ПЛАТОН. ЭЛЛИНИЗМ. ДИАЛЕКТИКА. ПРОКЛ. ТЕУРГИЯ .ПЕРВОСУЩНОСТЬ. ДУША. ПЛОТИН .КОСМОС. МАГИЯ. ЯМВЛИХ. СТОИЦИЗМ .УМ. СИМПАТИЯ. ЛОГОС. СУДЬБА.. ПИФАГОР. .МИСТЕРИИ .ОРАКУЛ. МОЛИТВА .СВЕТ. СОЗЕРЦАНИЕ ."Я" СКЕПТИКИ. КИНИКИ. ЭПИКУР. ГНОСТИКИ. ХРИСТИАНЕ.МИФ. ИСТОРИЯ.. АПОЛЛОН. ИСКУССТВО. АРИСТОТЕЛЬ..ЧИСЛО. ТРИАДА.. ИНОЕ. ЕДИНИЧНОЕ. ИНДИВИДУУМ. СОКРАТ. |
Часть первая . Глава первая. Пасхальная ночь в келье мудреца. После расставания с Вагнером, ( Ночь, 1 часть ), который, как сам признаётся Фаусту, с удовольствием бы “не спал бы до утра и всё бы с вами толковал серьёзно...” - “...но завтра Пасха”, - уходит, чтобы как-нибудь уже “в свободный час расспросами” обеспокоить Фауста, (и значит - самому-то Вагнеру сейчас оказывается важнее Пасха ), вот с этой самой минуты, Фауст начинает монолог. Видимо, это поздний вечер. Монолог, который занимает две, три страницы пьесы, и заканчивается хором ангелов, а затем и хорами мироносиц, учеников и снова ангелов. Этот, длиннейший, в самом же начале пьесы, монолог учёного-естествоиспытателя Фауста, в пасхальную ночь, - приводит его к мысли о самоубийстве:
От которого его и спасает хор ангелов. А поскольку это не православная пасхальная служба, совершающаяся, как мы знаем, в 12 часов ночи, а богослужение, которое имел в виду Вагнер, “завтрашнее”, получается , что Фауст проговорил сам с собой всю пасхальную ночь, даже если речь идёт о раннем утре, а скорее так оно и есть, это рассвет. Интересно, что никакого раздельного, отдельного от Фауста искушающего голоса Мефистофеля или кого-то ещё, здесь не слышно . Как будто сам Фауст приходит к мысли о самоубийстве. Сам ли ? Или к этому он приходит вызванным им магически духом, который представляется ( тем самым как-то идентифицируя свои стремления в душе Фауста):
Впоследствии в разговоре с Мефистофелем Фауст вернётся к событиям этой ночи, говоря о смерти:
После чего Фауст начинает раскаиваться в своей былой нерешительности, проклинать мир, надежду, любовь в их бессмысленности, а наипаче - того, кто видит эту бессмысленность, “терпение глупца”:
Кстати говоря, комментарий Н.Вильмонта, ведущего советского германоведа, в издании "Фауста" в БВЛ, ( изд. Худ.лит., том 50, 1967, перевод Б.Пастернака ), более чем спорно освещает те причины , по которым это самоубийство не состоялось . Так, в качестве примечаний к стихам: Гудите
там, где набожность жива, (уже после того, как “река гудящих звуков отвела / От губ моих бокал с отравой этой…” ), Н.Вильмонт пишет следующее: “ Как видно из этого стиха, Фауста удерживает от самоубийства не вера в евангельского “спасителя”, а чувство единения с ликующим народом и нахлынувшие воспоминания детства; в следующей сцене, в особенности же в конце трагедии, в знаменитом предсмертном монологе, Фауст снова проникается этим чувством единения.” Интересно, что собственное признание Фауста Мефистофелю, приведённое нами выше, которое Вильмонт не может не учитывать, вроде бы говорит о том же, - о минутном замешательстве, вызванном нахлынувшими воспоминаниями детства… Но надо ли так уж доверять тому, что подчас Фауст говорит Мефистофелю открытым текстом, впрочем, чему и кому тогда и вовсе доверять ? Примечания(1) Т.е. сцену объявления хора ангелов и др. хоров, тот же Н.Вильмонт пишет следующее: “Последующие хоры ангелов, мироносиц, учеников и т.д. поются не “потусторонними силами” , а участниками крестного хода в пасхальную ночь .” Нет, позвольте, у Гёте написано именно так: хор ангелов. Почему требуется комментарий о некоем крестном ходе - о котором нет ни намёка в самом тексте ? Атеистическое разъяснение ? Похоже на то. Но Гёте пишет: “хор ангелов”. Или т.о. мы уже погрузились, "ввинтились" в субъективное сознание Фауста, в котором являются и ангелы, и духи, и чёрт? Не к этому ли подталкивает нас атеистический комментарий Вильмонта – что всё нижеследующее есть, очевидно, галлюцинаторный бред ? Что “на самом деле” происходит всегда что-то иное ? И никакой мистики, мистика – чушь ? (2)
Но она “возникает” даже на этих
позициях . Даже если это поют люди – и
люди поют, а Фауст всё-таки слышит хор
ангелов. И Гёте так и пишет: “Хор
ангелов”. В этом нет ни малейшего
противоречия, и для Гёте, и для любого,
простите, чуткого к символу, человеку.
Человеку же, бывающему на
богослужениях, и того больше, известно,
что Богу славословит вся тварь вообще,
т.е. и люди, и ангелы, и всё живое и
способное к славословию, славословит
Бога за всё и за вся , а если говорить о
мистической реальности, то и всеми
делами добра, и всем вообще . Особенно
это так в минуты и часы Пасхальной
службы, совершающейся не за воротами,
где-то там, в результате чьего-то
крестного хода, а совершающейся и
разгорающейся в сердцах. Вот. Здесь и
именно поэтому, Фауст, слыша звон и
слыша пение, уже этим участвует в
славословии пасхального богослужения,
уже поэтому слышит хор ангелов. Он не
подменяет одно другим, нет, но в этот
мистический момент вселенной от сердца
к сердцу протягиваются
радостотворящие струны. И мы видим, что
это и детство Фауста, осветившееся в
этот миг. И конкретный поющий хор,
крестный ли это ход, или простое
сообщество поющих верующих,
встретивших Пасху и торжественно
несущих эту радостную Весть в своём
сердце ?И сам он, снова способный к
рассуждению. Суждение же всегда
выхолащивает все символы. оставляя
одни причины и следствия взамен. Но в предыдущем своём примечании на стих:
Вильмонт заключает , что “единение с ликующим народом и нахлынувшие воспоминания детства” спасают Фауста, а никакая не “евангельская вера”, так что эти слова как раз констатируют и действенность, и реальность Пасхи: “ Вы мне вернули жизнь, колокола…” и одновременно свой отказ от веры, от набожности и благочестья (4). За сиюминутной волей Фауста следует Вильмонт, но проговаривается сам: ведь что такое “единение с ликующим народом” ? Да это ни что иное, как церковное единство, евхаристическое единство, от греческого “евхаристия” – благодарение, т.е. в терминах евхаристического богословия, атеист Вильмонт невольно, но обозначил саму церковь, и фраза его т.о. получает следующее значение: Фауста спасает “не евангельская вера, а церковь” - что уже очевидная несуразица, так же очевидно рассеивающаяся, с какого бы конца её не начинай рассеивать: ибо кто же в церкви может похвастаться верой, да ещё большой, евангельской ? Если в церкви – то никто, а если хвастаются верой, то не в церкви, тем более её формами, благочестием. Вильмонт, как нормальный атеист, видит в благочестии объективные следствия – а стало быть и причины – веры . Интересно, что он схож в этом с самим Фаустом, также констатирующем отсутствие у себя благочестия как некую положенность себя вне Бога. Но, “единение” с ликующим народом, весит во всём этом отрывке слишком много , много более, чем о том догадываются Фауст и комментирующий его поступки выдающийся советский германовед. Жизнь Фауста . Примечания. (3)
То, что в детстве Фауст указывает
именно ночную пасхальную службу,
оставляет наш вопрос, утром или ночью
слышит Фауст хор,т.е. утренняя или
ночная это службы, и значит, всю ночь он
проговорил или несколько часов, после
ухода Вагнера, до полуночи, например,
открытым.
|