Тропы антропоса. Негр не играет в
хоккей (окончание).
М. Кошкин (04/9/02)
Хоккейная амуниция есть естественная
спортивная версификация доспеха и его
защитных возможностей. На современном
этапе средневековая пластинчато-металлическая
конструкция ( всё-таки вес железа на
рыцаре достигал «при всех удобствах»
килограмм до 25, 35, не считая оружия )
сразу же уступает новым видам
спортивной амуниции, кожи, пластику и
др. лёгким высокопрочным материалам. Но
мы обращаемся к преемству формы, а не
материала. А с формами связана
обслуживающая и оценивающая их идея. И
тут мы находим много общего. Мужчину-воина
защищали бронёй и оружием и
эстетически оценивали в этом качестве
рыцаря в течение многих столетий. ( А
современные исследователи и вовсе
скоро подготовят что-то вроде «поэтики
средневекового доспеха».) Поэтому
неудивительно, что сейчас ничего по
существу нового мы к доспеху не добавим,
не прицепим. Да и воин-мужчина давно уже
вышел из доспеха, превратив его в танк,
сам же напрягает открытое тело в боди-билдинге
или в политическом бизнесе (или за
просмотром хоккея)… А значит,
формально, - он стоит, пылясь, в музее.
Например в Пушкинском.
Хоккейная игра, это жёсткое и
скоростное противоборство мужских
коллективов, «команд», «дружин», делает
заметными другие значительные,
отстоявшиеся в Культуре моменты, с
историей доспеха связанные. Уже сам вид
хоккеиста в шлеме - вид рыцаря,
поднявшего забрало, перед тем как
совершить свой редкий подвиг. Клюшка,
на кончике которой «пляшет» шайба -
откинутая назад пика с единицей смерти
на конце. Скоростную функцию вместо
лошади берут на себя коньки. Силовая
борьба, силовой приём - удар щитами. Пас
- внутренние взаимоотношения между
рыцарями, ритуально диктуемые логикой
хоккейной атаки. Делая пас, в центр
всеобщего внимания помещается другой
рыцарь, носитель смерти и почёта.
Рефери - установленный монархом
герольдмейстер. И т.д.
Для нас, обывателей, зрителей - сам
хоккеист - выступает в двойном игровом
аспекте: как отдельный игрок, и как член
команды. Отдельный хоккеист, полнее
других представленный в голкипере, -
рыцарь более ранней эпохи. Это древний
рыцарь начала XI века, которого все
носили на руках, в то время как этот «эгоист»
и дуболом-невежда не очень-то торопился
служить, предварительно не обеспечив
себе будущие почести и славу. Который
хорошо знал себе цену, - даром что
основным пороком, самым страшным,
становится для рыцарства
сутяжничество и жадность. Во всей
Франции 11 в. можно было насчитать всего
где-нибудь с полсотни странствующих
рыцарей, бродивших по дорогам в поисках
выгодной сделки с монархом или с
сеньором для разных сомнительных
военных акций. На серьёзную же войну
этих максмимально вооружённых людей
удавалось вытащить и вовсе горсть, что
им не мешало, правда, играть в сражении
значительную, часто определяющую роль.
Лишь по собственному самодурству и
дикости, рыцарь раннего средневековья
мог нарваться на смерть или кого-нибудь
убить. Народ старался его сохранить.
Своей деревне. Сеньору. Будущей
неопределённости. Впоследствии, когда
рыцарство стало передаваться по
наследству, а не стало завоёвываться (
как в X веке), что случилось быстро, уже к
XII веку, с усилением орденов, - характер
«невежды и талантливого громилы»
постепенно именяется на
противоположный - и является
классически-«учтивый», соблюдающий
этикет и обеты рыцарь, тот самый -
служитель чести, дамы и Бога. ( В таком
порядке - вернее.)
В другом, в командном аспекте,
хоккеист, выезжающий на лёд, на точку
вбрасывания шайбы - рыцарь, только уже
эпохи «среднего» средневековья, где-то
XII в., когда от имени христианского
ордена и его "святых целей" он
отправлялся в крестовый поход
освобождать от неверных христианские
святилища. Использовались ли в средние
века негры в качестве оруженосцев ?
Маловероятно или просто невозможно.
Чего не скажешь об арабах. Правда,
учитывая, что оруженосец для рыцаря XI
века мало чем отличался от прочей «людской»
швали и слуг, (последних, слуг и
крестьян из своей деревни, рыцарь на
тяжеловооружённом коне иногда просто
затаптывал в ходе поединка), случайно,
но это могло иметь место.
В хоккейной пятёрке - кругом:
геральдика индивидуализма. Игроков -
всего пять. Нападающих трое. Защитников
двое. А вратарь вообще один, причём, не
вдаваясь в дотошную мифологизацию,
можно выделить уже два главных момента:
вратари несут очевидно функцию
средневекового щита, прикрывающего
тело ( хоккейные ворота, обтянутые с
другой стороны «сетчатой кольчугой»),
по которому соперник наносил удар
длинной пикой со всего скаку. То и дело,
при углублённой посадке воина и
специальной конструкции сёдел, при
такой сшибке рыцарей на полном скаку,
кто-нибудь да вылетал из седла. Это
видно, когда вратарь растягивается на
льду с пойманной в ловушку "единицей
смерти", т.е. шайбой. В целом же,
пятёрка игроков, разыгравшая шайбу и
выводящая своего нападающего на
ударную позицию - имитирует конский
разгон, усадку рыцаря в седло, упор (
чтобы не вылететь из седла, в нём
делались специальные упоры сзади),
выставленную пику, и бросок по воротам.
То есть всё разнообразие
видов оружия, появившихся к 15 веку,
вкупе с мастерством по их владению (палица,
мушкель, меч, шпага, арбалет, кинжал,
копьё и др.)
И современный рыцарь, хоккеист, также
суров и воинственен. Подчинён точным
правилам и действиям и раскрепощён. (Хоккейный
мордобой с бросанием перчаток посреди
матча, когда обиженные ребята начинают
боксировать друг другу по физиономиям -
феномен не до конца в этом смысле ещё
исследованный…) Представьте теперь
негра в хоккейной амуниции: нет, никак,
ему лучше бы избавиться от неё, снять.
Или это маскарад? Тогда ладно. Сразу
возникнет вопрос: вам не жарко ли? Как
естественно ему было бы снять всё это
железо, и заиграть во что-то другое, в
баскетбол например (НБА). Белые
смотрятся на баскетбольной площадке,
только когда их на ней не более 20 %. Но
ведь что такое «баскетбол» ? - Дети
природы подпрыгивают как можно выше, и,
перескакивая с ветки на ветку, метко
бросают увесистый камень в самую
верхушку пальмы. Им необходимо попасть
точно в черенок кокосового ореха,
который и должен свалиться на них под
радостные крики сотоварищей. Неграм и
вообще свойственно разоблачаться, и
разоблачать себя. Так легче прыгать и
владеть своим телом. Волейбол, футбол,
лёгкая атлетика. Здесь царят бег,
точность, прыжок. Футбол - техника
владения такой же как тело идеальной
формой ( мячом)… На Зимних Олимпиадах
негров практически нет ? Не было вовсе -
до последнего времени. И дело тут не в
низких температурах, а в сложных
костюмах и множестве инструментов,
снарядов, в снаряжении, необходимом в
зимних видах спорта. Вместе с этим, - «белым»
- свойственна иноческая закрытость, ( и
скрывающая подчас дикаря, но этого
никто не видит), как раз владение
специальным инструментом,
специализация на нём. В зимних видах
спорта обнаруживается сейчас кризис,
как раз связанный с тем, что за
победителем стоит порой не чисто
спортивное преимущество, а чисто
техническое: лёгкий шлем, удачная
смазка, костюм, новые коньки. И, наконец,
«белому» свойственна сопутствующая
всему, в том числе коллективным
состязаниям, некая идейная настройка,
идея ( как в игре, так и в крестовом
походе). Хоккеисты (белые) при
вбрасывании разыгрывают шайбу внизу (
"на поле боя"), баскетболисты (
негры) выпрыгивают вверх ( кто выше, в
сторону круглого солнца).
О негритюде.
В 50-60 годы во французско-американской
социологии набрал темп т.н. негритюд,
идеологом которого стал президент
Сенегала
Сенгор,
- это было общественно-культурное
движение, пытавшееся как раз осмыслить
и описать уникальность
афронегритянской культуры. То была
попытка свободно говорить о нетронутой
архаической негр-культуре как о чём-то
вполне самодостаточном, при этом
Сенгор был довольно максималистичен в
своих изысканиях, наделяя негр-культуру
то полу-миссианскими предчувствиями о
сокрытом в её сердцевине и как нигде,
чудесно сохранившемся ритуально-магическом
мироощущении, то полу-утопическими
надеждами на свежую кровь для
одряхлевшей цивилизации европы ( что и
вовсе маловероятно, старушке Европе
кроме неё самой вряд ли кто-нибудь уже в
состоянии помочь…). Но во всём
остальном это была нормальная
обратимая реакция, сменившая собой
эпоху тотальной культурной
безвестности и забитости
негритянского самосознания с
вытекающим отсюда комплексом расовой
неполноценности. ( Кстати, сравнение
негр-итюда с «русс-итюдом», пресловутой
проблемой русской (российской)
национальной самоидетификации, ищущей
себя в русле и в связи с «русской
культурой» ,«идеей», «русским
православием» и др., уже находит своих
исследователей в наши дни.)
Как пишет исследователь и переводчик
Сенгора В.Арсеньев, «на примере
африканцев Сенгор только столкнулся с
реально интересным феноменом -
архаическим сознанием, носителем
которого являются многие народы земли,
включая даже региональные», «но почему
именно африканцы? И почему это антитеза
европейскому образу существования ?»
Арсеньев определяет такое сознание в
качестве « стадиально типической формы
всеобщего одушевления и одухотворения
окружающего мира во всех его
проявлениях как целостной системы
живых организмов…». Далее впрочем,
словно заражаясь от самого Сенгора
наивной критикой европейского рацио,
Арсеньев пишет, что « при …противопоставлености
двух основных синхронно выделяемых
типов мышления - правополушарного/образного
и левополушарного/абстрактно-логического
- архаическое сознание характеризуется
ярко выраженным тяготением к формам
образного, правополушарного мышления…В
этом смысле архаическое сознание может
выступать и как стадиальная, и как
качественная характеристика».
Думается всё-таки, что исследователь
говоря о «правополушарном»
архаическом «мышлении» всё-таки имеет
ввиду не мышление, оставленное им на
долю левого, рационализирующего
полушария, а именно об архаическом «сознании».
О котором ничего особенно и не скажешь.
Во всяком случае попытка качественно
определить архаическое сознание как
образное, художественное отражение
действительности правополушарной
формой «мышления», «хотя в своём
самосознании», взыскующем рацио, оно
таковой определённостью конечно же не
является, лежит совсем рядом с
известной направленностью мысли,
всякую художественную интуицию вообще
смыкать с архаическими древними
культурами, если не культами, настолько
этому роду мыслей вредным
представляется левополушарное, «плоско-рациональное»
сознание.
«Африканский негр» - писал в
частности Сенгор, - «образно выражаясь,
заперт в своей чёрной коже. Он живёт в
первозданной ночи и прежде всего не
отделяет себя от объекта: от дерева или
камня, человека или зверя, явления
природы или общества. Он не держит
объект на расстоянии, не подвергает его
анализу. Получив впечатление, он берёт
живой объект в ладони, как слепец, вовсе
не стремясь его зафиксировать или
убить. Он вертит его в чутких пальцах
так и этак, ощупывает его, ощущает.
Африканский негр - одна из тех тварей,
которые были созданы на третий день
творения: чистое сенсорное поле. Он
познаёт другого на субъективном уровне…движение
эмоций захватывает его до глубины души
и уносит центробежным потоком от
субъекта к объекту по волнам.
Порождаемым «другим».(1)
Позвольте, но европейцу тут многое
знакомо. Так во многом понимает себя и
видит мир - женщина. Европейская
женщина, добавим мы. Но вот ещё отрывок
из пассов Сенгора:
«Давайте же остановимся на эмоции
африканского негра и потянем за нить
фантазии. Вот субъект, который
позволяет своему «я» симпатизировать «другому»
и отождествлять себя с ним. Он умирает
для себя, чтобы переродиться в другом.
Он поглощает не его, а самого себя. Он не
лишает другого жизни, а усиливает его
жизнью свою. Ибо он живёт с другим общей
жизнью, пребывает с ним в сим-биозе. (
Так у Сенгора, - М.К.) Он познаёт его ( и
поэтому рождается вместе с ним)… «Хочу,
чтобы ты чувствовал меня», - говорит
сенегальский избиратель, когда хочет,
чтобы его избиратель по настоящему
знал его и отличал от других…»Я мыслю,
значит, я существую», - писал Декарт,
который был европейцем par exellence.
Африканский же негр мог бы сказать: «Я
чувствую, я танцую «другого», я
существую. В отличие от Декарта, ему для
того, чтобы осознать, что он существует,
требуется не «словесная
принадлежность»…а объектное
дополнение. ( выделено у Сенгора, - М.К.)
Ему нужно не размышлять о «другом», а
пережить его, пережить, станцевав его.»
Сенгор т.о. рискует смело вывести
африканское человечество из того
словесного человечества, которое
словом живёт, творит, общается и Словом
Божиим наставляется. Как будто, слово -
не пустое, а созидающее, творящее - для
него что-то невероятное, и он бежит от
этого Света созидаемого слова как от
огня . Всё-таки и почувствовать можно не
только «другого», но и разницу между
ним - и тобою. И станцевать можно не
только «другого», но например, Спартака,
из одноименного балета. И осознавание,
по Сенгору, всё ещё находится в области
чувства, до и вне всякого cogito и стоящей
рядом христианской ответственности за
его выбор. Очевидно соседство этих
положений с популярной в эти годы
философией «другого», принятой в среде
французского философствования 60-х. В
последнем отрывке из Сенгора, который
мы приведём, он полностью
разоблачается в наивном гносеологизме
чувственного восприятия:
«В чёрной Африке люди постоянно
танцуют, потому что чувствуют, причём
всегда танцуют кого-то или что-то. Ведь
танцевать - значит открывать, и
воссоздавать, отождествлять себя с
жизненными силами, жить более полной
жизнью, одним словом, существовать. В
любом случае. Это высшая форма познания.
Поэтому познание африканского негра
это одновременно открытие и создание -
воссоздание.»
Ужели же магическая полнота бытия,
когда чёрный ил белый, серый маг
соединяется с силами природы и
оказывается способен управлять
некоторыми из них, - изумительное, «обновляющее»
Европу известие, то культурное ноу-хау,
которое хотел показать Европе негритюд
Сенгора ? Однако, Европе, чья
алхимическая магия и наука во взаимном
и тесном сотрудничестве построили
современную цивилизацию и культуру,
это всё хорошо знакомо. И ещё лучше
изучено и записано, - за века борьбы и
побед над природой. Что может
рассказать многострадальному
замороченному уму европейца вконец
спятивший Дон-Хуан или танцующий «другого»
чёрный шаман из африки ? Уму - ничего,
кроме условности.
Все противоречия, замечаемые
Сенгором, сразу же исчезают, если
европеец-мужчина различит за ними
давно знакомый образ - образ женской
природы. Этот «другой» Сенгора - и есть
он сам, - муж, европеец. А мир, который
старается открыть Сенгор европейцу,
есть ничто иное, как образ домашнего
очага, тот идеал, который устраивает в
своём доме для других членов своей
семьи женщина. Как раз уютно и
воссоздавая в нём мир природы, любви и
ответного чувства, мир дополнения и
поддержки.
Сенгор бежит «аналитического
европейского разума», который якобы
только и делает, что «использует». И он
прав - африканский негр не знает и
боится инструмента. Прежде всего,
потому что никакого настоящего
инструмента в руках у негра никогда и
не было. Единственный по сути
инструмент, в котором природа
открывала ему свои ритмы - его
собственное тело.
Особенности негров, которые
провозгласил негритюд в качестве
живительных для Европы, - внутренняя,
ритмическая связь с природой (вполне в
духе Т.-де Шардена), с родственником-племенем,
почти врождённый музыкальный (и прочий)
ритм, эмоциональная открытость,
находчивость в быту, - если брать в
целом, а не в своей единичности, - на
северянина и европейца впечатления,
мягко говоря, не производят. И вот
почему: все эти особенности европеец-мужчина
в гораздо более сильной степени
находит и узнаёт подле себя, - в женщине.
Открытость, эмоциональность,
изворотливость, чувство космоса,
гармоническое тело, и т.д. - мужчина-рыцарь
и все мы, простые смертные, находим в
женщине, если не в даме этого рыцаря
Но если негр-культура такова, что
создаёт в европейской культуре только
узкую стремнину семейно-племенной
женской культуры, на что он может
надеяться, какую новость провозгласить
? Более того, рыцарский культ Дамы
сердца, с которого медленно начинается
почтительное отношение к природе
женщины и к её внутренней, эстетически
переживаемой жизни, насчитывает в
Европе уже десять столетий. И с него
отсчитывает начало тот процесс,
который впоследствии рефлексивно
выразит себя в женской эмансипации (лат.
emancipatio, -освобождение от зависимости,
угнетения, от предрассудков ).
По Л. П. Карсавину, «до XII в. на брак
смотрели практически: в жене искали не
друга и возлюбленную, а здоровую
хозяйку и любовницу, ждали от неё
хорошего приданого. Брачную любовь
понимали грубо-элементарно или
относились к ней с осуждением, видя в
ней уступку греховной природе. Вне
брака любовь сводилась к чувственному
наслаждению. И рыцарь искал себе
любовниц среди своих крепостных. С XI
века» же, когда « религиозное
воспринимает в себя мирское,
принципиально его отвергая; мирское
преображается религиозным, себя ему
противопоставляя», - рыцарь «уже с
вожделением взирает на жену своего
товарища, а в феодальном обществе
женщины становятся законодательницами
хорошего тона и музами поэтов. Поэт-министериал,
почерпая вдохновение в античности…чеканит
новые формы любви - почтительного
служения высокопоставленной даме…Любовь
становится тоньше и почтительнее, и в
произведениях искусства идеал красоты
приобретает нежность, томность и
мягкость. И в эти новые формы любви
выливается любовь рыцаря, сочетающего
жажду героических подвигов со
служением прекрасной даме. Жажда
подвигов вырождается в искание
приключений и увлечение новыми
фантастическими рыцарскими романами. В
поэзии трубадуров любовь становится
условной, превращаясь в этикет. Она по-прежнему
не связана с браком, а течёт
параллельно ему, воодушевляя и
углубляя душевную жизнь. Но она не
может не перерождать и семейного
идеала.»
Попробуем поставить себя на место
европейцев ( чего, думается, сделать
совсем не трудно), и, с учётом
откровений Сенгора, посмотреть на
негра, выехавшего на хоккейную
площадку, на точку вбрасывания. Что мы
увидим и что воскликнем в сердце своём ?
- « Можно ли рыцарю обрести на рыцарском
турнире наконец свою Даму сердца, да
ещё и в качестве непримеримого
соперника, да ещё и в виде темнокожего
негра ?» А ведь получается именно так,
если природа, которую взыскивал рыцарь
со времён меннезингеров и трубадуров, -
заговорила ныне от лица негритянской
архаической культуры !
Мифология рыцарских времён настолько
отдалена от нас, что, очнись внезапно,
никто его ( воскресший миф) и не
приметит. И ведь нечего замечать -
сегодняшняя жизнь куда более
разнообразнее, изощрённей, чем
множащиеся как грибы в средневековые
функционально-простые, расписанные,
условные формы жизни. И называем мы ту
эпоху недаром «затхлым, тёмным» миром,
«безвременьем» человечества,
пропавшим для прошлого, для будущего,
для серьёзной самооценки. Насколько же
странно то обстоятельство, что в
средние века регулярная, принятая к
воспроизведению в течение веков вещь,
сейчас становится чем-то свежим, «нечаянно-негаданным».
Получается, что мы уже никак не
способны вернуться к этой совсем «пропащей
эпохе», мы открываем её заново, и
совершенно по-своему.
А эмпирическая, живописная сторона и
сейчас легко может быть увидена где-нибудь
под высокими крышами современного
мегаполиса, в виде какой-нибудь модной
тенденции в одежде, в расстановке
театральной декорации, или неувядающей
готической архитектуры, на которую
просто обязан ориентировать
современный архитектор проект своего
здания, строящегося по соседству. В
наши дни в Европе, на каком-нибудь
традиционном пред-постном карнавале, в
той же Венеции, поначалу с
замешательством замечаешь, что никакой
игры и маскарада на самом деле нет,
время праздника не с чем сравнить, и
весь положенный карнавальный несерьёз
всеми переживается на полном серьёзе.
Шумному анти-глобалисту наших дней
хочется от души посоветовать сьездить
на один из таких карнавалов, проходящих
в самом центре старушки Европы, - кто
знает, может быть после такой поездки и
встреч с людьми без времени, паспорта и
лица, но с настоящим холодным оружием
за поясом, страх за мультикультурные
ценности по ночам, понемногу начнёт
оставлять и его?
О хоккее, 2
Хоккеисты НХЛ до сих пор хранят образ
тех "взбалмошных невежественных
рыцарей" X века, одновременно
капризных, грубых, ленивых и
немногочисленных «звёзд». Повинуясь
прихотливой ритуальной форме, дававших
глупейшие случайные обеты пред лицом
монарха и фантастически умудрявшихся
их выполнить их, другими словами - за
идею способных "стоять до последнего".
Вспоминаются «матчи всех звёзд» 70-80-х
годов - все эти крестовые походы «СССР-
Канада». Длинноволосый кентавр Бобби
Халл, машущий клюшкой, что ветряная
мельница, Тони Эспозито, то и дело
норовящий сознательно въехать
Харламову по уху...НХЛ-овские игроки
были древними рыцарями, без царя в
голове, со страстью в бою, а советские
хоккеисты как раз не были «былинными»,
играли обыкновенно, как хорошисты,
патриотически вырабатывая официальный
героизм под сердцем.
Как будто и точно в Америке
средневековый рыцарский образ пустил
глубокие корни. Дух фронтира,
предприимчивого вооружённого
переселенца, где-то всегда авантюриста;
избалованность "касты" ковбоев,
выполнявших хоть и очень тяжёлую
работу - бизоньи и прочие пастбища
сгонялись на луга, где могли свободно
пастись в течение года - но ведь
делалась эта работа только два раза (!) в
год. Уже сама лошадь, - взамен
оруженосца, друга и товарища
средневекового громилы в бою - для
Америки становится как никогда
необходимой. Заселившись на великой
равнине, без хорошего коня переселенец
и фермер ничего не мог, - расстояние
между соседними фермами исчислялось
десятками милей…И лошадь служила янки
верой и правдой, в ней нуждались и
фермер, и шериф, и миссионер… Все и были
с лошадьми. Благодаря всему этому
мужественный образ одиночки на коне,
вооружённого всадника, был жив, и в нём
нуждался обыватель, сохраняя иногда в
формах, близких к формам
средневекового рыцарства. Сама
территория Соединённых штатов была в
своё время колонизованна, и довольно
цинично коренное население
обрабатывалось миссионерами и
вытеснялось. Также и первые тамплиеры в
первых крестовых походах, оказались
настолько могучими и способными ко
владению имуществом, вывезли столько
невероятно дорогих металлов и
драгоценных камней из святой земли,
накупили столько гектаров земли у
французского престола и вокруг, - что
оказались могущественнее, чем того
хотелось бы монаршей воле. Пришлось
королю принимать срочные меры, чтобы
прекратить эту неожиданность... И хотя в
постепенно густо заселяющейся Америке
достоинство Крестовых походов против
неверных мусульман давно осталось там,
по другую сторону океана, при желании
можно всегда было видеть врага,
посягавшего на здешнее сокровище -
территорию, - в лице отгоняемых
постепенно в резервацию индейцев.
Почему же негр не играет в хоккей ?
Почему бы ему не заиграть ? Спросим мы
ещё раз. И попробуем ответить: потому
что не умеет. И вряд ли научится. Бокс -
вот его борьба. Открытое тело и
боксёрские перчатки, круглые кулаки.
Или Basket-ball. Но не хоккей. Впрочем, что
там, в будущем? Что, если Япония
выиграет в июле теперь уже 2006 года
Чемпионат по футболу в Германии, а
новоявленные (! пока их нет) негры из
Бостон Брюинз вытянут клуб свой и
добудут для него Кубок Стэнли? Возможно
ли это второе ? Нет уж, лучше сразу
мышьячку или третий том Александра
Блока перед сном.
Не отдадут - негру - шлем и клюшку,
равно как не отдадут такому рыцарю свою
единственную дочь в жёны, не отдадут
ему своё сердце ( если он наденет
доспехи) прекрасные дамы, не выйдут
среди стечения благородной публики на
честный конный поединок с ним такие
рыцари НХЛ, как эти новые Брэды Халлы и
Линдросы. Почему всё - так ? Да потому,
что это всё старые слагаемые уже давно
сложившейся культурной парадигматики,
а нам хочется новых множителей, или
разницы, или разделения. Потому что
место это уже занято тем единственным
рыцарственным образом, запечатавшим
собой историю как раз в этом месте, в «затхлом»
средневековье. Так упорная пробка
запечатывает добрую бочку
французского вина где-нибудь на одном
из затерявшихся складов в старой части
Парижа. А где? Где-то под землёй…Значительный
исторический жест - всегда должен быть
адекватен.
( автор просит извинения, если
невольно задел чьи-нибудь расовые
чувства)
|