Ницше,
- как индивидуальный бунт против
европейской исторической культуры.
Пятая идея.
Случай Фридриха Ницше : Истории -
может не быть.
Комплекс вопросов.
1. Ницше
выбирает конкретную точку в истории
культуры, время выхода во вне Истории:
это время Дионисийского
древнегреческого театра, но строго
перед Эврипидом.
2. Он сам, лично, совершает этот исход
из Культуры конца девятнадцатого
века.
Будучи не в состоянии
охватить всей фигуры великого
немецкого мыслителя,и не задаваясь
этой целью, мы не на шутку зададимся тем
не менее сложным вопросом о том месте в
Истории, связанном с его
Дионисическими увлечениями, которое
Ницше открыл в Истории. И попытаемся
увидеть в увиденном им месте
исторически-уникальное. Дырку, разрыв,
метку ?
1. Ницшевский
Дионис и Дионисийское начало как
начало театра, жизни, воли…- можно
попробоватьмыслить тоже как греческое
Единое. Но это Единое слепое.
Чувственное единое, чувственность,провосгласившая
воспринимаемую "этость" всем и
единственным. "Феноменология духа"
Гегеля с этой слепой "этости" как с
вещи восприятия как раз только
начинает. Чтобы почуяв "этость",
овеществив "вещь", поняв "понятие",
и так далее вплоть - одухотворить дух,
который и становится Единым, логически-единым
Гегеля, но Единым. И Единое Плотина,
никак не "это", и не "то". А
онтологически иное, и даже уже не "умное",
но уже мистически Единое - неЕдиное.
Ницше как бы от имени этой перво-очевидной
этости - зачеркнул все дистинкции
Аполлона, ( Аполлонического начала
культуры). В дионисийской пьяной
слепоте своей "подлинной"
переоценки культуры Ницше утверждаем
чувственно-волевым отрицанием всего
Единого именно как Аполлнического.
2. Ницше
укладывается весь, со своим взглядом в
прошедшее и будущее трагедии, очень
хорошо где-то перед Эврипидом, но после
Эсхила. (Как он и сам об этом говорит в
"Рождении Трагедии".) именно с этих
позиций ему ечень удобно анализировать
пра-дионисийское, пра-трагедийное, хор,
позднюю аттическую комедию с "зияющей"
далее "ямой" платонически-христианского
мироощущения. Даже не Софокл, конечно,
примыкающимй к Эсхилу. А - перед
Эврипидом, и до Эврипида.
3. "Мы
верим в вечную жизнь", -
провозглашает трагедия. А
непосредственной идеей этой веры
является музыка. "Музыка
- вечное существование Воли", по
Шопенгауэру.
Какое огромное влияние этим
оказал на Ницше Шопенгауэр. - Само
осмысление "музыки" среди
конкретной вещи и всеобщей вещи - как
правещи, до-вещи, как всеобщности, но с
другим знаком, - т.е. сам проблемный
инстументарий Фридрихом Ницше взят у
Шопенгауэра.
Во всех своих
работах, - как раз "Рождение трагедии…"
чуть ли не единственное тому
счастливое исключение, - Ницше заметно
сбивчив, своеволен, а мир его мысли как
будто бессистемен. Как кто-то правильно
заметил, логическая ясность,
вписанность в общую систему идей, ( до
самого дна опротестовываемую им), - в
его собственных построениях не нужна.
Он не мог себе позволить. В
собственных его работах, работах-песнях-посланиях
всегда чувствуется рядом с автором
поэт, гимнограф, когда он уж точно не
только учёный-логик-философ, но
глаголящий изнутри этой самой среды,
учёных-логиков-философов. Из среды - для
среды - помимо среды. Долгожданный "Мессия"
классической немецкой философии…Кто
читает ( на ночь), кто ценит его
произведения (вне оценок) - обыватели,
литераторы, художники ? Никак нет, - свои:
философский кружок. Узкий, родной, со
всеми родинками и бородавками к
последней трети девятнадцатого века.
Времени, когда стройность, развитие уже
состоялись в истории философии. Они и
сейчас необходимы тому, кто подходит,
кто приближается к ней.
Но в 60-е, прошлого
века, голос Ницше раздавался не столько
в философской науке, сколько в
человеческой науке, это был голос
человеческий, в философии
обнаружившийся не иначе как вопль.
Другой значительный голос,
раздающийся от того времени, конечно,
голос Серена Киеркегора, не был столь
радикален. Датский философ вращался
именно вокруг смыслов; как бы
парадоксально они не ставились, эти
новые проблемы переживания человеком
страха, веры, стыда, Бога, себя самого,
это было смелое, но культурное
наступление на несокрушимую
философскую крепость, которую в
основном тогда все связывали с именем
Гегеля. Так что эти "а-логизмы"
Киеркегора, - как своеобразный плюс
к подразумеваемым "логоцентризмам",
тем не менее принадлежали самой
логике культуры.
Это не было
тем ницшеанским вкусным "пикником
на обочине"; когда вокруг вас -
гремят "культурные военные игры",
контрнаступления и заходы неприятелям
в тыл, когда на вас самой культурой
возложена ответственная задача, вы
почти наделены ею полномочиями
полководца, а вы - снимаете девочек,
вызываете осетина с мангалом и,
почёсывая себе заволосатившую спину,
рассказываете волосатому Пану
анекдот про Гермеса, в тропическом
леске где-нибудь южнее Фив. Но главное -
ваш "пикничок" происходит
неизвестно когда.
Как его
сильнейший герой, Заратустра,
увлекающий за собой собственным
увлечением вечносвежими жизненными
силами, крушащими как карточные домики
на своём вольном ходу все эти
общественно-универсальные "уборные":
права, воспитания, морали, добродетели,
истины, оценки, - так и сам Фридрих Ницше
прослеживает в "Рождении трагедии…"
одну единственную мысль, - дионисийство
против аполлонического, и полагает,
что никакого против - в
действительности нет, а есть один по-существу
лишь результат их взаимодействия:
полновесно жизненный лик трагедии.
Но в самой культуре, в истории культуры,
это стало жанром древнегреческой
трагедии, на этапе до Эврипида.
Тогда как для самого Ницше, на этапе его
собственного жизненного пути, и
культурно-исторического влияния
своего философского наследия, - 1860-е и
до сих пор, - это был он сам,
Фридрих Ницше.
Трагедия - то
историческое место культуры, "лицо
Аполлона", где в неё вошёл Дионис.
И откуда он с течением времени вышел.
Его физиономия, его гримаса и узнана, и
отпечатана только в трагическом "лице
Аполлона" до Эврипида. И мы смотрим
не на эти отметины Диониса, но на самого
Аполлона. Мы видим - Аполлона. Фридрих
Ницше - то внеисторическое,
безвременное распадание великолепного
лица Аполлона в какое-то безвременное
движение черт этого лица, ставшего
вдруг живым, динамичным, но в то же
время размытым и нечётким в его
здешности. В жизнь человека, в жизнь
человечества, покоящегося в лоне
европейской аполонической культуры, -
преподавателя антики, Фридриха Ницше,
настолько глубоко вошёл Аполлон,
аполлонический дух, что лицо этого
преподавателя оживает, как будто
пробуждается для дионисического
начала в искусстве. Культурное явление
Ницше - и есть то безвременье
человеческого "Я", то здешнее "лицо
Диониса", за которым зримо
присутствует Аполлон. И мы смотрим
не на маячащего где-то там, за спиной,
Аполлона, нет, мы в упор смотрим на
Фридриха Ницше, мы видим в лицо его
Заратустру.
Говоря несколько
иначе, не с культурой-для-тебя, а с собой-в-культуре
и бродит вокруг произ- ведений Ницше
всякий неспящий в наши дни…
Это
дионисическое восполнение жизни до
трагедии в исполнении собственной воли,
во времена Ницше и на этапе середины
века уже получало своё первоначальное
экзистен- циалистское выражение, - мы
уже вспоминали здесь о Киеркегоре.
Можно вспомнить, что сила и отчаяние
своих метафизических вопросов явилась
у того вследствии столь же сильного и отчаянного
чувства к женщине.
Но одно,
когда жизнь заставляет вас совершать
отчаянные вещи на ходу, в вихре, не
глядя, - и совсем другое, когда вы
отдаёте отчёт в этих вещах сознательно,
более того,становится возможным
анализировать жизненную трагедию и
приходить к столь же плачевным выводам,
к которым "приводит она сама".
На границе
отчаяния и смерти ведь куда ярче и
сильнее показана перед вами граница
жизни. Заратустра свободен здесь,потому
что он и не увидит ни смерти ни Бога.
Киеркегор свободен там, потому что он
видит и Бога и смерть. Границу же между
"там и здесь" никто из читателей не
выбирал, их по-читатели выбирали
свободу.
На протяжении всей
платоново-христианской, или после-сократовской,
как её в другом месте называет Ницше,
эпохи, Ницше прослеживает этот
инородный и как будто противодей-
ствующий культуре элемент, который
оказывается тем не менее органически
необходим всему европейскому
культурному становлению -
дионисическое начало. Но ведь само это
начало - безначально - вот то, с чего мы
начинали эту статью. Оно безначально
абсолютно, оно вне-исторично. Его нету в
истории. ( Т.е. не находится места - не
путать с "действитель- ныостью") По
существу о какой воле говорит Ницше ? Никак
ни в чём и нигде не выраженной. Не о
значительной исторически, уникально,
культурно, и т.п. воле - но отдельной от
всего этого, и типической воле
отдельного человека в "стаде"
точно таких же рядом положенных
волений.
Особенно сильно такая
воля проявляется поэтому в общем всем
особям инстинкте - но в таком стаде
выделяется тот, чей инстинкт
действительно сильнее. Именно таков
тот, кто способен действительно увлечь
за собою все стадо. Причём увлечь в
направлении оздоровления этого
всеобщего всем здесь: инстинкта.
Понятие "инстинкта", носящееся
вокруг ницшевских произведений,
позволяет строже подойти и быстро
поставить метафизически такое "скольское"
понятие, как сила рядом с
другими.
Опьянение,
перетекающее в упоение жизнью Диониса,
- так же откровенно обезчеловечено,
обезличено. Дионисийский пьянящий
экстаз и аполлонический сон - вот ещё
другой единый, уже творческий организм.
Творческий экстаз у Ницше вообще этим
опьянением как будто выбирает курс на
принципиальную нетрезвенность (1),
где трезвение в любой его форме
игнорируется сразу же, с ходу. Но по
другую сторону творческого
экстатического опьянения, Ницше
показывает поэтому не близкое
христианскому духу "отрезвляющее"
начало, способное сдержать, воплотить и
приземлить ещё не сдержанное и ещё не
ставшее, нет, в качестве второго, в
соучастники этому сейчас-не-сдержанному,
уникально-невоплотимому и предельно
земному дионисийскому пьянству, в
художественном экстазе он указывает сон,
аполлонический сон. Пред зрением
будущей трагедии он кладёт не обычную
трезвенность, способную сдержать "дионисическое
опьянение", а сон, сновидчество,
подробно-эпическое сновидение
аполлонического.(2)
Интересно, что в этом месте своей книги,
Ницше ссылается на Шопенгауровское
посредничество в вещи между образом (
Аполлон Ницше) и музыкой (Дионис Ницше).
Да, Ницше не будет
особенно стараться в доказательном
плане перед нами. Он как будто на новом
открывшемся культурно-рефлексивном
витке Новой истории, в обстоятельствах
перезрелого западного христианства,
повторяет всё то , из чего слагался
облик пророка былых времён, важнейшее в
котором - высшая санкция, героизм
говорить (отсюда Ницше нужна сила; и
странная чудесная сила, бывшая у
древних пророков) воедино слито с
главнейшим - говорить как знающий (отсюда
чудесная словесная сила ). Пророчащие
не доказывают, а говорят силою, имея
власть не от себя, но от Бога.
Так говорили пророки
Израиля, чей образ пророка наиболее
близок, полон и ясен христианству.
Фридрих Ницше всю авторскую санкцию,
весь слежавшийся в культуре пламенный
слух к правдивому слову вложил в
энергичнейший заголовок своей лучшей
книги - "Так говорил Заратустра",
уже в заголовке наделив своего
индивидуального героя поразительной
силой, которая никого из читателей ни к
чему не обязывала по прочтении.
Заратустра говорит притчей, но и
литературной метафорой - он поэт,
мастер чувств, и ему не пристало
доказывать - доказывает в большей
степени сам Ницше в "Рождении
трагедии…", тут уж он точно не поэт,
скорее полемист, "Сократ", но даже
не Шопенгауэр, т.е. доказательность по
прежнему ему не важна.
Убедительность - может
одним лучом пробивать несколько тёмных
напластований, как их не снимай один за
другим, и Ницше это знает. Два, три
пассажа, две, пять мыслей - берите, а
сколько и куда из этого следует ещё и
ещё, доставайте сами, прошу вас. Так
пишут гении.
Но Ницше весьма
риторичен. Публика образована, и
образовалась во многом из этой самой
риторики. Если, например, историческое
христианство использовало для
адекватной передачи Слова Божиего, то
культурное окружение, в том числе
особенности национальные, бытовые,и др.,
которые случились на тот момент, и без
которых вообще ничего не может быть
понято в первохристианской эпохе, -
Ницше в своей грандиозной книге "Рождение
трагедии.." в качестве оппонентов,
называет двух-трёх людей из его
собственного круга учёных, остальное -
в глубочайшей дали, ставшей для него
точкой опоры.
Он профессор
классической филологии в Базеле,
Грецию изучил вдоль и поперёк. Шестой
век до н.э. { Эсхил и до Эсхила }
становится точкой, "упершись"
в которую, Ницше хотел эту
однонаправленную стрелу времни,
человечество историческое, саму
историю - опрокинуть к "небу",
к экстазу над-индивидуального
ощущения силы в самом себе.
Сама эта
идея проста, но по Ницше она получает и
другое измерение: измерение
мужественной переоценки всех
ценностей, мужества быть, волить и т.д. В
этом-то измерении и распушатся,
распустятся впоследствии весь этот
персонализм-неотомизм-экзистенциализм
и вообще философия ХХ века.
Ницше
сказал в сущности одно: вот История -
смотрите: её может и не быть, не стать.
И - например для меня, для Ницше.
Ведь учит
библеистика, что именно в истории - уже
в истории Своего народа, этому народу
как Израилю открывается его Господь,
что именно в истории живёт церковь и
что в историю человеческого рода и
человечества приходит в своё время сам
Господь в образе человеческом,
преображая её, но ничего не навязывая
насильно, против доброй воли человека.
"Миф о
вечном возвращении" Ницше, другая
редакция этой же его мысли - и есть
сознательный выход из истории,
добровольный уход из истории в её
процессуально-необходимом,
существующем как что-то не-живое ("Бог
умер") варианте, с которым имеешь
дело - к самому себе. К самому себе
поэтому как к забытью себя, забытью в
стадном вопле восторга, проявляющем
власть и властью рождаемом. К самому
себе в этом случае всегда забытье.
Историческая телеологичность у Гегеля,
схоластов, у теоретиков науки не
оставляла места для дышащего
человека. Для так называемой ХХ веком - экзистенции.
И ныне ведь многие без зазрения обходят
за версту Гегеля и вовсе не за то, что он
не прав, - вот ведь какие, - философы,
а не нравится им, что в его системе
их свобода воли что-то не
просматривается. Они и дуются, - что же,
её у нас и нет вовсе ? Но ведь
просматриваться свобода воли для
нетерпящих Гегеля может только в
размере Абсолютном, когда строится не
чья-то феноменология, Духа, тела, смеха
и др.- а себя самого, желающего свободы
как последнего свидетельства истины и
первого удостоверения в
действительности, - это может быть
философская антропология например, или
"Учение о воле", или подобное.
Категория "свободы" и "воли"
не та, чтобы её размещать где-то
посредине или сбоку - не поместится.
Только философское здание целиком
способно или всё выйти из этой
категории, или полностью "входить",
втекать в неё.
Как
только история стала для Ницше пустым
словом - во всех философских,
эстетических и прочих дистинкциях "пустого
оформления мёртвого", о христианстве
я уже не говорю, в глазах немецкого
философа оно сразу же
трансформировалось в обескровленное
и безжизненное слово: История -
как альтернатива былой трагедии с её
первородной космической мощью, история
- как неуместные постройки на
головёшках былой трагедии. А там, а
тогда - до этой трагедии с трагедией, до
Эврипида, заразившегося сократовским
рацио и "инстинктом небывалой
мудрости", - Ницше видит и кровь, и
жизнь. И вот история - уже и бессильное
слово.
Правда,
выключая историю, себя в истории и
многое другое, Ницше и здесь, на закате
ХIХ века, приходится жить не в принципе
индивидуальности, а в силе общего
инстинкта. Быть в инстинкте толпы.
Поэтому-то история им
перечёркивается до конца.
Но сама история всё
собирает и сберегает, всё в ней живёт.
На рубеже веков сколько появилось
тревожащих философское сердце
изысканий на так и не ставшими "классическими"
темы свободы, истории, воли, учений о
духе и о человеке ? И спустя полтора
века с момента появления "Рождения
трагедии из духа мухыки" Ницше,
культурная история самого Ницше и его
наследия с одной стороны есть некая
отдельная над-культурная манифестация,
продолжающаяся в Европе и
рефлексирующая на современном этапе, а
с другой стороны это важный и
значительный внутрикультурный момент,
имеющий собственную историю свою…
Можно ли говорить, что ХХ век наиболее
решительно преодолел схоластическую
пропасть между таким важным
богословием с его таким нужным
называнием божественных предметов
божественным образом в мире , в истории,
- и отдельным, но ненужным человеком, -
учтённым, спасённым, прощённым и
накормленным. Учение ( учения) о воле, о
человеке и об истории - взамен страху
поставило любовь и выбор, взамен вне-исторического
как "умного неведения" малых сих,
поставило историческую меру как баланс
между человеком и человеком в истории.
Но преодоление этой пропасти возможно
только скачками, прыжками, только "метафизическими
бунтами" во вне,и над историей.
Дионисийский хор, зов Ницше - один из
таких "прыжков". Другой "прыжок"
над этой развёрзнувшейся бездной,
сопровождающийся или отсутствием или
ломками принятой меры между Историей
- и человеком, - хорошо известный
экзистенциальный крен в метафизике и
литературе, главным образом
французской, в первой половины ХХ века
.
Но единственным камертоном этой меры
было и остаётся Божественное
Откровение - только здесь История и
человек находят себя, взаимно
открываясь друг другу. Человеку
открывается Бог и открывается Он в
истории. Только так, в Боге, а не в себе
самой, история оказывается способна
лично сбываться в духовной своей
достоверности и действительном факте.
Открывается каждый раз в ней - "живой,
духовно деятельный" Бог. Своему
избранному народу, Израилю. Нам всем,
явившись в мир в Бого-человеческом
облике Иисуса Христа, по неизречённому
своему человеколюбию. Открывается Он
человеку в деятельной, духовной
Истории. В любой другой, например в
светской истории, уже почти нет
возможности принять, расслышать это
Откровение, близко почувствовать
исторический пульс, Бог, история и
человек расходятся в таком случае, а
сама история остаётся пассивна и
безинициативна, холодна и протокольна.
Примечания
1) Христианский термин здесь вполне
уместен, особенно если вспомнить о его
синониме более узком - "трезвении ума",
из христианской аскетики. Кстати, иной
христианин и впрямь оказывается под
пристальнейшим внутренним прицелом
трезвения, если спрашивает себя, где
кончается его "опьянённость" и
начинается его "сон".
2) Мы помним, что если христианство
преображало уже имеющуюся жизнь,
реальную, подзаконную, преображало в
новую жизнь, человек и его дела - "материал"
для христианского трезвения,то
эллинство преображало "ничто" во
что-то и лепило из "пустоты", из
ничего, из мрака, для него всё - материал,
но главный материал - материал
вселенной, которая сама совершенный
материал и совершенный нематериал..Последнее
единство эллинство и отображало как
вечную жизнь. Всё это отвечает условиям
сновидения вообще и полностью нашло
отражение в аполлоническом творческом
сновидении.
С О Д Е Р Ж А Н И Е (
из перечисленных написана только
первая глава,
работа о Ницше входит в нее )
Глава первая Платонизм и
аристотелизм.( История в Боге).
Глава вторая Приключения
историографии.( История в человеке).
Глава третья Библия и мы. ( Бог в
Истории)
Глава четвёртая Судьба и время
(Человек в истории)
Избранная библиография
1. М. Элиаде. "Миф о вечном
возвращении". Введение в философию
истории.
2. Б.Кроче. "Теория и история
историографии".
3. Трёльч. "Историзм и его проблемы".
4. Карсавин. "Философия истории".
5. Бердяев. "Смысл истории".
6. Г.В.Ф.Гегель. Предисловие к "Истории
философии".
7. Люббе. "О сокращении нашего
прибывания".( ж. "Вопросы философии",
№4,1994 )
8. К.Ясперс. "Смысл и назначение
истории".
9. Лёзов. "Либеральная теология".
10. Лёзов. "Историко-критический метод".(
ж. "Вопросы Философии", №12, 1994 )
11. Неретина. "История с методологией
истории". ( ж. "Вопросы философии",
№9, 1990 ).
12. А.Гуревич."Теория формаций и
реальность истории".( ж. "Вопросыфилософии",№11,1990).
13. Р.Гвардини. "Конец нового времени".
(ж. "Вопросы философии, №4, 1990 ).
14. М.Гефтер. "История - позади ?" ( ж.
"Вопросы философии", №9, 1993).
15. Рейхенбах. " Философия
пространства и времени". ( с.163, "сравнение
времени", с.293, "Сингулярность
времени" ).
16. Т. Шарден. "Божественная среда".
17. Шпенглер. "Закат Европы".
18. Сборник, "Утопия и антиутопия".
19. Уайтхед, "Избранные работы по
философии".( с.592, "Прошлое,
настоящее…").
20. П.Флоренский "У водоразделов мысли",
часть 4-я, "Имя рода", "Об
историческом познании". ( М., 1999, том
3(2))
21. Джамбаттиста Вико, "Основания
новой науке об общей природе наций".
22. А.Фоменко . "Новая хронология
греции. Античность в средневековье."м.,1996.
23. Ф.Ницше. "Стихотворения.
Философская проза." ( с.130, "Рождении
трагедии из духа музыки." )
24. Э.Гуссерль. "Феноменология
внутреннего сознания времени".М., 1994.
25. М.Хайдееггер. "Пролегомены к
истории понятия времени".Томск, 1998
26. Поль Рикёр. "Время и рассказ.",
часть 1-я, М.-Спг.,(с.203, "Историческая
интенциальность"
POST SCRIPTUM
К ГЛАВЕ ПЕРВОЙ
Основная интуиция времени и истории
вообще-то, в чём ? В конце.
Причём именно платонически,
идеалистически - если мы попытаемся
видеть длящееся, становящееся,
соприсутствующее бытию время - не
практически-потребительски, как при-данное,
а в качестве самого по себе, - как за-данное
всему человечеству, - как целое, как
идею, мы тут-же и увидим историю как
такое Время, с большой буквы, (или сразу
же богословское: временность, с
богословской маленькой буквы), увидим
её как сущую-в-себе-самой не для- себя-самой.
Но из которой и благодаря которой
только и становится возможным говорить
о историческом во всех становящих его
целое планах. Но видение такого Времени
это одновре- менное созерцание как и
становящегося целого Истории, как мы
только что сказали, - так и того
немыслимого ( в Истории-времени) Ничто,
в котором эти планы себя утверждают в
Истории, и который есть не просто не-Время
и границы созерцаемого Исторического
целого, но становится в качестве Конца
Времени. Логиче- ски это выглядит так.
Становление Конца в Истории есть
осуществление Замысла Бога о мире. Но
это про- исходит одновременно и
благодаря становлению Времени в
истории, как осуществлению замысла
мира и человека (живущего в этом мире
человека, земного владыки тварей и
веществ земных) - о времени и делах мира
и человека. Но возможность человеку
видеть, "ощущать" Замысел Божий о
мире предоставляет только
Божественное Откровение, как
Откровение о Времени, о истории и о
Конце.То есть, признание Бога и Слова
Его о мире и судьбах мира в качестве
истинного и исповедания этой веры в
своей жизни, в своей истории- -Времени.
Поэтому основная иснуиция времени-Истории
в реально отодвигающемся конце,
становлением не-конца как реальности, т.е.
духовной реальности события-времни в
истории и т.о. становлением конца как не-реаль-
ности в истории - но это возможно при
становящейся в Боге как в Вечном
Времени, - реальности истори- ческого
человека.
Авторские права©М.Губайловский2000
|