ПЛАТОН.  ЭЛЛИНИЗМ.  ДИАЛЕКТИКА.  ПРОКЛ.  ТЕУРГИЯ .ПЕРВОСУЩНОСТЬ. ДУША. ПЛОТИН .КОСМОС. МАГИЯ.  ЯМВЛИХ.    СТОИЦИЗМ .УМ.  СИМПАТИЯ. ЛОГОС.  СУДЬБА.. ПИФАГОР. .МИСТЕРИИ .ОРАКУЛ. МОЛИТВА .СВЕТ. СОЗЕРЦАНИЕ ."Я" СКЕПТИКИ. КИНИКИ. ЭПИКУР. ГНОСТИКИ. ХРИСТИАНЕ.МИФ. ИСТОРИЯ.. АПОЛЛОН. ИСКУССТВО. АРИСТОТЕЛЬ..ЧИСЛО. ТРИАДА.. ИНОЕ. ЕДИНИЧНОЕ. ИНДИВИДУУМ. СОКРАТ.

Найти: на

Пена дней

Статьи и эссе

Академия: учение и судьба Вокруг Академии Неоплатонизм: синтез и теургия Диалектика Тексты

   

глава    третья

Маргарита. Кто же этот "третий"  - девушка  Грэтхен или  любовное чувство Фауста ?  Страстное чувство учёного к женщине - как вершина творческого познания природы по Гёте и для Фауста? Непонятная жестокость Фауста, попользовавшегося в итоге невинной бедной девушкой.

Маргарита

         И вот  конкретная Ева.  Маргарита - Грэтхен. Чиста, - ей нет нужды в исповеди, (правда, это - по словам Мефистофеля), – тем не менее Фауст встречает её возвращающуюся с исповеди. И Фауст влюблён. Но это не любовь, а страсть, потому все средства хороши. Она, быть с нею рядом - вот то единственное, что теперь ему становится необходимым. И впервые с начала их встречи с Мефистофелем, он грозит тому про возможное расторжение их договора:

              Ф а у с т

Но вот что заруби-ка на носу:
Я эту ненаглядную красу
В своих объятьях нынче унесу
Или расторгну наше соглашенье

          М е ф и с т о ф е л ь

Что можно сделать в однодневный срок?
Чтобы для встреч изобрести предлог,
И то я попросил бы две недели.

            Ф а у с т   

Будь семь часов покоя мне даны,
Я б не нуждался в кознях сатаны.
Чтоб совратить столь молодое зелье.

               М е ф и с т о ф е л ь

Ты говоришь как сластолюб-француз.
Прошу меня не торопить, однако.
Его страсть теперь погоняет коней.

     На что теперь похожи взаимоотношения Фауста и Мефистофеля ? -

                          Ф а у с т

Ей более четырнадцати лет.

                               М е ф и с т о ф е л ь

Ты судишь, как какой-то селадон.
Увидят эти люди цвет, бутон,
И тотчас же сорвать его готовы.
Всё в мире создано для их персон.
Для них нет в жизни ничего святого.
Нельзя так, милый. Больно ты востёр.

Ф а у с т

Напрасный труд, мой милый гувернёр.
Я обойдусь без этих наставлений…

           В этих сценах Фауст и Мефистофель вступают в один огромный любовно-драматический ряд героев-любовников XV-XVIII веков, где “пассивный” герой-господин пылает страстью к возлюбленной ( он сердце и носитель высокого титула )(22) и торопит сводничать и плутовать своего слугу, герой-слуга же, ворча и рассуждая, делает всё, постепенными интригами и живою народной смекалкой ( он живой ум и народный карнавальный смех )(23) сближая сердца господина и его возлюбленной И в этой сцене ( это “Улица” ) Фауст впервые называет Мефистофеля гувернёром, т.е. своим  домо-управом.

           В комнате Маргариты, и в её отсутствие, бросившись в кресло возлюбленной, Фауст восторгается чистотой её ложа и царящим кругом идеальным немецким порядком. Этого русские не поймут никогда – чистота внутренняя, в которой Маргарита только что представилась, избежав встречи со смелым и довольно странным господином на улице, переходящая в чистоту внешнюю. ( Оттого и придумали специфический, “немецкий порядок”.) Само ложе это, по Фаусту как раз и есть то самое, где внешняя женская красота переходит во внутреннюю… И вот, здесь стоя, впервые, он обращается к самому себе напрямую: “ Фауст…” Т.е. возникает разговор с собой самим, без посредников и без чёрта. Это – свет, свет невинной Грэтхен, к которой он, в невинной обстановке внезапно близко подошёл – несмотря на её отсутствие в этой комнате. Фаустом завладевает чувство вины перед ней, которое тут же, впрочем и сбивает Мефистофель, явившийся со шкатулкой в руках.- ( Видимо, облазил могилы . Помните, он обещал разыскать подарок Фаусту:

                            М е ф и с т о ф е л ь

…Здесь много старых кладов близ церквей.
Взгляну я, все ль они ещё сохранны. (24)

           Следующая сцена, где голая Маргарита (25) примеривает обнаруженные в шкатулке наряды, почему-то заставляет нас вспомнить другую Маргариту. Булгаковскую . Та, решившись пойти в гости к некоему иностранцу, чтобы хоть что-нибудь узнать о судьбе любимого, дожидалась указанных Азазелло 9.30 вечера, после чего начинала натираться кремом из золотой коробочки, которую он ей передал. Всё, - после этого несходства этих Маргарит заканчиваются, начинается одно сходство. И дело тут не в том, что одну вещичку подсунул Мефистофель, другую Азазелло, что в одной шкатулочке лежит телесный наряд, а в другой баночке преображающая и молодящая женское тело мазь, т.е. тоже в конечном счёте телесный наряд, одеваемый ими обеими на свои ещё чистые, ещё безгрешные, если угодно, тела. -  А тело их чисто, поскольку оно ешё принадлежит им, они ещё имеют  власть над ним - тело ещё не принадлежит тому, во что оно перевоплотится с помощью этих преображающих чувственную плоть нарядов. Дело в том, что обе  одинаково не могут устоять, и тем более не вольны остановиться, когда уже во всю взволнованы  видением этой красоты в себе и себя в ней, когда примерка, натирка и приглядка уже вовсю запущена, дело пошло:

            Сделав несколько  втираний,  Маргарита глянула в зеркало и уронила коробочку прямо на стекло часов, от чего оно покрылось трещинами. Маргарита закрыла глаза, потом глянула ещё раз и буйно расхохоталась.
         Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови сгустились и чёрными ровными дугами легли над зазеленевшими глазами…Исчезли и жёлтенькие тени у висков…На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволосая женщина лет двадцати, безудержно хохочущая, скалящая зубы.
         Нахохотавшись, Маргарита выскочила из халата одним прыжком и широко зачерпнула лёгкий жирный крем и сильными мазками начала втирать его в кожу тела. Оно сейчас же порозовело и загорелось.”
            Мечта любой женщины, венчанной с красотой! Власть над возрастом, над временем и материей тела своего… И милая Гретхэн наряжается в подсунутые кем-то подозрительным, великолепные вещи, что само по себе достаточно безобидно, но вот до чего она распаляется и к каким вещам приходит, бедняжка, увидав себя во всём этом великолепии.

                      М а р г а р и т а

А вот и ключ. Что может быть внутри?
Открою-ка. В том нет греха большого.
О Господи, смотри-ка ты, смотри,
Я отроду не видела такого
Убор знатнейшей барыне под стать!
Из золота и серебра изделья!
Кому б они могли принадлежать?
О, только бы примерить ожерелье!

( Надевает драгоценности и становится перед зеркалом.)

Ах, мне б такую парочку серёг!
В них сразу кажешься гораздо краше.
Что толку в красоте природной нашей,
Когда наряд наш беден и убог.
Из жалости нас хвалят в нашем званье.
Вся суть в кармане,
Всё – кошелёк,
А нам, простым, богатства не дал Бог!

        Так, только что после исповеди, бедняжка Гретхэн уже теперь вовсю ворчит на Бога в последней строке, а ведь именно так понимаемая бедность считается в церкви грехом, её невинный облик искажается проявлением мирской опытности и провозглашением стяжательских ценностей...
        Нельзя не отметить какую-то взаимную скрытность этих действий Фауста и Маргариты навстречу друг к другу, недаром дела устраивает Мефистофель : Фауст объявляется у ложа Маргариты, в её отсутствие, Маргарите также скрытно кто-то подсовывает красивые вещи . Остаётся тайна. Тайная красота любви.
          После неудачи с первым подарком – который мать Гретхэн передала в церковь, почувствовав, что что-то тут не чисто, - Фауст просит своего спутника-слугу о втором подарке Маргарите. Подарки – от чёрта , даже от чистого сердца Фауста, всегда. Ведь мы чем-то, вещью, покупаем расположение, хотим купить дух.


Кто же этот третий  - девушка  Грэтхен или  любовное чувство Фауста ?

         Теперь возникает сцена, когда к Марте сначала приходит в гости Маргарита, а потом приходит Мефистофель, и приносит “весть” о кончине бывшего супруга Марты. Тут самое время вернуться к нашим рассуждениям о возможном сплошном диалогизме пьесы, в ожидании хоть какого-то полифонизма трёх и более голосов. Как будто собравшиеся вместе Марта, Мефистофель и Маргарита и есть три вполне самостоятельных лица, каждое из которых отличается выраженным в персонаже единством поведения и целями этого поведения, обнаруживаемыми изнутри этой полифонии. Как раз последнего не возникает. Мефистофель и пришёл к Марте, и разговаривает почти всё время с нею, изредка, наблюдая реакции Маргариты на этот диалог, одной-двумя ответными фразами настраивая Маргариту на нужный себе лад.

              М а р г а р и т а

Не дай мне бог любви изведать силу.
Утрата милого б меня убила.

             М е ф и с т о ф е л ь

Бояться горя – счастия не знать.

        Тут Мефистофель ведёт сразу два перекрёстных диалога . Основной, с Мартой, - и нужный ему самому  диалог с Маргаритой, состоящий всего-то из строк восьми, десяти, но строк значительнейших для Маргариты.

       Но в следующей сцене, “ В саду”, всё ещё проще – прогуливаются две чёткие пары. Мефистофель, которым, не без его собственного участия, начинает  заинтересовываться  Марта с серьёзными вопросами о его семейном кредо, продолжает уже начавшийся диалог с Мартою. Фауст же здесь  впервые вместе с Маргаритою , так что перед читателем всю эту сцену стремительно растёт, укрупняясь, новый персонаж - Маргарита.. На протяжении двух, или около того, страниц, Маргарита разворачивает перед Фаустом картину своей душевной жизни и  в пьесе возникает героиня. Её детство,  ранняя мудрость,  непосредственность, которую не раздавили бедность и утрата любимой сестры, её постоянные  труды и  контроль со стороны  матушки, её несмотря ни на что прелесть и какая-то просветлённая мудрость   встают перед впервые столь внимательно слушающим человека  Фаустом  на высоту полного драматургического голоса:  Фауст её пронизан. В романе появился третий герой.
          В конце этого же диалога Фауст признаётся в любви.

             М а р г а р и т а

Я вся дрожу.

                Ф а у с т

Не бойся ничего!
Пусть этот взгляд и рук пожатье скажут
О необъятном том,
Пред чем слова – ничто, (26)
О радости, которая нам свяжет
Сердца.
Да-да, навеки без конца!
Конец – необъяснимое понятье,
Печать отчаянья, проклятья
И гнев творца.

                                               ( Маргарита сжимает ему руки, вырывается и убегает…)

              Любовь – та стихия, все слова бессильны перед которой, и прекраснее их порой молчанье. Сей общепризнанный мотив и здесь мы встретим. Тот духовный разрыв, обозначенный (27) нами много выше, как  разрыв дела и слова, как раз в ней обретает свою первую и родную пристань: Страстная влюблённость. Слова бессильны перед чувством, а чувство вышло, вырвалось, выпорхнуло на свободу. Как невыносима в миг этого освобождения чувств навстречу друг другу мысль о конце, о неизбежном конце этой свободы , она невозможна, и Фауст заклинает этот конец, утверждая беспредельность своего чувства, бесконечно отражённого и преображённого в любимом человеке! И страсть обладания всегда деятельна. Вся личность приходит в движение, и чувства к кумиру своего сердца диктуют всему остальному все слова, все поступки, все дела .

      Если бы Мефистофель подобрался к Фаусту раньше, до встречи с Маргаритой,  в просьбе  лжесвидетельствовать Марте  Фауст бы конечно отказал . Тогда отступление от слова и преступление к делам  ещё не выливалось в то сильное чувственное русло, которым несётся стремнина  его любви сейчас . Теперь  же Фауст соглашается – Мефистофель ему важнее, он весьма полезен для предварительных и сложных целей приближения к Маргарите, и этим всё сказано. Кроме наполненного чувством основного жизненного русла любви к женщине, теперь для Фауста всё пусто, пустынно и сухо.(28) 

Страстное чувство учёного к женщине - как вершина творческого познания природы

             Монолог Фауста в сцене “Лесной пещеры”, это во многом сам Гёте рубежа веков, когда писалась первая часть пьесы. Как будто в ней Фауст обращается к тому Духу, который явился к нему в начале пьесы, сильно напугав собой и после следующего затем монолога Фауста, как мы помним, чуть было наш герой не покончил с жизнью вовсе. Как будто протягиваются нити туда и возникает диалог с этим Духом, после происшедших событий, которые Фауст рассматривает прошедшими в этом Духе:

                           Фауст
                          ( один )

Пресветлый дух, ты дал мне, дал мне всё,
О чём просил я. Ты не понапрасну
Лицом к лицу явился мне во огне.
Ты отдал в пользованье мне природу,
Дал силу восхищаться ей. Мой глаз
Не гостя дружелюбный взгляд без страсти, -
Но я могу до самого нутра
Заглядывать в неё, как в сердце друга.
Ты предо мной проводишь череду
Живых существ и учишь видеть братьев (29)  
Во всём: в зверях, в кустарнике. в траве.

       Дальнейшее, о чём говорит Фауст, уже переложение излюбленного Гёте образа эстетического постижения природы как самого себя и наоборот:

Когда ж бушует буря в тёмной чаще,
И, рушась на земь, вековая ель
Ломает по пути стволы и сучья
И грохоту паденья вторит даль,
Подводишь ты меня к лесной пещере
И там, в уединённой тишине,
Даёшь мне внутрь себя взглянуть, как в книгу,
И тайны увидать и тьмы чудес.
Я вижу месяц, листья в каплях, сырость
На камне скал и на коре дерев,
И тени движущихся туч похожи
На чудищ первобытной старины.
Как ясно мне тогда, что совершенства
Мне не дано. В придачу к тяге ввысь,
Которая роднит меня с богами,
Дан низкий спутник мне. Я без него
Не обойдусь, наперекор бесстыдству.
С которым обращает он в ничто
Мой жребий и твоё благословенье.

        Мир человеческих чувств как мир, в природе находящий себе воплощение, и в том числе в природе человеческой, - вот та бесконечность стихии, роднящая с богами, но в силу наличия в каждом человеке выси как стремления к ней, сдёргивающая его оттуда очевидным присутствием отрицающего начала. Если есть высь, есть и отрицание. А если ты человек, тебе эта высь дана. Но сам Гёте знает “промежуточный исход” из этой безвыходности человеческого бытия, он поэт - Фауст не поэт. - Это установление выси в красоту как совершенное выражение в материале каких-то эстетических идей. Тогда само ощущение красоты, подаваемое от непосредственного контакта, созерцания природы, становится целью и средством проявления красоты в человечестве, а сам художник становится орудием, оракулом красоты, кладущим своё человеческое на весы этого грандиозного тварного воплощения в человеческом чувстве прекрасного. Об этой вне-находимости эстетического акта писал и М.М.Бахтин. Однако, вне его, человек волен и ответственен в своих поступках, и онтологически высь по прежнему дана ему, с чем никак не мог соглашаться Гёте, вне искусства или поучающий,или рассматривающий феномены природы, или как-то ещё пытаясь духовно приникнуть к миру проявленной природы как единственной альфа и омега всего. Эстетика – вот в чём наступление чувств начинается на её плоть, выражается и полностью заканчивается. 
        Сейчас, на рубеже очередного века, думается, можно отдавать отчёт тому, что только в эстетике самому чувству удаётся совершить полный круг, насытив человеческое чувство неким конкретным эстетическим чувством, опытом, индивидуально-целостным постижением природы, но вне искусства это невозможно, и самодеятельные изыскания, эксперименты и проч. индивидуальные попытки просто бросаются в глаза дилетантизмом на фоне отчётливо установивших этот же предмет опыта, естественных наук; а занятия собственной природой уже ранг аскетических практик, хорошо известных человечеству много тысяч лет, т.о. уже имеющих под собою ту или иную религиозно-идеологическую основу, из которой человек обыкновенно к ним и выходит. 

Примечания. 

   (22)  как звезда
   (23)  когда одни звёзды падают, другие загораются, и с этими случится тоже, одно неизменно у нас повторяется – “ветер и дождь”

   (24)  А в сущности всякий забытый клад лежит в чьей-то могиле .
   (25)  Гёте так не пишет, он даёт мизансцену: “Отпирает шкаф, чтобы повесить платье и замечает шкатулку.”
   (26)   слово не= дело
   (27)   надо же когда-нибудь переходить на прозу
   (28) Для общей точности в жанровой ориентации этого нашего “прочтения” надо хорошенько уяснить одну вещь: к Гёте было бы неправильно относиться как к философу. Эти мерки по большему счёту не приемлемы. И всякий философ меня поймёт. Но он поэт и выразитель огромного идеологического течения в культуре, самый яркий быть может, которое говорит о человеческой жизни и учит этому – не только художественными произведениями своими. Именно об этом, о жизни, говорит и христианское предание церкви. Вот тот пункт, через который прочтение Гёте вызывает те или иные богословские “приливы” на эти страницы. Но это не есть философский комментарий к вещам, раскрытым в ином отношении : в эстетику и культуру.
   (29)     Н.Вильмонт пишет, что последнему Фауст научился у Гердера .
  

     назад   вперед        

 

Hosted by uCoz