ПЛАТОН.  ЭЛЛИНИЗМ.  ДИАЛЕКТИКА.  ПРОКЛ.  ТЕУРГИЯ .ПЕРВОСУЩНОСТЬ. ДУША. ПЛОТИН .КОСМОС. МАГИЯ.  ЯМВЛИХ.    СТОИЦИЗМ .УМ.  СИМПАТИЯ. ЛОГОС.  СУДЬБА.. ПИФАГОР. .МИСТЕРИИ .ОРАКУЛ. МОЛИТВА .СВЕТ. СОЗЕРЦАНИЕ ."Я" СКЕПТИКИ. КИНИКИ. ЭПИКУР. ГНОСТИКИ. ХРИСТИАНЕ.МИФ. ИСТОРИЯ.. АПОЛЛОН. ИСКУССТВО. АРИСТОТЕЛЬ..ЧИСЛО. ТРИАДА.. ИНОЕ. ЕДИНИЧНОЕ. ИНДИВИДУУМ. СОКРАТ.

Найти: на

Пена дней

Статьи и эссе

Академия: учение и судьба Вокруг Академии Неоплатонизм: синтез и теургия Диалектика Тексты

   

Школа "анналов": в поисках утраченного факта (продолжение).

М. Кошкин (21/10/02)

К логике снятия истории культурой.

В гегелевской философии создана внятная предметно-познавательная терминология. Автор современного словаря по терминологии Гегеля, А.Д. Власов, термин «снятие» демонстрирует на схемах. Он сравнивает два типа определённости - предметную и субъективную.

Если в первой, субъективной определённости элементы определённости структурно связаны только с "Я", а связи между ними отсутствуют, то напротив, в предметной структурной форме эти же определённые элементы связаны только между собой, а "Я" и связи с ним отсутствуют. На рисунках это хорошо видно.

Важно, что сами эти элементы определённости в процессе предметного познания остаются одними и теми же. То, что в предметной форме они скреплены между собою, приводит к возникновению "жесткости и неподатливости всей структуры в целом, что, например, характерно для реальности." В субъективной форме элементы не скреплены между собой, но только с субъектом, "отсюда относительная свобода комбинации элементов, что например свойственно воображению и знанию вообще". Процесс перехода от предметной к субъективной форме определённости и есть снятие." Результат обратного процесса Гегель называл положенностью.

Снятое приобретает особое значение при изложении содержания, непрерывно переходящего из одной формы, снятости, в другую форму, положенность, (например доказанное), и наоборот ( когда оно снимается, превращаясь во что-то субъективное и требующее иных доказательств).

В некоторых случаях указанное содержательное различение может оказываться полезным. Рассмотрим теперь последовательное становление культурного факта и высвобождение его из-под власти вне-исторического.

«Сначала было…» безымянное, мифологическое полотно жизни. Быт, скрытые и полу-проявленные характеры. Голая действительность.

Положенный миф снимается текстом: писатель выводит его на историческую поверхность. В тексте миф оказывается максимально ярким и остро выраженным, сама действительность узнаёт себя, глядя ( читая ) его творение.

Положенный текст снимается индивидуальной критической рефлексией. Критик ( читатель) спустя некоторое время, произведение диффундирует в историю с ближайшим к нему культурным окружением. ( рецензия, успех, провал, премия и др.) Создаётся первая историко-культурная оценка текста..

Положенный в текстах миф снимается философом, но при этом ещё более утверждается, объективируется им в истории. Философ, всегда субъективный, снимает все отдельные критические оценки, своим дискурсом создавая ценность, - идеально выраженный, явленный лик современности. Для этого ему приходится заниматься действительным, ставшим, а не становящимся . История остаётся той полной неизвестностью завтрашнего, и той неизбежностью завтрашнего, тем материалом истории, который очевидно требует себе иного исследовательского горизонта. Слишком мал культурный и философский «вес» становящегося смысла перед ставшим, фактическим, законченным. Философ перекрывает своей отчётливо-видящий и так же безотчётно невидящей фигурой весь исторический горизонт. Последнему нужен иной познавательный «статус», и это есть статус действительно становящегося, а не просто ставшего действительным. Здесь у философа возникает дополняющее философское начало субъективного познания истории, но разворачиваясь на другом горизонте, уже как историческое исследование.

На историческом горизонте, однако, философу не просто «отделаться» от убеждающего его различения действительности, и он переносит философское обобщение на историю, пытаясь осмыслить судьбы народов, цивилизаций, грядущее, пробуя закрывать лакуны и белые пятна истории, исходя из своих понятий, терминов, философских приоритетов. Это рубеж историософского анализа. Философ тут ещё всецело философ, и ставшее для него, - только категория из концепции, пусть и ведущая категория, но «одна из». Положенный им в основание современный ценностный миф не только вершина горизонта, с которой он смотрит. Но, других вершин у историософа и не может быть - философ специально «залез» на эту гору, чтобы видеть далёкие «горизонты исторического». История, т.о. здесь снимается ещё философски. Точнее, культурно-философски, в силу неизбежно появляющихся многих культурно-исторических оценок и их морфологизации.

Продолжая предыдущую метафору «горизонта» и «горы», об историке было бы удобно сказать как о том, кто с этой горы слез. Или никогда на неё не поднимался, в том смысле, что уже нет того удобного «вида». Он пробует «пройти» тот маршрут, который наметил наверху. На каждом углу его подстерегают опасности, ходить как-то непривычно, да и размеры вещей изменились, особенно, если учесть, что собственная гора однажды может пропасть из виду вовсе, когда заходишь слишком «далеко». В отличие от историософа, историк действительно пробует снять современный миф, у него возникает новый «род» исследования, другая познавательная фактура - материал истории, факт, источник, памятник. Он исследует, спускается с философского холма к фактам, он их ищет, а не рассматривает по карте с «высокой горы».

Что же ищет историк ? «Выжимая» факт в текст, последний он пробует толковать в связи с недостающими и имеющимися под рукой соседними текстами. В итоге, изучаемая эпоха всё время скрывается от него, фокусируясь в набор редчайших исторических «артефактов», загадок или белых пятен, которые ищут. Здесь в центре голый, тупой, неосмысленный факт, «находка» как цель. С другой стороны, изучаемая эпоха как бы исторически исчезает, уходит из под ног между «здесь» и «там». Историка нету там, а отсюда туда - он точно «вышел». И хотя смысл исследуемого текста им выносится к соседним текстам, - окончательно он никогда не может быть получен, ускользая в новый смысл, изменяющий оттенки объективно «чужого» текста. Именно в неявном отталкивании от такой, раз-ориентированной, истории набирает очки и крепнет историософия, её «высокогорье», её культурный синтез, вовсю использующий и обобщающий некритические факты. И «плохой» историк не в силах противостоять в себе «могуществу» историософии. Факты становятся ещё более первичными и крепкими, в степени и в направлении историософской ориентации такого историка. Но и «хороший» историк, остерегающийся философии, остаётся критиком текста. Уже не философ, но ещё критик! - он сидит на «том же холме». Они начинают обслуживать не собственный горизонт истории, а лишь подчёркивают «все-могущество» этой историософской культурной горы, подчёркивают её перспективу, тени, точно описывают её подножье и т.п.. Горизонт - важен как фон этой горы, и только.

Историк анналистического типа, каковым представляется учёный французской школы «Анналов», с самого начала признаёт невозможность проникнуть в давно закрывшееся и скрытое в истории. Равно как и ретранслировать чужую эпоху в сегодняшние смыслы, а если возможно, то только поверхностный и произвольный элемент её. Всё это около-исторические, приблизительные методы и оценки. Он отказывается и от маниакальной озабоченности источниками, и, «честно» раскрывая глаза настоящему, объявляет его существенно историческим !

Ведь в отличие от чужой эпохи, современный историзм как раз пониманию принципиально доступен. И в разрешении исторических проблем, в «поисках утраченного смысла», анналист может использовать всё существенно историческое, - от слухов и современных психологических представлений, до любых текстов и фактов, важным теперь стало само историческое понимание. Воронка, в которую втягивает его центр исторического «расследования», балансируется точностью и актуальностью изначального вопроса. Если миф когда-то выразился в текст, то здесь происходит нечто обратное - вопрос втягивает исследователя в конкретно различаемый им миф, его материальную картину. Узнаваемая историческая фактура - вот чему посвящаются его писательская фраза, познавательный ритм и историческое чутьё.

Именно поэтому анналистические исследования и выверено написанная литература, и есть методически-эмпатическое наведение фактурного смысла истории. Важно узнать, а не знать решение. Истолковать миф не только во внутрикультурном аспекте, не находящем достаточной правды, сколько на его границах. Поэтому и «Логика толпы» - отчасти полу-популярное чтение. И книга, которую интересно было бы представить именно в анналистическом ключе, которая заслужила много заслуженных и не очень, упрёков от самых маститых историков, написана легко - это «Ледокол» Суворова. Почему «Ледокол» неявно анналистичен ? Потому что он методически сходно выполнен - все главы, и каждая собственной темой, отвечают на один и тот же вопрос. В результате получается многоаргументный ответ на поставленный вопрос-проблему, - «нападал ли Гитлер на Советский Союз». А поскольку ответ даётся в ходе исследования Суворовым прямо противоположный, эффект от такого разыскания особенно резок и исторически «цепок».

Исторический миф оказывается для анналиста мифом современным, и горизонт истории возвращает философа, когда-то пустившегося в поисках утраченного «факта», к себе самому, т.е. в личную мифически-невыраженную до-культурную тьму, в меон, где он никак не философ и не писатель и не историк, а только человек, сложивший с себя символы культуры ради горизонта иного. Концы сходятся - вопрошание анналиста, проникновение в чужую эпоху, - по сути оказывается проникновением в свою неразличимость. Ведь, столкнувшись с историческим пониманием, анналист оказывается снова во тьме, и он снова вынужден строить культурную оценку, снова совершать очередные шаги на горизонте истории, чтобы понять поступки, ситуации, прецеденты. Отсюда неизбежность историку-анналисту быть критиком, философом, историософом, художником, чтобы подобные оценки не довлели внутри исторического дискурса. Он хочет признать и овладеть современностью - чтобы в ней ощутить историческое. «История - это духовная форма, в которой культура отдаёт себе отчёт о своём прошлом» (Й. Хейзинга)

Конечно, новое историческое сознание всецело обязано бурной философской критике исторической науки, в начале века. Это Б. Кроче, чья «Теория историографии» диалектически выделила жанровые формы вне-исторического описания - поэтическую историю, идеологию, хронологию, и т.д. «Логика истории» Трёльча, выполненная в неокантианском духе, разрабатывавшая Дильтеевскую проблему наук о духе. Литературные исследования средневековья Йозефом Хейзингой. Хотя Жак ле Гофф, говоря о Хейзинге и о возможном его влиянии на «Анналы», заметил критически, что «при явной тенденции к междисциплинарному подходу, всё же у Хейзинги в структуре исторического знания психология остаётся «литературной», этнология - «философской», философия - «морализирующей»».

Если заканчивать метафору, можно сказать, что историк «Анналов» спрыгнул с поезда, который катался вокруг да около культурно-философского холма по позитивистическим рельсам. С собой он прихватил только необходимое - - ружьё, котелок, зажигалку и т.п., для самостоятельной жизни в тёмном лесу, всё это наиболее ценное, прикупив загодя на родном холме. И быстро скрылся в обступившем его, выросшем за годы и годы, лесу. Так и ходит он меж холмов и весей, уже ничего не собирая, иногда лишь взбираясь и затем снова спускаясь с холмов в низменности и долины, встречая завтрашний день по дороге за горизонт.

Всякий раз рефлексия над содержанием, или наоборот опредмечивание, изменяет его, привнося («снимая») содержательность в данную («положенную») действительность. Культура исторического предстаёт в виде следующей последовательности культурного предмета:

 

Верхний по рисунку терминологический ряд, до и вне горизонта истории, опирается/обращён к первоначальному художественно-выразительному, к тексту. Нижний, преследует/исследует факт истории, так никогда и не достигая/постигая его на одном только горизонте исторического. Объективация культуры снимается противоходом исследовательской субъективации, возможной на горизонте истории.

Заметим, что наличие тенденциозной историософии, только помогает историкам-анналистам, «убегая» от неё как от идеологической чумы, оценивать характер философской обусловленности, выделяя вещи догматические, мешающие, и вещи герменевтике полезные. Например, «Анналитики» послевоенного периода в качестве насущной избрали стратегию различной «длительности времён истории» (Ф. Бродель), на передний план выдвинув параметры экономики, заселённости, характера ландшафта, - таким был существенный выбор критериев, кстати, многими в школе порицавшийся за отступление от ранних традиций Л. Февра.

Точно также наличие «предрассудков» обычной истории фактов способно помогать поиску. Впервые констатировал предваряющее наше понимание предвзятое, «чужое мнение», Гадамер: «признание существенной предрассудочности всякого понимания сообщает герменевтической проблеме действительную остроту. И на самом деле, предрассудок приобрёл для нас негативный смысл лишь благодаря Просвещению. Сам по себе «предрассудок», vorurteil, означает всего лишь «пред-суждение», т.е. суждение, вынесенное до окончательной проверки «всех фактически определяющих моментов». «Предрассудок» вовсе не означает неверного суждения, «в его понятии заложена возможность как позитивной, так и негативной оценки».

Эта, обычная история фактов ставит перед толкователем проблему исходного текста: «Очевидно, что позволить фактам определять его действия является для интерпретатора не каким-то внезапным «смелым» решением, но действительно «первой, постоянной и последней задачей». Ведь речь идёт о том, чтобы придерживаться фактов вопреки всем искажающим воздействиям, которые исходят от самого толкователя и сбивают его с верного пути. Тот, кто хочет понять текст, постоянно осуществляет набрасывание смысла. Как только в тексте начинает проясняться какой-то смысл, он делает предварительный набросок смысла всего текста в целом. Но этот первый смысл проясняется в свою очередь лишь потому, что мы с самого начала читаем текст, ожидая найти в нём тот или иной определённый смысл. Понимание того, что содержится в тексте, и заключается в разработке такого предварительного наброска, который, разумеется, подвергается постоянному пересмотру при дальнейшем углублении в смысл текста. » Другими словами, выхватываемый смысл обнаруживает наличие предзаданного смысла и разницу текстов - только что понятого и имеющегося. Эта разница и заставляет выдвигать новый смысл, находить новую разницу понятого с данным текстом, и так до бесконечности.

Такая круговая структура понимания, в самосознании истолкователей присутствует давно, от Шлейермахера до Дильтея. Но этот герменевтический «круг не следует низводить до порочного - в нём скрывается позитивная возможность исконнейшего познания.» (Хайдеггер). И «онтологически позитивный смысл. Само его описание как таковое вполне убедительно для всякого толкователя, который знает, что делает.» (опять Гадамер). Самому Гадамеру это позволяет поставить вопрос о исторической «традиции»: «В начале всякой исторической герменевтики должно стоять поэтому снятие абстрактной противоположности между традицией и исторической наукой, между историей и знанием о ней. Воздействия, оказываемые живой традицией, с одной стороны, и историческим исследованием, с другой, образуют единство; анализ же этого последнего обнаруживал здесь до сих пор лишь сплетение взаимодействий. Правильнее поэтому мыслить историческое сознание не как нечто радикально новое - чем оно кажется на первый взгляд, - но как новый момент в рамках изначально человеческого отношения к прошлому.»

Традиция и Культура Гадамера - попытка развернуть культурно-исторический миф в бесконечность, а не замкнуть его на личность исследователя, к чему стремится показанная на рис. герменевтическая схема. Она описывает тот же герменевтичекий круг, но раскрытый на горизонт истории. На месте хайдеггеровского пред-понимания, в ней оказывается предзаданный исторический миф. Проникая в иную эпоху, историк снимет вне-исторические напластования современной ему культуры и узнает лицо своего, сегодняшнего мифа.( Ещё не врага.)

Метафизический смысл, предоставляя человеку жизненный миф, всегда религиозный, страшит своей неопределённостью, или наоборот, схоластической отвлечённостью. И однажды, в XX веке в философской точке «выбора», (см.рис.) уже был сделан поворот вспять, в сторону текста, с последовавшей затем аналитической традицией философствования. Так начинает строиться философия действительного факта (со-бытия), по Л. Витгенштейну. И вторую ветку, горизонт исторически-становящегося, мы тогда исключаем, этим придавая действительности культуры неожиданную фактурность и всеобщий, языковой статус. Действительность становится внятным текстом. Философия - критикой. «Порядок вещей» утверждён. И индивидуальная историческая Культура не востребована.

Но если жизненный миф остаётся и в горизонте исторического, круг культуры способен замкнуться. Тогда жизненный миф открывает себя в историческом познании. В герменевтике исторического события. Тогда это другой случай. В первом, миф закрывается от исторически становящейся Культуры в действительном событии, самим фактом действительности, ставшим философски-отрефлектированным художественным целым, текстом, вещью.

Интересно, что всё-таки есть, дан - единый Текст, являющийся сразу открытием, Откровением, правда уже не действительного, а Истинного Мифа. Это Библейский текст. (Мы говорим не о текстологической выверенности корпуса текстов, а о действительности Откровения Божия в тексте и через текст, вступая здесь на территорию Бого-Откровенного текста, и веры как Бого-Человеческого Слова, обращённого к человеку.) И открывается этот текст не в первом смысле действительного события, а как раз во втором смысле личного исторического события. Здесь происходит Встреча, здесь историческое становится действительностью. А насыщение духа Божественным чтением имеет в виду потребность в духовной пище, уже не познавательную, но духовную, нужду в Господе как таковую. Откровение Божие с личной веры начинается, и ею же оно всецело проникнуто. При этом сам библейский миф не есть уже ни исторический миф, ни современный, что, как показывает историческое познание Культуры есть одно, но личная водительная История. В ней сказывает дух шаги своего спасительного действия, преображающего и действительность, и культуру.

Усиливающаяся тенденциозность «Заката Европы» может быть уяснена, с учётом нашего культурно-исторического цикла. За этим стоит требование «предшествующих соседних членов», т.е. философии и истории. Чтобы сбывалась, а не довлела себе, изображённая Шпенглером действительность культуры. Но «достаточной философской критичности к выводам» и «исторического понимания взамен морфологического», чего всё более требует нынешняя историография, мы у Шпенглера не найдём. Увы, с изменением становящегося - философской «погоды» и её критериев, с приходом новой эпохи, ставшее полностью изменяет свой лик, и в первую очередь падают историософические прогнозы, как в прошлое, так и в будущее. Другой читатель, другое «письмо» культуры, другой конструктор исторического на дворе, хотя бы Хольм ван Зайчик.

Можно ли « Ордусь» ван Зайчика сравнить с анналистическим» исследованием? «Ордусь» решена сразу в двух культурных планах - и как текст и, с другой стороны, как идейно-исторический проект. Художественная оценка современного нам исторического мифа дана негативно, в виде альтернативного определения существующего. Писатель, минуя реальный культурно-исторический смысл, оформил свой исторический проект с помощью таких же реальных, существующих догм. «Мнение группы», которую он представляет, становится его подлинной критической историко-художественной рефлексией, ею творчески он отвоёвывает историческую «автономию», сразу же её исследуя. Такой художественный поиск, приблизился бы к анналистическим штудиям вокруг актуальной исторической проблемы, если бы не одно «НО». Художественный замысел ван Зайчика занят не исследованием исторической действительности, он создаёт собственную привлекательно-сходную утопию, ставя её рядом: сравнивай читатель, - что лучше ? Ван Зайчик тоже исследует, отрицательно, социальные и идеологические связи, тоже проходит искушение исторически-«иным». Снять же с него догматический груз исторической безответственности хоть как-то философски, исторически, можно только так, как И. Роднянская, - одёрнуть, вернув в действительность.

Можно сказать, что Культура становится не только внешним образом, исторически, но и внутренним, предметно-исторически. Критик - рефлексирует над текстом, потому что в самом тексте рефлексии нет . История - вместе с эпохой и её ценностями отчуждает соответствующие историософские концепции. Ведь текст не может не получать оценки. А история перестать становиться. И художественный текст, и историософия культуры - эстетические свершения, в предметно-исторической рефлексии нуждающиеся по разному. Если текст всегда остаётся самодостаточным, историософия с течением времени отмирает.

Примечания:

1. Х.-Г. Гадамер, с.323
2. Х.-Г. Гадамер, "Истина и метод", М.,1983, с. 318

 

 

Hosted by uCoz