О ИНЫХ ПОХОЖИХ прохожих
ЛИЦАХ…
(
постановке вопроса о схожести
человеческих лиц)
Юрий Лотман удивительно похож на
Альберта Эйнштейна. Журналист и
гендиректор телеканала Евгений
Киселёв похож на И.В.Сталина ( что там в
усах - ухмылка, улыбка, ненависть - ?..).
Ну и что ж, разные лица встречаются, что
ж тут ?
А то, что учёный похож на учёного, а
журналист-политик на идеолога-политика
и диктатора. Там - лысыватый череп,
испещрённый морщинами с длиннющими
неестественными гусарскими усами, а
тут - толстый усистый покров на верхней
губе, создающий впечатление волевой,
военной личности плюс хитреца в центре
глаз и боле ничего.
Люди разные, взгляды разные, лица схожи.
И там тоже судьбы разные, научные
предметы разные и т.п., но вот как похожи.
Но посмотрите, получается, что учёный
несёт в своём образе как будто
раскрывшийся мир, гипер-физиогномическую
черту, словно этой чертой удивления мир,
доселе закрытый, осознает сам-себя и
является человечеству…А работник
идеологического фронта, правду ли он
говорит или не-правду о мире, - до того
размыт и слит с массой, что возникает
необходимость и в усах и в том, чтобы
опираться на наиболее популярные в
обществе, устоявшиеся образцы. И то -
ведь он хочет быть услышанным, а не
понятым, как первые. Какие далёкие
идиотские выводы мы сделали из этих
случайных схожестей, а сколько их, этих
схожестей, и выводов ещё куда более
идиотских ?
Девушка( вот та, личико) похожа на любую
другую девушку ( вот та, или та, или эта).
Шварцннеггер похож на Пастернака 40-х
годов. ( На лицо, на лицо смотри).
Путин похож на одного токаря-универсала
из г. Подольска, с ним года два тому
назад пересеклись мои работные тропы.
И так далее.
Мы живём и так или иначе ежедневно мало-помалу,
потребляем одну и ту же визуально
подаваемую информацию, политического,
культурного, развлекательного и др.
свойства. "Новости" - каждый день, в
одно и то же время, один и тот же ведущий,
в том же порядке - а мы, откинувшиеся
после тяжелого трудового дня,
вслушиваемся в дикторские слова,
пропитывая свою ротовую полость
светлым пивом и ощущаем почти
одинаковую тяжесть в пояснице…
Фильмы - одни и те
же, с одинаковыми актёрами, мы смотрим
30, 40 раз. Сопротивляемся этому, но
включаем "ящик" и тем не менее
смотрим, причём каждый раз по новому.
Параллельный этот мир, мир ТВ и
политики, газет и мировых событий где-то,
где-то там - живёт вместе с нами. Стареем
мы. Он, этот мир, неизменяемый по
существу, еженедельно повторяющийся и
этим-то и сращённый с нами, - изменяется
поэтому тоже. Тоже "стареет". "Ветшает".
"Седеет" вместе с нами.
Есть ряд знакомых актёрских лиц ( так
сказать, "любимых"), ряд политиков,
ряд знакомых по работе, ряд оставшихся
в детстве и всплывающих из памяти, - лиц,
и т.д.
Все эти ряды
упорядочены, но практически не
пересекаются. Занимают собой некоторый
топос, общее частное целое того, что мы
и называем знакомым образом,
узнаваемым, родным образом. Всякое
новое лицо всё-таки не совсем новое, - на
кого-то оно (как лицо) больше похоже, на
кого-то ешё чуть-чуть и оно уже будет
вовсе тем, знакомым. Но топос, общий
набор черт задан. Он конечно меняется,
качественно и количественно, но задан
каждый раз. "Вон пошёл - вылитый
Серафим Саровский." Или: "Идут по
улице милиционеры, улыбаясь, всего их
человек шесть, как будто шесть Юриев
Гагариных." И т.п.
Но человек узнаётся, его внешность
сразу изменяется. И чем более
существенно, лично узнаётся человек,
тем больше внешних внутренних вещей он
раскрывает нам, раскрывая нам и себя
самих. В Личном, молитвенном обращении,
остаётся почти один только образ Божий
в человеке, поэтому на иконах иных
праведников мы видим то же однообразие
внешнего - сухие, худые склонённые
фигуры с нимбами над головою.