ПЛАТОН.  ЭЛЛИНИЗМ.  ДИАЛЕКТИКА.  ПРОКЛ.  ТЕУРГИЯ .ПЕРВОСУЩНОСТЬ. ДУША. ПЛОТИН .КОСМОС. МАГИЯ.  ЯМВЛИХ.    СТОИЦИЗМ .УМ.  СИМПАТИЯ. ЛОГОС.  СУДЬБА.. ПИФАГОР. .МИСТЕРИИ .ОРАКУЛ. МОЛИТВА .СВЕТ. СОЗЕРЦАНИЕ ."Я" СКЕПТИКИ. КИНИКИ. ЭПИКУР. ГНОСТИКИ. ХРИСТИАНЕ.МИФ. ИСТОРИЯ.. АПОЛЛОН. ИСКУССТВО. АРИСТОТЕЛЬ..ЧИСЛО. ТРИАДА.. ИНОЕ. ЕДИНИЧНОЕ. ИНДИВИДУУМ. СОКРАТ.

Найти: на

Пена дней

Статьи и эссе

Академия: учение и судьба Вокруг Академии Неоплатонизм: синтез и теургия Диалектика Тексты

  

ПЛАТОНИЗМ   И   ХРИСТИАНСТВО

 Исходная идея.  История как идея личности, снимаемая в  истории аристотелизмом.

            
Комплекс вопросов .
 
1. Аристотель и аристотелизм .
2. Идея, идеи и идея Личности.
3.Самосознание личности в истории и есть ли идея христианской Личности?


           Можно  говорить о трёх перспективах  в истории,  собирающих её в одно целое, - во первых, просматриваемом на научно-фактологическом срезе, во-вторых, о срезе церковного предания,  раскрывающемся  Церковью в первой, светской истории и тем самым рождающем Историю Церковную,  и наконец, о лично-умном ( греческий оттенок смысла) её срезе ? 
          Это история  академическая, привычная нам со школы, живущая в открытом пространстве фактов, в которых все историки максимально заинтересованы именно как в фактах достоверных. Это церковная История, т.е. история Единой Апостольской Церкви, - Церкви, которой и в которой в этой первой истории хранилось и хранится сейчас (что делает необходимым прямое обращение к ней первого историка )  Истина исторических путей мира и человека. Здесь история нашла и несёт в современной истории церкви человеку слово Истины, Богочеловеческое Слово . Здесь же, воспринимая это Слово, читатель, верующий человек открывает для себя жизнь, существующую на земле как предание Церкви, которой и в котором он живёт, смыкаясь в путях церковной истории со словом Истины о ней, и служа этим путям . 
        И это третья, платонико-аристотелевская перспектива,  как  с одной стороны представление о самих идеях, и самих идей ( "платоновская" обращённость к самому вопросу о идеях, о них самих по себе, об их ценности и др. ), а с другой стороны  представление о более-менее полной воплощённости этих идей, о выраженности их в вещах, в мире; т.е. представление о сущностях, выраженных хоть-как-то, т.е. хоть как-то материально, а не бывающих самими по-себе только, т.е. идеально.(Аристотелевская сущность.)  Платонизм - или  аристотелизм .
        Обращение внутрь того, что остаётся законченным целым, в то, целым чего оно является и как оно целым является . В то, чего - это целое. Идея и смысл.- Платонизм. 
        Либо в то, как это выражено, что выражено, в какой среде окружающих выраженностей. - Аристотелизм. 
        При этом  мы должны понимать, что в действительности сколько-нибудь строгого различения между идеалистическим платонизмом, как логически определённом оформлении смысла в самом себе, и выражающим его аристотелизмом, - выражающем эту самость в другом, оформляющем её в каком-то материале, - строгого , нелогического различия между ними, в самой действительности, нет .

       Что касается христианства и того круга идей, того умонастроения и "сердце-строения", которые приносит в мир Новозаветное Откровение - что в этом взято из окружающего, а что явилось творческим плодом собственного духовного самоосознания христиан, подлинным идеалистическим творчеством в конце концов, то прежде всего надо указать относительно второго на несомненный платонизм, правда уже христианский платонизм. Христианство тоже несёт свои идеи .( А не только Путь и Жизнь…Последнее, без Истины, задаёт традиционализм в христианстве и только-то .)     

          Так, одна из центральных идей христианства, пожалуй лежит на поверхности,- это идея идеальной жизни (мы формулируем категориально, создавая понятие, и язык наш будет стараться следовать за категорией, а не ориентироваться в первую очередь культурно- или ментально- однозначно, когда создаётся знак для уже существующего понятия, когда всё, в том числе очень непростые категории, подчинены однозначности языка), - кстати, идея эта, уже греческая "насквозь", более знакома всем как идея "совершенной жизни" - что есть уже явная дань аристотелизму, - так вот, эта идея звучит так: 
         Жизнь Христа - идеальная жизнь. (Логическое ударение на целом: идеальная жизнь как целое. Как целая жизнь, вместе с побеждающим смерть Воскресением Господа из мёртвых .) Идея же, для того, чтобы её воплотить, материализовать, вобрать, выразить как свою собственную, - ( и Аристотель бы добавил своё: и вместе со всем этим ) - должна быть узнана сама в себе, понята, целиком вся. ( и Стагирит бы прибавил: и понята со всем и во всём своём воплощении…и поскольку понята целиком - то и воплощена до конца ) © Христос, и, значит, вся жизнь Его, и значит, подвиг Его на кресте, Крестная смерть и Светлое Его Воскресение, должны быть приняты, восприняты и вобраны сердцем и верой. Это - а не мышление - идеальный инструмент верующего .

      Эта жизнь - Христа - принята жизнью самого верующего, взята его сердцем за образец,
с одной стороны онтологически недостижимый, ибо Христос, прозаически говоря, не я, не он и не тот  вот верующий, ибо Христос прожил , хотя и отдав всего Себя безраздельно Богу и людям, Свою собственную жизнь, а жизнь верующего - всегда другая, только его жизнь, его свобода . Это идея . Законченно и ярко обрисовывающая Христа в жизни верующего. (Можно говорить о высечении ей в духе видения Подобия Божиего в человеке, переходя в духовную плоскость . ) Но идея "жизни Христа как идеальной" жизни позволяет соединяться, соприкасаться не с Ним самим, но - с жизнью Его. Через жизнь Его, в которой Он всего Себя всецело и отдал Господу и людям, в неизречённой любви Своей , мы соединяемся с Ним в одном общем Богочеловечестве. Поэтому, идея эта всё-же воплотима ( онтологически соединяя существенное в жизни Бога и человека ) © и воплощаема в самой жизни верующего. 

        Человек ( в своей жизни, в идее ) идёт вослед за Христом, и ему становится возможно многое, с Богом, даже то, чего нельзя ( "нельзя" у нас в качестве принципа человеческой ограниченности ) без Него. ( Можно говорить об образе Божием в человеке как о мгновенно-живом видении полного выражения Господа в этом человеке ) Выражение этой идеи в конкретной человеческой жизни, жизнь уже по существу христианская и полностью просматриваемая "здесь", в быту, в материальном, в телесном, в формальном, в знакомом, в ряду, - уже аристотелизм христианства .Это уже выразившийся в жизни верующего, выраженный Христос, "понятый" Христос - (или "откровенно-закрытый для Откровения", что одно ) , катафатизм только, без всякой апофатики, осуществляющийся так-то и в том-то, то, что есть в христианстве де-факто, то что в среде и среди мира . А не то, что есть христианство по идее, вне мира с его материальной, исторической ,психологической и др. наличностями.© Идея, в общем-то простой смысл, более-менее ясна всем, но с её воплощением и воплощаемостью мы не столько уже говорим об идее, сколько об этих последних, о до конца выраженных сущностях, и в чём эти сущности выразились . Не платонизм, а аристотелизм . Касательно христианства как жизни во Христе, в этом ключе, встаёт вопрос границы мира, обмирщённости. Предельной обмирщённости от полноты воплощаемости той идеи, той Жизни, которая принимается за образец, но которая воплощается в этом конкретном мире. И это вопрос об аристотелизме , который может быть рельефно увиден и рассматриваем только изнутри платонико-аристотелистского отношения в целом .


           Исходная идея.   Идея необходимого равновесия платонизма и аристотелизма  в истории, как мера аристотелизма и предел любого истинного  бывания.
          Комплекс вопросов . 1. В истории , вопросы аристотелизма и выраженности , видятся всегда в ином, конкретно-историческом ключе, вне общей платонико-аристотелистской перспективы .©
2. Две исторические конфессии христианства - как два воплощения одной идеи или как два воплощения разных идей в христианстве ?
3. История обособившихся христианских конфессий как разные аспекты единой исторической перспективы - деятельного служения Слову Истины о мире и человеке .

               Но рассматривают этот вопрос, об аристотелизме, не так, вне отношения его к платонизму. Ведь рассматривают его уже в истории, поэтому всегда уже в конкретной истории . И можно поэтому говорить, что такой вопрос вообще не ставится. А ставится, например, вопрос обмирщённости, мира, в историческом христианстве, например . Следуя этому, с точки зрения Восточного христианства, западное христианство видится более обмирщённым, и в нём может быть различена аристотеличность как окружённость- погружённость в мир,   а не включённость по существу своему,  в саму идею и дух подлинного христианства, ( не платонизм). 

           Восточное христианство, в силу самонадеянной самодостаточности и нереакции на окружающее, нежелает вовсе ни с чем считаться, кроме как с самим собой, спекулируя идеей враждебности окружающего мира, - ( здесь уже мир не плоть, которую должна преобразить или направить на пользу осмысленным целям, -та или иная христианская идея, в том числе и главнейшая, идея совершенной жизни во Христе, - но тут сама эта плоть, мир, падшее человечество, становится идеей и начинает наступать, двигаться навстречу этой главнейшей идее ), - что на деле выражается в самообмирщении. 
             И до поры до времени с точки зрения другого, западного христианства, оно вообще никак не воспринималось - нечего было воспринимать . Как какие-то смутные монголо-восточные спекуляции над древними византийскими обрядами . Ибо если Восток считает христианство идеей, только ему данной ( на Востоке говорят - переданной, говорят о Предании своём как о чём-то гораздо более важном подчас, чем о Писании ), если его незачем поэтому воплощать, для других, а значит и осуществлять во многом ( родство с протестанской духовной вялостью: на кресте Христос уже всё сделал за нас, и мы спасены ) - то тогда воплощаемость становится и вовсе ненужной для христианства стороной. Аристотелизм уже издали кажет себя бездушной мертвячиной формализма, и бурсацкой школьной муштры, крест на него и подальше от него . 
               Идея же, истинная и единственнная, нигде и никак не воплощена, её нигде не видно, - " Есть ли она ?" - спросит западный христианин, и всё ему тут становится ясно . Незрелое, никак, ни социально, ни научно-академически, ни психологически, не выражаемое сознание, идеал, ни на что не способный и ни на что не годный, т.е. и на то, чтобы быть идеалом .

            Проблему мирского, таким образом, как-то ставило и видело христианство западное, не восточное. Для последнего её не существовало - мир и мирское были фобией, заклятьем и прочими поисками чего-то самостоятельного в мире косной материи, тогда как она требует от нас оформления, но оформления не из неё самой , а из единого Божиего замысла о мире, открытого нам .( Чего стоит одна русская демонология, широким фронтом вползающая в русское православие, впрочем, и западное христианство сильно этим переболело, правда, то было в средние века. На Востоке демонология развивается, и сейчас чем дальше, тем больше.) 
         Поэтому сознательный аристотелизм западного христианства рано или поздно, но выводил к верному аристотелизму как к верной мере - его и платонизма - в истории .Чтобы научиться ездить на роликовых коньках, как известно, приходится поначалу набить множество шишек на коленках. Приходится набивать шишки - очень хочется научиться кататься. Восточное христианство на это "скажет", что шишки сами по себе катанью не научают, и мальчишка этот кататься не научился вовсе, отсюда "выводы православного духовника", что смотреть на это мучение нельзя, чтобы самому не захотелось попробовать заняться мазохизмом ...

         Отнестись же к миру, как к задаче, поставленной кем-то и для чего-то, - на Востоке до такой "постановки" мира как насущной проблемы и качественной задачи для христиан, - дело никогда не доходило . Простое снятие проблемы аристотелизма … Но парадокс в том, что именно на Востоке, где, как будто, выраженность идеи была не важна, ибо ценилась наравне со всеми остальными выраженностями этого мира ( боязнь аристотелевского формообразования и видение в нём неизбежного зла ), - зафиксировали, застолбили единую выраженность жизни верующих христиан, единый обряд . 

             Обряд, зацветающий подчас от самого же себя, а не от истоков того, чего и почему он, собственно, обряд . Восток, особенно остро всё это рисовалось в нашем, новоимперском, заимствованном из Византии, христианстве, т.е. в православии , - сторонясь полной идейной выраженности, застолбил эту свою выраженность как единую и не трогает - никак нельзя человеку. Это же так естественно: построен ложный объект, сохраняющий статус-кво церкви по отношению к миру, удовлетворяющий положению о принципиальной обмирщённости мира и воспринимающий на самого себя, в себе ту идею, которую Запад распространяет на этот мир. Этот ложновоплощающий объект есть обряд . И всё, что с ним наравне, язык богослужения, местные предания, сложившийся в России 19 века Типикон, всё - принимает Идею на себя. А мир Идею на себя не принимает, и, с точки зрения Православия, не должен воспринимать, ибо "испорчен", по-этому и стараться бессмысленно.( Уместно напомнить здесь, что Христос - в мир нисшёл, так что Он к нему относился как видно лучше.) Естественно, построенный ложный объект со временем далеко отрывается от действительности, - сама действительность однажды уходит из под него, и начинает полнее и теснее работать на образование, которое подчас называет себя церковью .

          Между тем обряд не предел воплощения христианской Идеи, а чистые стёкла духовного символа, сквозь которые современник живее видит, как живо соучаствовать в общем служении церкви и которые помогают в личной полноте участвовать в регулярной жизни церкви . И говоря об этой чистоте, необходимо понимать, что богослужение может с одной стороны быть лучше как большее богословское выражение самой сути богослужения, как богословская выраженность, - с другой стороны как более красивое, совершенное богослужение, если отталкиваться от категории эстетической красоты, а не богослужебной адекватности , - и наконец, как духовно более красивое, что на поверку теснее смыкается с первым, отталкиваясь от самой практики богослужения, хотя вкус субъективно-общинный вкус здесь оказывается наиболее свободен, - и как более приближено к временным, календарным и бытовым особенностям той церковной общины, которая служит, т.е. по-местная адекватность .Но только первое улучшение способно сделать обряд обрядом, и проливать христианский Свет как на стены храма, так и за них, в мир . Остальные, без или вне учёта первого, создают ту самую внутренннюю среду воплощения Идеи, которая одновременно не хочет и не может избежать аристотелизма .© Между тем материал для идеи невозможно создать, он или есть, или его нет вместе с ней .

          Обряд в православии потому и неприкосновенен, что неприкосновенен постулат "мир во зле", перетекающий легко в смежный ему " зло в мире", делая понятия мира и зла © практически тождественными . Ведь если обряд расположен в порядке этого мира, тогда он не важен, не нужен по существу, и поэтому допустим любой, но тогда достаточно первого же, проверенного . Раз это форма, по самой идее христианства, какой-то она всё равно должна быть - пусть и остаётся всегда одинакова и легкоузнаваема . "Боязнь мира" и породила, и оживила эту фобию - в построении единого неприкосновенного обряда : не трогай, ибо это движение от мирского к мирскому. А не идеального к идеальному, чего хочет и чем обольщается Восток . Обряд для Восточного христианства - то, за кого мы хотим  принять такого-то человека, ( раз уж он перед нами предстоит), а не то, чем он  является на самом деле . 
                    Но такое "застолбление", наполняемое восточным платоническим идеальным христианством всегда только изнутри, обряда в виде "простой формальности", на деле, (т.е. как раз на аристотелевском опыте ) приводило и приводит к аристотелевскому положению "вся сущность выражена, помимо выраженного её нету ( для нас, исследователей )" . Ведь восточный обряд столь громоздок, местно-национален, полисимволичен ; подразумевает в своём познании ссылки на самого себя, а не прямые ссылки к Идее, которые бы и "обмирщили" обряд, и упростили . Люди в церкви, т.о. заняты системой обряда с системой его символов, этот обряд изъясняющих, а уже параллельно выстраивается перспектива Идеи .

То, что православный обряд столь своеобычен и ажурен, имеет свои очевидные причины: консервация выраженности во многом обернулась провозглашением любой выраженности.И бегство от аристотелизма обернулось глубоким пленением у него
           Вместо ощущения или во всяком случае стремления к равновесию платонизма и аристотелизма, - на Востоке, живущем без всякого внутреннего "кронштейна", чаше весов даже не на чем было поколебаться: здесь долго не могли назвать, выразить то, что мешало этому равновесию: обозначить границы обмирщённости как богословскую проблему . Но теперь это назрело и обозначило себя и на Востоке в том числе. На Западе же, в христианстве выражали стороны подчас и менее глубокие, и более близкие и внятные народам Европы, рядовым и нерядовым верующим, мирянам и клирикам, но неотступно и усидчиво там добивались и доискивались плодов, результативности, ощущительности благодатной помощи и промыслительной заботы Божией о человеке . 
          С обращением и вниманием к греческому богословию, за его свежим прочтением, этот несомненный аристотелизм Западной церкви может получить и уже получает в современном католичестве должную платоническую завершённость и основательность последней богословской высказанности о том мире, "обмирщённость" которого для западного церковного человека столь психически органична и так же энергично-органично преодолевается в истории Западной церкви и своей жизни . И платонизм, и аристотелизм входят в экуменический диалог обеих сторон органически, на церковно-историческом уровне жизни Предания в церквах Западной, Восточной, Единой .

           Но если всегда в церкви умные глаза созерцателя есть дар Божий, то разве не такой же Божий удел и дар, работа с миром, в миру ? Но тогда служители современной миссии в Восточной церкви, на обширных территориях Московской Патриархии в том числе, нуждаются не столько в мистиках священнобезмолвия, сколько в хорошо организованных единых миссионерских структурах, катехизических и благотворительных институтах и других хорошо выраженных, воплощённых в современный социум церковных институтах. Традиционно, в православии не очень любят такие образования. Не очень их в православии поэтому и знают, и знали .Даже собственные традиции миссии ХIХ века в большинстве не известны .

         И всё-таки, от движения Православия по пути миссии, в перспективе можно было бы ожидать даже больших результатов, плодов на пути соединения платоно-аристотелевского христианства наконец в одно целое, чем, даже, от наблюдаемой нами сегодня "звезды" литургического богословия, восходящей для Запада - на Востоке, т.е. наблюдающегося теперь движения западной церкви навстречу восточным молитвенным традициям, созданным в восточном монашестве, ( движения, уже переросшего форму простой культурной заинтересованности, когда можно говорить о движении ), в рамках диалога и заинтересованности части западной церкви Восточным преданием . Ибо, внутри этого "обоюдоострого движения" к платоно-аристотелистскому целому, Западу, согласно его церковной конституции и его преданию, здесь требуется богословский гений, фигура недюжинного созерцателя, или даже несколько таких фигур, способных сказать Слово, богословски уточняя католические гипотезы о церкви, в церкви, высветив платонически христианский Свет в жизни западной церкви и с этим в Церкви . 

          Действуя всегда опытно, не торопясь, но замечая плоды,© нельзя на Востоке пассивно ждать, что на Западе произойдут обширные догматические и богословские перемены уже сейчас, но если на эти рельсы ставится целый поезд, он до них рано или поздно докатится - важно, мешаю я этому сейчас или напротив, помогаю, и не окажется ли так, что когда этот поезд плавно понесётся по этим рельсам из ставшего здесь места пуста, я не пожелаю вскочить на его подножку ?.. Есть человек, папа Иоанн Павел Второй, в силу своего служения, стоящий во главе Западной церкви, и стоит во главе не столько формально . Его фигура привлекает много хорошего в современном католическом богословии , и он ли, либо кто-то другой станет новым Августином для Европы, авторитетнейшим толкователем актуальности Божественного Слова, вопрос. Скорее, учитывая возраст папы и специфику его богословских интересов, второе .

          Поэтому от движения современного православия по пути миссии в перспективе можно было бы ожидать огромных результатов, плодов соединения плотино-аристотелевского христианства наконец в одно целое, результатов даже больших, чем наблюдаемое теперь литургическое влияние Восточной церкви на западную внутри диалога западной церкви с восточным преданием . Трудности же и сопротивление истории в этом мы видим в событиях, имеющих место в современной церкви России . Какие препятствия православной миссии приходится преодолевать, прокладывая дорогу к людям .
            Одна община миссионерского типа выброшена из храма , - правящие иерархи - не желая такой нацеленности на миссию в среде православных - всё сделали, чтобы разогнать общину вовсе ©- (семьдесят семь раз они не создавали того, что семьдесят семь раз пытались разрушить) - на её примере все церковные сообщества и общины запуганы и упокоены, храмы же, не гнушающиеся экуменического служения и не носящиеся с национальным преданием  как с писаной торбой, постепенно подчиняются силе:  им поставляют  сверху специально выбранных для этой цели  "настоятелей", не говоря уже о мерах экономического воздействия на приход, куда более лёгких, о интриганах, способных накалять нервную атмосферу сколь угодно, ввиду возможности  продвижения по службе, хотя и касается и церкви самой. Можно сказать и о всегда-то вырывающейся навстречу Свету  мирской злобе,  как из осиного гнезда  на мирного прохожего в лесу устремляется рой, когда он случайно оказывается поблизости во время маткования..
             И это, как мы с горечью отмечаем, естественно. Мир противится . Сопротивляется . Он, люди, человек мира, противится, закрывается от истинного света, внезапно озарившего его лицо - так внезапна и наша только-только нарождающаяся православная миссия .Проливается этот Свет Истины, Слово Божие, Церковью, и в мире, и в истории, и в Предании, и в жизни .Мир противен Христу был всегда, и он не примет Его. Ибо Царствие Божие не от мира сего, здесь же границы, разлад, непонимание, здесь грех и здесь смерть. Но любой миссионер меня перебьёт в этом пункте : "Не-жизнь - но уже и не смерть ! Ибо она уже побеждена Богом, так возлюбившим мир, что Он послал Сына Своего Единородного, Который , родившись от девы Марии, воспринял т.о. на Себя человеческую природу, всю, кроме греха, и теснейшим образом войдя в человечество - взял на Свои плечи крест и пострадал за наши грехи, - она побеждена Богом, воскресшим Богом" И будет прав . ©

         На Востоке, и здесь, в России, с Божией помощью, рисуется в будущем какое-то развитие миссии и миссионерских служений. Это неизбежно, если церковь не хочет превратиться в тайную секту со своим набором понятий и вне-исторической ориентацией . Апокалиптики, дожидающиеся последних времён человечества, которых в церкви в 90-е годы в России стало много, ещё откровеннее будут подсовывать любые палки в итак уже не слишком смазанные колёса Миссии, на наших-то исторических ухабах . И это неизбежно . 
            Но даже в России, в историческом православии, возникнет и возникла уже, заинтересованность разными людьми, и заинтересованность отсюда уже разным. Открытие в них истинного величия христианской Идеи. Появление больших ревнителей христианского служения .© Можно ожидать и лавинообразное накопление духовного опыта миссии и совместного труда в мире ради Бога . ( Когда мы фонариком освещаем тёмный угол, мы с интересом замечаем, что же там. И мы замечаем, что же там на самом деле было, что есть там в настоящем Свете истины, - именно поэтому можно говорить и о философском пробуждении в России как восточно-христианском европейски-ориентированном государстве ©: появляется новая, другая, западная среда, и этой среды много. Множество тёмных новоевропейских углов, куда с нашим фонариком ещё не ходили, потому что не знали ни об этих углах, ни о том, как там ждут нас - а не фонарик . )

          Восточная и западная ветви христианства должны будут, хочется надеяться, перейти к восполнению у себя платонизма аристотелизмом и наоборот, в этом открывающемся в истории церкви диалоге их исторических конфессий . Приходится ожидать на западе не просто богословских титанов и одновременно крупных деятельных фигур, но - сильных духовных личностей, духовно интереснее и плодотворнее станет жить и в восточной церкви . На Западе - Слово, сохранённое на Востоке, должно подняться на удивительную высоту, с которой Свет Истины Христовой просияет для многих и многих людей, и может быть эта очевидность, сила, и правда Божия , этот Свет - миру, в последний раз осветит Лицо исторического мира как лица, как Лики, - во всей исторической определённости каждый человек тогда сделает свой выбор в истории, и в последний раз просияет в мире - Свет, в последний раз перед концом мира и концом истории. На Востоке - деятельность . На западе воссияет истинный идеальный свет, новая платоническая идея . На Востоке - аристотелевская сполна выражающаяся в истории, времени, материи, Сущность .©

Платонизм и аристотелизм поделены и как будто разделены. Но разделены они не так, как считают здесь, на Востоке, само это разделение заметившем: Запад аристотеличен, Восток платоничен. Нет . Они не разведены в разные стороны, а, необходимые для человеческого бытия, по разному соединены - и здесь, и там.                                                                              

                                                                          Примечания 

1) Вот пример "перетекания" платонизма в аристотелизм.
2)
Онтология в моих работах понимается не в первом, школьном значении "учения о первоначалах", а в другом, современно-формальном и менее принятом значении "что есть, что дано, что наличествует."
3) Мы говорим не об идее христианства, а, меньше и корректнее, о том, что идея образцовой жизни во Христе , в жизни верующего, так, идеально, платонистически-аристотелистически, и распознаётся.
4) Ткань истории мистична, мифична ( что это - это - что для меня есть ), а не логична, не раздельна, если мы видим в истории живую жизнь и живую связь событий, а не сухой остаток отдельных событий, образовавшийся в лабораторных колбах хронографии как нечто отдельное. Поэтому вся внутренняя "логика" истории - есть чудо бытия. И повинуясь именно этому чувству, "этой логике", всякая умная перспектива - историей обязательно будет превосходиться. Превосходиться самим бытием. Но мы взялись говорить об истории, слово же раздельно и значимо всегда.
5) Хочется отметить, что говоря о христианских идеях, о идее христианства, мы не ставим здесь задачу именно так определять сущность христианства, платонизируя или наоборот, формулируя его идейно, совсем нет. Мы выделили одну из них в христианстве, для того, чтобы в указанном выше трояком историческом свете взглянуть на неё.
6) Де-персонализируя понятие "зла", или, наоборот, персонализируя "мир".
7) Обычно говорят: "Различая плоды." Плод же, если добрый, всегда уникален. Поэтому замечая плод, мы его по сути и различаем - а не заняты голым сличением с формами вокруг.
8) Имеется в первую очередь ввиду православная община миссионерского типа отца Георгия Кочеткова, хотя и некоторые другие события второй половины 90-х годов ХХ века в жизни церкви, в результате которых чего-то добивающихся и что-то в Духе православной миссии уже добившихся - православных пастырей изгоняли или смещали со своих духовно-пастырских мест.(Тот же о.М.Багин, которого сместили из храма за перехлестнувшую рамки проповедническую смелость ; или дело с расправой над священниками г.Алма-Аты, придерживающихся "про-кочетковских настроений" и др.примеры. )
9) В этом Свете истинного Благовестия Христова - ближайшее будущее западного общества. Благодать Света, должная пролиться на замутнённые миром очи. Не радость - а высокая печаль о горнем может загореться в этих очах.
10) В самом назывании Господа, - в христианстве: Христос, - есть более важное человеку и человечеству, чем заявление и приглашение к право-славию Бога. В первом случае центр христианства, Богочеловек, как бы выносится вперёд, перед человеком. Во втором же , видимо в силу восточной апофатики, Кого собственно славят, вовсе "выносят за скобки, со знамени", но предлагают идти за ним вместе. Совместность людей в Церкви и таким образом Церковь в последнем случае объявлена уже в имени. Но для кого это Имя - для самих себя ( восточный акцент на тайну, закрытую вовне и открытую внутри, платонизм), или для тех, - кто вне, кто нуждается, кто в так или иначе в отрыве от Господа (западный акцент на миссию всем, в том числе себе самим, аристотелизм). Хотя в общем и то и другое - одно. Ведь невозможно неверно славя - славить Бога, однако христианство заявляет и объявляет - цель, тогда как православие - средства как цель. И в последнем мы не зря усмотрели платонизм, ведь тут обнаруживается общая, греческая ли, или иная самобытная восточная, уверенность в том, что у верующих цель - тождественна её средствам . То диалектическое целое, где жизнь и средства и есть цель - поэтому на знамени обозначены средства. (Правильные средства.= Право-славие.) Так, избыток платонизма в Православии, перекрытием цели средствами-целями, приходит к обмирщению этой конфессии. А "мирской", социально-активный аспект латинства ("вселенский" акцент западная церковь и водрузила на своё "знамя"), и например таких серьёзных протестанстких церквей запада, как англиканства, лютеранства, - позволяет всё время держаться главной цели. Её в таких условиях легко утерять, что не может не вызывать сильнейших духовных личностей, судеб и ценнейшего опыта.
11) Для верующего истина почти жива в восприятии чувства истины, лишь бы была среда для этого чувства, в чём жить и кем жить, лишь бы была духовная пища.
12) Здесь не делается тождества личности с сущностью, просто мы говорим об аристотелизме, с его сущностью.

 

@М.Кошкин.2000.

 

Hosted by uCoz