ПЛАТОН.  ЭЛЛИНИЗМ.  ДИАЛЕКТИКА.  ПРОКЛ.  ТЕУРГИЯ .ПЕРВОСУЩНОСТЬ. ДУША. ПЛОТИН .КОСМОС. МАГИЯ.  ЯМВЛИХ.    СТОИЦИЗМ .УМ.  СИМПАТИЯ. ЛОГОС.  СУДЬБА.. ПИФАГОР. .МИСТЕРИИ .ОРАКУЛ. МОЛИТВА .СВЕТ. СОЗЕРЦАНИЕ ."Я" СКЕПТИКИ. КИНИКИ. ЭПИКУР. ГНОСТИКИ. ХРИСТИАНЕ.МИФ. ИСТОРИЯ.. АПОЛЛОН. ИСКУССТВО. АРИСТОТЕЛЬ..ЧИСЛО. ТРИАДА.. ИНОЕ. ЕДИНИЧНОЕ. ИНДИВИДУУМ. СОКРАТ.

Найти: на

Пена дней

Статьи и эссе

Академия: учение и судьба Вокруг Академии Неоплатонизм: синтез и теургия Диалектика Тексты

О ИНЫХ ПОХОЖИХ прохожих ЛИЦАХ…
           ( постановке вопроса о схожести человеческих лиц)
                                           

Юрий Лотман удивительно похож на Альберта Эйнштейна. Журналист и гендиректор телеканала Евгений Киселёв похож на И.В.Сталина ( что там в усах - ухмылка, улыбка, ненависть - ?..).
Ну и что ж, разные лица встречаются, что ж тут ?
А то, что учёный похож на учёного, а журналист-политик на идеолога-политика и диктатора. Там - лысыватый череп, испещрённый морщинами с длиннющими неестественными гусарскими усами, а тут - толстый усистый покров на верхней губе, создающий впечатление волевой, военной личности плюс хитреца в центре глаз и боле ничего.


Люди разные, взгляды разные, лица схожи. И там тоже судьбы разные, научные предметы разные и т.п., но вот как похожи.
Но посмотрите, получается, что учёный несёт в своём образе как будто раскрывшийся мир, гипер-физиогномическую черту, словно этой чертой удивления мир, доселе закрытый, осознает сам-себя и является человечеству…А работник идеологического фронта, правду ли он говорит или не-правду о мире, - до того размыт и слит с массой, что возникает необходимость и в усах и в том, чтобы опираться на наиболее популярные в обществе, устоявшиеся образцы. И то - ведь он хочет быть услышанным, а не понятым, как первые. Какие далёкие идиотские выводы мы сделали из этих случайных схожестей, а сколько их, этих схожестей, и выводов ещё куда более идиотских ?


Девушка( вот та, личико) похожа на любую другую девушку ( вот та, или та, или эта).
Шварцннеггер похож на Пастернака 40-х годов. ( На лицо, на лицо смотри).
Путин похож на одного токаря-универсала из г. Подольска, с ним года два тому назад пересеклись мои работные тропы.
И так далее.
Мы живём и так или иначе ежедневно мало-помалу, потребляем одну и ту же визуально подаваемую информацию, политического, культурного, развлекательного и др. свойства. "Новости" - каждый день, в одно и то же время, один и тот же ведущий, в том же порядке - а мы, откинувшиеся после тяжелого трудового дня, вслушиваемся в дикторские слова, пропитывая свою ротовую полость светлым пивом и ощущаем почти одинаковую тяжесть в пояснице…

 

Фильмы - одни и те же, с одинаковыми актёрами, мы смотрим 30, 40 раз. Сопротивляемся этому, но включаем "ящик" и тем не менее смотрим, причём каждый раз по новому. Параллельный этот мир, мир ТВ и политики, газет и мировых событий где-то, где-то там - живёт вместе с нами. Стареем мы. Он, этот мир, неизменяемый по существу, еженедельно повторяющийся и этим-то и сращённый с нами, - изменяется поэтому тоже. Тоже "стареет". "Ветшает". "Седеет" вместе с нами.
Есть ряд знакомых актёрских лиц ( так сказать, "любимых"), ряд политиков, ряд знакомых по работе, ряд оставшихся в детстве и всплывающих из памяти, - лиц, и т.д.

 

Все эти ряды упорядочены, но практически не пересекаются. Занимают собой некоторый топос, общее частное целое того, что мы и называем знакомым образом, узнаваемым, родным образом. Всякое новое лицо всё-таки не совсем новое, - на кого-то оно (как лицо) больше похоже, на кого-то ешё чуть-чуть и оно уже будет вовсе тем, знакомым. Но топос, общий набор черт задан. Он конечно меняется, качественно и количественно, но задан каждый раз. "Вон пошёл - вылитый Серафим Саровский." Или: "Идут по улице милиционеры, улыбаясь, всего их человек шесть, как будто шесть Юриев Гагариных." И т.п.


Но человек узнаётся, его внешность сразу изменяется. И чем более существенно, лично узнаётся человек, тем больше внешних внутренних вещей он раскрывает нам, раскрывая нам и себя самих. В Личном, молитвенном обращении, остаётся почти один только образ Божий в человеке, поэтому на иконах иных праведников мы видим то же однообразие внешнего - сухие, худые склонённые фигуры с нимбами над головою.

 

 

Hosted by uCoz