ПЛАТОН.  ЭЛЛИНИЗМ.  ДИАЛЕКТИКА.  ПРОКЛ.  ТЕУРГИЯ .ПЕРВОСУЩНОСТЬ. ДУША. ПЛОТИН .КОСМОС. МАГИЯ.  ЯМВЛИХ.    СТОИЦИЗМ .УМ.  СИМПАТИЯ. ЛОГОС.  СУДЬБА.. ПИФАГОР. .МИСТЕРИИ .ОРАКУЛ. МОЛИТВА .СВЕТ. СОЗЕРЦАНИЕ ."Я" СКЕПТИКИ. КИНИКИ. ЭПИКУР. ГНОСТИКИ. ХРИСТИАНЕ.МИФ. ИСТОРИЯ.. АПОЛЛОН. ИСКУССТВО. АРИСТОТЕЛЬ..ЧИСЛО. ТРИАДА.. ИНОЕ. ЕДИНИЧНОЕ. ИНДИВИДУУМ. СОКРАТ.

Найти: на

Пена дней

Статьи и эссе

Академия: учение и судьба Вокруг Академии Неоплатонизм: синтез и теургия Диалектика Тексты

   

1)   МИРЧА ЭЛИАДЕ И ЕГО “МИФ О ВОССОЕДИНЕНИИ”( Москва, 1998, Янус-К, “Азиатская алхимия”)

    2. Симпатична ли "симпатия" Мефистофеля?


       “
Итак, Мефисто, по замыслу Гёте, - это дух отрицания, несогласия, опровержения и сдерживающего сомнения. Последнее из этих определений представляется самым важным. Оно не ограничивает не только функции Мефистофеля ( отрицание), но даже направленности его деятельности. Направленной, как на это обращает наше внимание поэт, не против Господа, а против жизни. Ибо, что же требует Мефистофель у Фауста, дабы душа доктора навсегда отошла под его власть? Чтобы он её удержал. Мефисто – “Отец сомнений и помех” стих 6205 ) Мефистофелевская, по преимуществу, формула. это: “Остановись!”. В тот же миг, как только он остановится, душа Фауста будет потеряна, - надеется Мефистофель. Но остановка не есть отрицание создателя, но Жизни. (38) Мефисто, таким образом, противится не непосредственно Творцу, а его созданию. Вместо жизни он тщится утвердить смерть; то. что более не становится, что более не преобразуется и никуда не устремляется, - разлагается, исчезает. (39)Такая “смерть при жизни”(40) влечёт за собой духовную стерильность: состояние по преимуществу демоническое. Человек, задушивший в себе побеги жизни. искоренивший творческий зародыш, подпадает под власть духа отрицания. Преступление перед жизнью, заключает Гёте, есть преступление перед спасением.(41)

      Не будем здесь отвлекаться на рассмотрение того, в какой мере это утверждение христианское. (42)Двойственная роль Мефистофеля со всей определённостью выявляет одно: что он всеми средствами противится жизни, течению мирового потока. И своим противлением расшевеливает жизнь. (43) Противоборствуя добру ( ибо жизнь – главный противник Мефистофеля – совпадает с добром), он приходит к тому. что творит добро, как отмечал один из современных комментаторов. Этот демон-отрицатель одновременно является всё же самим давнишним соавтором Творца. Потому-то Господь в своём Божьем всезнании и даёт его охотно в сотоварищи человеку. Отметим пока. что Мефисто – принцип отрицания и князь тьмы – будоражит жизнь, организует творение и поддерживает свет. Потом станет яснее экуменический характер (44) этой концепции Гёте, которую многие считают крайне субъективной и весьма еретической.(45)

Далее Элиаде приводит некоторые характерные и важные ему выдержки из бесед и дневников Гёте, о Фаусте.

     Самое возвышенное занятие в том, чтобы рассматривать разнообразие как тождество; самое общее явление есть деяние (всё), т.е. конкретное объединение в тождественном того, что разобщено ( его преобразование)” ( “Максимы и рефлексии”, 120)

     Конечно, деяние снимает разобщённость, но снимает её и деятель, деяние совершающий. Никакого преобразования быть не может, ибо тут параллельные категории. Что же касается “обобщения” как основы – да, это основа всякого наблюдения и опыта природы. Но этого “основоположения наук” слишком мало для описания мира, для миросознания. Между тем почти всё в этих двух строчках Гёте о его метафизике уже есть.

     Фундаментальная особенность живого единства: разъединяться, объединяться, становиться всеобщим, оставаться особенным…Рождаться и умирать,создавать и разрушаться, рождение и смерть, радость и боль – всё, переплетаясь, действует в одном направлении и в той же мере.” (там же.112)

      Чудо природы. наблюдаемое учёным в микроскоп, это конечно бесконечная подвижность. движение органического бытия, органично превосходящего механическое бытие. Именно это. т.е. видимо-ощутимое превосходство над простою механической его счётностью, создаёт ту сильнейшую познавательную настроенность, которая отличает естествоиспытателя. Он меряет, различает, сравнивает живую ткань организма, многократно превосходящую чистую раздельность механизма . И уверен, что числа что-то о ней говорят, тоже в числах. И это так. Но природа и человеческая природа и есть такой организм. Режьте его, смотрите на особенное, восходите к всеобщему. Но всё это или числа или чувства о человеке. Человек есть природа человеческая – вот весь глагол о нём, всё постижение его. Сущность. Меж тем не он к организму, а организм к нему должно возводить и это мы видим в самой жизни.

    Элиаде наделяет Мефистофеля прямо-таки педагогическими талантами ( вся ветвь Гёте-Штейнер как раз этими дарами и “славилась” ), он-де противоборствует добру, что стимулирует Фауста. Однако, тогда нужно иметь такие благие цели самому Фаусту – чтобы ему мог кто-то помешать? Как же иначе? Но тогда он и сам должен противиться Мефистофелю, если тот действительно противится Фаусту. Если один чего-то не хочет, значит первый должен этого хотеть,- твоя школа, Мефистофель? Но это уже чёрт-те знает что. Какая-то казуистика, верх эстетического жонглёрства и небрежения к действительности. Но если я чего-то не хочу, значит, уже есть воление. возможность этого, есть воля. Вообще, Фауст проходит на уровне пожеланий, Мефистофель в нём на уровне не хочу, а всемогущий Дух Природы, в котором старается и жить Фауст, оставляет после Фауста плоды зла. Вот и научение у природы. У своей природы.

    А между тем как странно понимается диалектика! Сложили противопроложности – и получите что хотите – результат! Жизнь и отрицание жизни приводит к новой жизни, по Элиаде. Скорее, преодоление препятствий говорит о борьбе за выживание, о борьбе видов и т.п. теориях выживания живых существ, к коим приравнивается человек. Но если это действительная диалектика, значит, это не чистые противоположности, значит жизнь – это некое в себе-замкнутое и волящее целое ? Значит, эта жизнь должна отличиться от самой себя. т.е. коснуться смерти, и остаться при этом самой собою, жизнью, только тогда это будет каким-то её становлением. Становлением жизни. Чудесно, но тогда это и есть бесконечная, во времени и пространстве, вселенная и такой же бесконечный человеческий организм, ничего нового в этой находке нет. А если называть новой жизнью – всю эту перетекающую массу организмов, эту обоюдную в старении-рождении толчею мира, о которой так затоскавал затерявшийся в её бесконечной ткани, Будда, этот “страдающий” и освободившийся от “страдания” несколько тысячелетий тому назад человек - и способность зафиксировать какое-то движение в мире, становление.- Это и будет той радостью естествоиспытателя, о которой сказано выше. В числах, на пальцах и понятно - сказать обо всём- обо всём, обо всём.

           Прочитывая “Фауста”, мы специально сосредоточили наше вниманье на части, связанной с Маргаритой. И всячески выделили её.(46) Линия Фауста, итак видимая всем и видимая всеми критиками всегда, также не могла не выделиться. Но, вместе с линией Гретхэн пьеса получает ту самую “вертикаль”. В которой является человек, т.е. именно человек, свободно совершающий то, что хочет. Совершающий свободно в Боге и свободно от Мефистофеля, от всех этих противоречащих человеку слуг “разнообразной жизни”. В этой свободе Гретхэн, на чистом листе этой свободы – мы увидели конкретные плоды зла, оставляемые Фаустом. Они есть. Они лежат там и приводят Гретхэн к гибели - на “горизонтали Фауста” – а не в “вертикали Гретхэн”, разумеется. Отчего, скажите отчего все эти конструкторы педагогических единств “Бога и Мефистофеля”, не видят их? Как там говорит о гибнущей Маргарите Мефистофель: “ Не она первая.” Это он для них получается, произносит, так что ли?.

       Если мы будем иметь вертикаль, (т.е. человека) Гретхэн, то становление её, и развитие действия предстанет тем, как становится человек.. Но если мы будем иметь горизонталь ( жизнь Фауста, а именно ту жизнь, которая открывается ему в “Всемогущим Духом Природы” в кабинете, а впоследствии в лесной пеще- ре), становление и развитие действия останется жизнью человека. И поэтому станет видимой эта разность. Человека, становящегося таковым (человеком) как жизнь (Бого- человеком), и жизнь тогда - действительное его становление. И с другой стороны, жизнь, в которой лишь как-то участвует, растворён Фауст ( Природа гонит его взашей, в качестве хоть какого-то оправдания и свободы образующегося у него “природного я” оставляя лишь дух, эту природу отрицающий ).

    По Элиаде  дух отрицания – это настройка на получение опыта. Это препятствие, к осуществлению, требующее постановки в виде задачи и решения. Но Элиаде не приводит ни одного примера своим громким высказываниям. Он голословен. В пьесе мы не увидим никакого качества опыта в Фаусте. Никакого преодоления отрицания и собственно Фаустовского позитивного решения ситуации. Мефистофель в пьесе, а мы говорим всё-таки о ней, а не о том, что усмотрел-неусмотрел в ней Элиаде, это и не логическое отрицание, если бы он без конца противоречил Фаусту. Тогда бы было чему противоречить, т.е. некое самостоятельное высказывание Фауста сначала. Это и ни соперник Фаусту, - у него то уж точнейшие цели, если по жизни он вызывается провести Фауста как по самому себе, показав все малейшие её уголки, тогда как Фауст этого и хочет – качественного разнообразия. Это и ни противник самой жизни – угасание и смерть природы, ибо в природе там, где есть угасание и смерть сразу же представлены рождение и развитие нового. Вряд ли его можно связывать и со смертью человеческой. ибо переход атеиста в вертикальный план сулит человеку прозрение, прозревание. А зачем это Мефистофелю? Остаётся одно, на чём его образ и удерживается в пьесе. Сохраняя достоверность действия. Остаётся дух отрицания воли человеческой. Вот эта неспособность подействовать самому Фаусту, постоянное его болтание за Мефистофелем, до полной потери лица, и есть начало Мефистофеля. Началом же всего остаётся сам Фауст, человек, выбравший в самом начале тот Дух жизни ( который и открывается ему во всемогуществе в тиши кабинета Фауста), которым он хочет жить. Вот его выбор. И этот Дух природы начинает властвовать в Фаусте. Единственное. что приходится этому Духу жизни преодолевать в своей всерождающейся и бесконечно-живой материи. так это Мефистофель в Фаусте, дух отрицания - и действительно, только Мефистофель – вот всё, что остаётся похожего на человека в Фаусте, устремлённого к этому Духу . Мы достаточно показали, что бесконечный диалог Фауста и Мефистофелем не переходит в общение хотя бы трёх лиц; этот диалог сквозной, поэтому Мефистофель есть внутреннее, внутренний демон, дух, как угодно. Но Дух природы, природа, овладевающая Фаустом - показана как раз как действие извне. Ибо она полностью подчиняет этого человека его себе. Поэтому, а не почему-то другому, мы говорим о том, что сей Дух жизни настолько подчинил Фауста себе, что единственный голос, который он слышит, есть голос Мефистофеля. Следование за которым и есть та единственная свобода, оставленная Фаусту в этом Духе жизни: свобода делать злое.

      Но вернёмся теперь к выводам Элиаде. Из того, как он приходит к своим выводам, видно достаточно хорошо, что здесь ему важна своя собственная концепция, от “Фауста” же ему существенна вот эта взаимная симпатия “Бога” и “Фауста” в Прологе пьесы, которую он рассматривает как взаимную необходимость противоположностей друг в друге, в формулировке “необходимость друг в друге жизни и смерти”. Но по-существу у него имеется лишь этот один, развивающийся термин – “жизнь”: как нечто , вне смерти данное сразу же. И хотя “жизнь” подозревается автором в качестве первично-пассивного начала, активным делает её отрицающее начало “смерти”( поэтому и “Бог” как будто выступает в качестве такого первичного моделирующего развитие ситуации “механизма”, сам “проявляясь” только в качестве “сопротивления материалов” через Мефистофеля ),мы легко узнаём за всем этим биологическую жизнь с её эволюцией, выживанием и совершенствованием, в результате закрепления способствующих победе навыков, сильнейшего, как образцом совершенства как такового, т.е. ценностью. Что делать, такова эпоха. Та – и эта. Отсюда же мы отчётливо замечаем круг вопросов, вовсе незамеченный Гёте, это вопросы онтологические о “жизни”, “что такое жизнь по-существу?” позволяющие как-то от этого термина уйти к другим “терминам” и взглянуть со стороны. Вопросы к тому ответу, который слышится в полном перечёркивании “жизни” “смертью”, т.е. “духовная жизнь ни в каком роде не берётся на вес. ”Жизнь” Фауста всегда ему дана, предоставлена, он включён в неё. Естественно, что персонаж “Бога”, появляющийся в Прологе пьесы, никаких собственно “Божественных”, присущих Богу качеств, в такой “прикладной”, подчинённой “жизни” позиции, показать не может. Поэтому  Элиаде оказывается прав – по сравнению с живым явлением природы, данным образно, во встрече с разными персонажами и даже аллегориями и т. п. - Бог и Мефистофель со своей “взаимной симпатией” кажутся механизмом, моделью, приёмом, т.е. чем-то менее “живым”, чем первое.

    Однако, Элиаде, как и Фауст, пробуя понять тот же самый, открывшийся этому герою в кабинете, могущественный Дух, расскажет нам о нём довольно много интересного. О том, что стало известно о нём в культуре и истории культуры за прошедшие со времени Гёте два столетия – культура опознает в этом Духе древнейшее и известнейшее всем в древности начало. В этом Мирча Элиаде подлинно в своей стихии, чего нельзя сказать о “законченной” европейской культуре нового времени, где ему не очень уютно, тесновато.

Примечания


       (38)    Нам тут многое непонятно. Мы долго и внимательно читали пьесу и проследили, как Фауст практически всюду таскался вслед за Мефистофелем ( все сцены. и шабаш, единственное, куда неохотно доставил Фауста Мефистофель, это тюрьма его любимой), зато, “благодаря” умелости своего спутника, всё зло совершено его собственной рукой Фауста. Так что жизнь ему выбирал Мефистофель. А вот злые плоды, оставляемые Фаустом на своём пути – о них как-то все и забыли. И герой, и Гёте, и Элиаде. Так, издержки жизни, “ этапы большого пути её.”? Но “не увидели их” по причине того, что просто не считают их “злыми”, во всяком случае, если и заметил кто, это А нужен всем так называемый “реальный” взгляд на них…
       (39)    Элиаде полагает, что Фауст волен убить себя, и лишить жизни тем самым - сам? Без чёртовой помощи?Т.е. этот акт, совершаемый в состоянии крайней богооставленности, очевидно, - совершается и в оставленности тёмной силой также? Не попался ли сам Гёте со своим Вертером на ту же удочку… А ведь этот строй мысли весь только от того, что за горизонтом этой жизни они видят один лишь распад её же, одно лишь ничто, которое “более не становится”, и “никуда не устремляется…”, по Элиаде. Они видят могилу. Духовное становление человека и устремление в Духе Христовом, вещи слишком незнакомые. А ведь это как раз то, что здешний порядок бытия лишь ограничивает. Вмещает лишь постольку поскольку.
        (40)       именно нарисован могильный холм при окружающей жизни весны, природы, в пенье птиц, - т.е. могила на кладбище.
        (41)       Переспросим, -спасением от чего? Видимо, спасение само по себе, а жизнь сама по себе. Пришёл Бог и спас. Как же, Фауст – человек ищущий. правда уничтожил двух не в чём не повинных людей своею рукой, но на пути уничтожил, правда, в борении, в котором всегда проигрывал, но на путях уничтожил…А теперь только представьте, о чём единственно все они хотят сказать : Человек призван воплощать в жизнь высокие идеалы! И вот как они об этом говорят. ( Как воплощают это
сами! )
        (42)     Неважно это всегда только в одном случае - когда христианские положения о боге и мире не становятся личными для автора. Чтож, не хотим выглядеть иезуитами, однако, не религиоведческим же выбором и своим собственным установлением – и кого – Бога! – заниматься.
        (43)      Жизнь сердца, жизнь чувства – не он ли даёт выпить Фаусту в кухне ведьмы, после чего тот видит прекрасную Елену в зазеркалье? Не он ли 10 месяцев помогает Фаусту в связях того с возлюбленной? Не он ли. устраивает экскурсию на шабаш в целях познания и участия в нём самого героя ? Не он ли помогает своей шпагой Фаусту, чтобы того не заколол Валентин? Но примеров тут тысячи…достаточно ли? Так какой же жизни Мефистофель сопротивляется? А расшевеливание жизни, - это когда грех рождается на свет, так что-ли?
         (44)Не пугайтесь, просто Элиаде пойдёт “бродить и нырять” в архаические культы и практики.
         (45)  Не знаем, можно ли квалифицировать как ересь то вовсе внецерковное умонастроение, очевидно не способное увлечь за собой часть церкви без потери самой веры, каковым предстаёт перед нами призыв к общегуманистическому идеалу со всеми его переборками. На наш взгляд и нельзя и невозможно.
          (46)  Чего мало, вообще говоря, кто делает. Умиляются, как Фауст, “деточкой”. Ругают Мефистофеля, как опять же Фауст, Но в общем относятся к ней небрежно. Как Мефистофель. Помните, как он осклабился после допроса, учинённого Маргаритой Фаусту, о том, верит ли тот? Ребёнок со своей чистотою агитирует многомудрого и опытного мужа? А так ли уж,кстати, и многомудрого ? Это отдельная тема – не только отсутствия мудрости, но именно глуповатости Фауста, странной даже для кабинетного учёного. Размытость границ своих до потери человеческого лица и чести во время пусть даже очень сильной влюблённости, сильно похотливой влюблённости, ужасает в этом опытном муже.


                   назад    дальше

 

Hosted by uCoz