(возвратившись
с выборов в гос. думу России)
Регулярно посещая
выборные пункты в местные органы
власти, когда это требуется от меня
и видя в этом очевидный гражданский
долг и право, я со стыдом,
граничащим с непониманием, вижу,
как исправно здесь, в рабочем
посёлке под Москвой, и в других
местах, народ голосует за красных. И
в других местах - это вся Россия, "глубинка".
Та
самая - Россия, в которой три
четверти века методично
истреблялся собственный народ, всё
лучшее в нём . Я задаю себе один и
тот же вопрос, по существу, каждый
раз: что это, с современниками
нашими: сознательное переступание
через трупы - и тогда от этого
красного выбора, в случае прихода к
власти КПРФ, можно ждать новых и
новых трупов, опять ради недостающего куска хлеба. Или всё-таки
это старческий, уже ни на что не
способный конформизм .
В процессе катехизации, т.е. в ходе
общения , происходящего между
людьми, находящимися в церкви и
оглашаемыми, т.е. вступающими в
церковь и готовящимися к крещению,
первым приходится быть особенно
внимательными и духовно чуткими к
настоящим подвижкам оглашаемых в
сторону церкви, помогать этим
совершенно самостоятельным шагам к
Богу, за самого человека которые
никто сделать не в состоянии.
Очевидна разница, психологическая,
социальная, возрастная, - людей,
слушающих единое Слово. Кто-то экстраверт, кто-то холерик, кого-то
надо успокаивать. Кто-то из бывших
коммунистов, кто-то из нижних
чиновников сов-министерств, кто-то
зашёл поглазеть: а что здесь? Кто-то
годится в отцы, а кто-то в сыновья.
Кто-то, наконец, в силу возраста, уже
прожил, по большому счёту, свою
жизнь в мире, и сам он, будучи
пожилым человеком, считает именно
так. А в новую жизнь, в жизнь церкви,
только входит. А кто-то только
входит в мир взрослых дел и
настоящей ответственности, кто-то
молод, и церковь открывается перед
ним почти вместе с остальным миром .
Так или иначе, но молодость сильна
своим будущим здесь, в мире, и
способностью к обновлению. Что же
касается пожилых, то к ним
приходится быть предельно
внимательным: это и уважение ,
повышенное уважение к личности,
которую очень легко оттолкнуть,
обидеть именно неуважительным
отношением, и достойное отношение к
тому факту, что на те или другие
труды у этих людей ушла почти вся
жизнь, и, следовательно, это всегда
в чём-то весьма опытные люди; это и
почитание в них родительского,
семейного, воспитательного чутья,
ведь люди вырастили и выпустили в
общество взрослых детей; и
особенности их бывшей или
настоящей социально-идеологической
позиции, когда рядом сидят бывший
член райкома и, скажем, хирург-диссидент
, подрабатывающий на пенсии.
Красный выбор в современной России,
эти сорок, сорок четыре процента
голосующих за КПРФ, всё-таки есть
старческий конформизм. Старики
цепляются за жизнь, в которой есть и
во многом была своя жизнь, в которой
разлита своя идеология. Причём
атеисты цепляются ещё сильнее, ибо
чёрную дыру совести христианской
страшно трогать, а перед лицом
смерти и смерти поколения, всё-таки
приходится и трогать и спрашивать,
отсюда отчаянное зачёркивание этой
личной действительности в
припадании к сдохшей
коммунистической идеологеме, эту
совесть гасящей.
Коммунизм
надругался над этими людьми самым
кошмарным образом - лишив их
достойной человека в старости
духовной мудрости : им нечего ждать
от будущего, ибо "Бога нет", а
сил доказывать, и жить как раньше,
тоже нет, и нечего ждать от прошлого,
приведшего к настоящему для них "кошмару"
. И если прибавить к этому основному
положению градус невежества, в силу
которого знания нужны человеку
только для какого-то общеполезного
дела, для практического результата,
пользы и т.п. - то становится ясным,
что, будучи выключены, или, находясь
в стороне от основных дел в стране,
на работе, в семье, эти люди "законсервировались",
необходимость доискиваться до чего-то
отпадает сама.
Знать, а значит,
разбираться каждый раз до какого-то
конца, до определённости, не
представляется нужным, ибо
практически нет результата - не
привыкли ожидать результата от
слова (и это проблема "гуманитария",
встающая перед "технарём", в
годы незабвенных шестидесятых она
особенно остро ощущалась
интеллигенцией, этими
идеологическими щупальцами народа,
в натравливании очкастых физиков
из академгородков, имеющих реальный
вес и значение в стране, на
тонкошеих лириков из
политехнического, которым
государство разрешило минимальный
вес слова поднять, в том, что первые
слушали и не могли не слушать
вторых… ) - ничто так не убеждало в
истории в том , что "слова - пусты",
как очевидное признание всеми в
бывшем СССР пустословия
идеологических программ КПСС .
Но это пройдёт. Тогда это пройдёт .
Про Синод, Священный Синод РПЦ,
спокойное и монументальное
собрание верховных пастырей нашей
церкви, и простому смертному
верующему, тоже кое-что известно, -
что люди в любом случае весьма и
весьма пожилые, в любом случае
духовно опытные, в любом случае к
ним надо относиться с большим
уважением и многое учитывать и
учитывать - уж очень "ветхие
вельми" люди ! И в РПЦ тоже
понимают, учитывают, стараются не
нервировать беспокойными делами,
окончания которых члены Синода
могут и не дождаться.
И это пройдёт тоже.
Ведь очень важно понять ли, увидеть
ли, в будущем, в будущем человека, не
простое отсутствие прошлого, не
отсутствие, а духовный призыв .