)открывается вид на долину, где-то там должен
быть центральный крымский г. хребет во главе с г.Чатыр-Даг (1500м).
Хорошо, что нам хоть что-то еще при-открыва-ется! Хочется смотреть
во-первых, а во-вторых - трогать, вдыхать, нюхать,
растирая между пальцев сухие травянистые запахи. Первое - легко, -
смотрите и вы, все видно и сейчас. Второе - бывает однажды.
5. Вид с горы Чуфут-Кале на
соседнюю г.Тепе-Кермен (500м). Те же норы, пещеры,
многовековые выдолбы, - убежище византийских монахов-иконопочитателей.
Однако, и горы, эти вековые каменистые громады, бывают почти правильной формы!