ПЛАТОН.  ЭЛЛИНИЗМ.  ДИАЛЕКТИКА.  ПРОКЛ.  ТЕУРГИЯ .ПЕРВОСУЩНОСТЬ. ДУША. ПЛОТИН .КОСМОС. МАГИЯ.  ЯМВЛИХ.    СТОИЦИЗМ .УМ.  СИМПАТИЯ. ЛОГОС.  СУДЬБА.. ПИФАГОР. .МИСТЕРИИ .ОРАКУЛ. МОЛИТВА .СВЕТ. СОЗЕРЦАНИЕ ."Я" СКЕПТИКИ. КИНИКИ. ЭПИКУР. ГНОСТИКИ. ХРИСТИАНЕ.МИФ. ИСТОРИЯ.. АПОЛЛОН. ИСКУССТВО. АРИСТОТЕЛЬ..ЧИСЛО. ТРИАДА.. ИНОЕ. ЕДИНИЧНОЕ. ИНДИВИДУУМ. СОКРАТ.

Найти: на

Пена дней

Статьи и эссе

Академия: учение и судьба Вокруг Академии Неоплатонизм: синтез и теургия Диалектика Тексты

  

Круговорот природы как образ мысли
по поводу одной лекции,
Рудольф Штейнер, " Мистерии летнего и зимнего солнцестояния ",
журнал " Воспитание к свободе ", 1993/4, альманах вольдорфской
школы

1. Случай доктора Штайнера: последний пантеист.

Лекция Р.Штейнера о солнечных и зимних мистериях производит двоякое впечатление.       С одной стороны, с точки зрения научной добросовестности, ориентированной на европейский естественно-научный и культурный уровень Штейнер переигрывает таких современных популярных для его времени писателей-эзотериков, как Елена Блаватская , например, работавшая на параллельном позитивистическом фронте ( мы и впредь будем задаваться целью расставлять хоть какие-то философские "буйки" в этой каше "закрытого-открытого Знания " ), и представившая в своих книгах "Изида без покрывал" и "Тайная Доктрина" на суд ещё не посвящённого, но каким-то образом "созревшего эзотерически" к посвящению в результате особенной, личной работы с текстами, читателя , своё учение о мире, и о месте в нём человека.

        Но подобных подобной мадам, теософов, Штейнер переигрывает сразу же тем, что пишет и думает лучше по-европейски, общедоступней. Не кутаясь в бесконечный ряд непроверяемых и провозглашаемых при этом авторитетными , восточных текстов и буддийских символов, он не занимается бесконечным перебеганием из одного культурно-ориентированного поля понимания, внимания и ценности в другое и обратно, - позитивистский буддизм и "пробудженый от сна" в сон европейский индивидуум последней трети ХIХ века , как госпожа Блаватская, все свои начала и концы уводящая от читателя в тайну, отделённую вечностью и пространством, тайну вечной традиции посвящения в истинное знание, пребывающую на востоке и поэтому получившую восточный культурный окрас и статус "здесь всё по другому - здесь климат иной…", как пел Высоцкий по другому поводу . В буддизм, который только начинал существовать в сознании европейца, это 70, 80-е годы, серьёзно .
         Показательно, что буддизмом занимались и открывали его поначалу учёные, уже многого достигшие в других  дисциплинах набирающих темп наук. Так, Макс Мюллер гораздо более известен как лингвист,  русский Ф.Щербатской ( но это уже начало ХХ века ) полностью и вне буддизма и в самом буддизме сосредоточен на логическом аспекте. Т.е. "восток", как некий слащавый и в то  же время испытательный путь ( или "срок"), притягивал к себе учёных  самого разного диапозона и области Культуры 

         Продолжая сравнивать этих деятелей теософии, далее, мы должны отметить, что Елена Блаватская строит своё знание вширь, в космос,от читателя, тогда как Штейнер пытается "всунуться", войти в человека, и в узком смысле этого слова, втиснуться в организм человека, позитивистский антропоцентризм своего рода. В эпоху, когда анатомия была на переднем крае науки, когда в организмы всматривались всё пристальнее через всё более и более мощные микроскопы, с тем же вниманьем к жизни, что древний мистагог или лаборант-алхимик Просвещения .( для нашей  лекции  вполне естественен стиль: " …поняв индивидуально органы, переходим к пониманию вселенной…" ), когда кажется - срежем ещё одну ткань, посмотрим - и увидим поразительную, многое разъясняющую отгадку, сверх-вещество, сверх-ткань, источник живого, - теософия перешагивает через всё это в макромир, к Космосу и эпохам. .

         Блаватская говорит о эонах, ( о качественном  космосе, эпохах эволюции), в которых развивается и эволюционирует ( т.е. живёт читай полноценно ) только избранная часть посвящённых, уготавливаемая к новой ступени эволюции человечества , в новых рождающихся на свет людях, способных принять и воспринять предназначенное в этой эволюции… Блаватская словно заворожена этим словосочетанием, ещё не набившим культурную оскомину в ХХ веке и и не протёршем штаны безвкусия на целой эпохе "религиозно-теософического вопрошания" в России и Европе, она его повторяет к месту и нет: "Эволюция человечества, эволюция человечества…"  Малая часть идёт, так сказать, в авангарде всего прогресса человечества и человеческого, от его тёмного, чёрная точка в круге, хаоса, к чему - к счастливому будущему для избранных ? И пафос этой цели, полностью разоблачённой ХХ веком, перед лицом как раз всего человечества, у неё велик . У неё, в веке девятнадцатом. Блаватская пишет о РАСАХ. Будучи человеком, всё-таки достаточно здоровым, она десятками страниц оправдывается в неестественности своей позиции: выдавать тайну - толпе, т.е. разоблачать тайну; скрывать источники от проверки читателя, которому она так сильно в то же время доверяет, что открывает ему тайну знания и пути, но в то же время твёрдо и честно, гордо - заявляя своё положение: я - посвящённая, делаю что могу и что должно. Не могу открыть всего ! И вот вам - сейчас, после стольких десятилетий мучительного разброда психологии, религиозного и научного опыта в человеке, уже на рубеже нового столетия, очень хорошо видно, что это ни что иное, как объявление игры для читателя : "Знаю, но всего не скажу, вот правила…" После игры вокруг тайн тамплиеров-розенкрейцеров, в романе "Маятник Фуко" У.Эко, это ещё заметнее, слишком много он там цитирует подлинные эзотерические тексты .Убедил. Например такой пассаж у мадам Блаватской обычен, среди совершенного неумения писать на русском языке, не говоря о стиле, - эти тексты все видят, но никто не обращает на них внимание…, или о том, что тексты везде уничтожены, но в своё время мир узнает о них. Смотрите например введение к первому тому "Тайной доктрины", речь идёт о некиих открываемых миру Станцах Дзиан. Елена Николаевна как будто на дрожжах "разбухает" от собственного пафоса игры в счастливое будущее всего человечества, отдельный человек потерян где-то в случайном и неизбежном роке, в колесе сансары, и не он её интересует, а свалившаяся на голову европейцам разворачивающаяся игра в тайные знания и секреты Востока. Напротив, у Штейнера мы сразу замечаем микрокосмический центр, человеческий космос, а не макро-охваты всего и заданность всего. У Штейнера мы замечаем более или менее, но европейского читателя, пусть атеиста, верного сына своей эпохи, с предельными религиозно-популистской и цивилизационной установками. Штейнер выстраивает хоть и не систему, но целостную картину - иногда с признаками системности всё-же, в своих взглядах старается держаться непротиворечивости, почему и заинтересовывает.      

         Талантливое наблюдение всегда заинтересовывает, но в гуманитарных нарождающихся науках обобщения слишком разрушительны для отдельных зорких замечаний, и систематичность Штейнеровских выкладок многое вытаптывает, особенно если учесть бросающуюся по сравнению с нашим временем недоразвитость точных наук и постановок задач в этих науках, бок о бок с которыми Штейнер всегда старается двигаться. Кроме того, сам дух популистики, вьевшийся в про-психологические штудии иррационального в конце нацеленного на цивилизационную и культурную добычу, ХIХ века, во время почти полного забвения Бога ( хотя назовите мне время большой веры в Бога - средние века ? Государственная религия?..) - когда на эту тему нормальному человеку никак невозможно было заговорить серьёзно и уж тем более научно и доказательно, - заставляет Штейнера формулировать те или иные положения с замечательной долей небрежности. Так, может быть он считал статус своей лекции не достаточно научным, аудиторию - публичной, но решил не указывать, откуда берёт именно такие представления о мистериях, не указаны научные имена и работы, то окружение в науке, среди которого имеет право на существование данная работа. Нет библиографии. Но дело в том, что Штейнеру этого и не надо, для него это тоже всё-таки не наука, а эзотерические истины, которые или - истина, или - извините. Что заставляет говорить о нём не только как о учёном, но скорее и как о писателе-фантасте, психологе-наставнике, т.е. об антропософе, пишущем на общепонятные темы так, как его способны воспринять в этом "общем людском понятии", и воспринять положительно, принимая и научаясь, "здесь-и-сегодняшние" читатели и почитатели. Осанку мэтра за его работами следует замечать.

        Не имея более ни желания, ни возможности заниматься общей характеристикой творчества Штейнера, в общем сопоставлении его с контекстом той эпохи, в которой он жил и творил, обратимся к тем конкретным местам его лекции, которые как характернейшие нуждаются в анализе . Эти-то моменты характеризуют и стиль самого Штейнера, и антропософию в лучшем и целом варианте её, и обыденные представления и тревоги мещан своего времени .

                              2. Голгофа  как  одна из мистерий человечества.

            Лекция Штайнера ( или Штейнера, но "Штайнер" точнее…) как лекция производит очень выгодное, целостное впечатление. Так, она практически непротиворечива, и из её скромных посылок высвечиваются далёкие и естественные перспективы, для всего мироздания в целом. Можно даже составить общую "карту" мира в пространственно-слойных и календарно-временных деталях. Забегая вперёд, дадим ей имя: мистический пантеизм. Или просто пантеизм, но с поправкой на то установление последней духовной реальности в природу и из природы, которая уже в наши дни позволяет относить Гёте, с его высказываниями о природе и подражании природе в художественном творчестве, с его учениями о цвете, звуке, метаморфозе растений, и другими высказываниями о природе, достаточно прочесть "Разговоры с Гёте" Эккермана, - к числу гилозоистов .(1)

         Мистерии, совершающиеся в Азии ещё до основания-созревания христианства, как пишет Штейнер, - это летние мистерии. "Их средоточием было то, что связывало человека с процессами, происходящими в земной жизни летом" . И здесь важно и то, что в земной, и то, что летом. Что же это за " период эволюции человечества, предшествующий мистерии Голгофы", предлагает повнимательнее прислушаться к своим наитиям доктор Штайнер .

( Весьма показательно для европейского поверхностного ощущения христианства говорить о Голгофе - или о Рождестве, а не о Пасхе Христовой. Качественное изменение происходит не от ветхого человечества к новому, в Пасхе Христовой, вечной радости, пришедшей в мир и говорящей теперь сама за себя, - но от древних мистерий до-христианского человечества к новым Мистериям человечества "пост-христианского", христианского мира через мистерию Голгофы: здесь нету Голгофы, креста, и поэтому нет христиан, нового человечества. Здесь есть одна бывшая Голгофа , Голгофа Христа как этап эволюции .

       Штайнер пишет, что среди тех, кто участвовал в древности в мистериях, обнаруживается "инстинктивное ясновидение", проявляющееся " в известных состояниях сознания между глубоким сном и бодрствованием". Люди прозревали " в духовные миры, откуда человеческое существо спустилось на землю в своё физическое тело". ( Кстати, это известный спиритуалистический контекст, т.е. попытка взглянуть на душу, или "истинную душу", как на тело - как на другое тело. Отсюда множественность тел у спиритов : ментальное, эфирное, астральное,физическое. По сути, это возведение души в тела, оформление неоформляемого, умирщвление духа, который не от нас в этом случае к счастью, и потому живее этих опытов ; но в них он есть, и какой-то опыт так или иначе имеет место.



                         3. Штайнер  о "мыслях" первобытного человека.

          Шейнер пишет, что древний " человек видел духовно-сверхчувственный мир в образах, напоминающих сны, хотя это и не были сны" . И, как для нас, сны сотканы "из жизненных впечатлений , так и для людей, обладающих древним имагинативным ясновидением", это было "выражение скрытого за миром физическим". Штайнер итожит: " первоначально дух, мир ооткрывался людям в образах". ( В конце ХIХ века для стремительно становящейся психологической науки под "образом" понималось всякое психически-значимое представление о мире, такое субъективно-значимое ощущение, за достоверность которого мог бы ручаться сам субъект ощущения-восприятия: он - воспринимает. Образ - воспринимают, восприняли. )

       То, что пишет Штайнер дальше, займёт у нас чуть больше времени, ибо то, что и как он пишет о мыслях, требует специального внимания. Что он называет "мыслями", можно ли вообще так думать и говорить ? Ведь сама фраза: " не следует думать, что эти люди… не имели мыслей" как будто сказана не на том языке, не так или не по адресу. Это не дискуссия психиатров, не рассказ млекопитающим о млекопитающих, это речь, которая должна быть осмысленной сама по себе.

            Давайте "представим" теперь, как это возможно - не иметь мыслей.( О том, что мысль есть акт, говорит такой простой логический ход: не имеете что ? Мысли. Какие , - о чём ? Не могу знать. Может быть, это и не мысли вовсе тогда? Мысли. А что вы имеете, когда вы не имеете мысли ? Я имею мысль о том, что я не имею мысли, я не хочу их иметь. Чего вы не хотите ? Я не хочу хотеть мыслить. ) Допустим, я вижу стенку перед собой. Возможно два варианта "виденья стенки" - или я сознаю то, что вижу (перед моими глазами стенка ), или не сознаю того, что перед глазами ( сознание занято другим ). Первое будет нормальная сознательная "деятельность" видения, рассматривания окружающего, второе - ненормальная деятельность видения, но зато нормальная деятельность иных сознательных функций, как-то функций размышления например, задействующей другие сознательные центры.

         Но скажите, разве в первом сознавании-зрении я не вижу то, что есть на самом деле, стенку ( это есть формула сознавания - что есть на самом деле ) ? Но тогда я не сознаю, моё сознание ненормально, я болен - ведь как раз на это я нацелен: видеть то, что есть.Что видимо. Я же говорю о нормальных функциях. А тогда, - я знаю, что это стенка ? Знаю, это обыкновенная зрительная информация. И поэтому не пойду насквозь. ( Может быть мы поэтому не древние мисты, что полагаемся на то, что видим нашими глазами ?..)
         Но позвольте, значит я мыслю - и мысль, что здесь стенка - пришла в голову не человеку, с-эволюционирующему в будущее, а мне, скромному психо-моторному целому…И если древний люд не воспринимал того, что есть, что было, т.е. не имел, простите, правильных мыслей об окружающем, как он ориентировался в коварном и враждебном мире ? Препоручая всего себя в руки языческих сил, распирающих его страстное тело ? Мы увидим, что к этому и подталкивает нас доктор.

           Если и так, то почему, не имея правильных, верных мыслей об окружающем, - человек видел и чувствовал так, как он видел и чувствовал, как чувствовал , по Штайнеру, всякий древний человек ? ( Если древний человек в чём-то и как-то сбылся, проявился, он знал-имел представление-видел как сбываются и как проявляются в этом мире ) Не предполагать же, в конце-то концов, что больное, неадекватное миру и тому что есть в мире, сознание, и явилось причиной истории и всех проблем древнего человека от языческого культа до плохого"характера" - тут мы оказываемся в самых дебрях современной психологии ,общей психологии сознания и характера, а именно к пониманию того, что такое норма, адекватность сознательного восприятия со всеми экскурсами на эту тему в становление древнего человечества, которые были предприняты в нашем веке, от Леви-Брюлля до описаний Мирчи Элиаде. Ведь что пишет Штайнер ?
           Что эти мысли люди " приобретали …иначе, чем современные люди…современный человек оформляет свою мысль путём внутреннего усилия…древние люди по другому - они тоже совершали это усилие, но всегда в связи с образами, которые отражали для них духовное бытие. Вместе с образами к ним приходили мысли. Можно поражаться (пример бы - Г.М.) ) силе и блеску их мыслей, но мысли их не измышлялись, они приходили как откровение. Знание было образным, а вера базировалась на знании. В Мистериях же наука,искусство и религия были нераздельны…"

       В последнем утверждении сомневаться не приходится, это можно даже принять как общее определение того, что такое Мистерия, - отождествлённость в обряде научного, эстетического и религиозного опыта , а что касается огорода, в который забрасывается камень "образного мышления" привычным движением бойца с рациональной повадкой, это опять и опять европейское знание, развивающееся якобы "само в себе", теоретически, и в ХVIII и в ХIХ веке.
     В конце прошлого века возникло прочное ощущение контраста между развивающимися технологиями и наукой и окончательно заблудившемся человечеством, для которого они и были собственно рождены на свет, между прогрессом - и человеком, между цивилизацией и культурой. Всеобщим жупелом исторической ненависти становилось у всех на глазах поэтому самое отвлечённое от обычной человеческоё жизни того времени, явление, самое не состыковывающееся с устанав-ливающимся атеистическим мещанством,явление, - философия как наука и философия спекулятивная, немецкая особенно, Гегель. На неё источались ядом весь конец и начало века, на неё же сбрасывают почти всех собак в современной пост-советсткой РОССИИ, связывая её с Марксом и тем марксизмом, которым давились в СССР на протяжении 50,70 лет, и кажется подавились. Сейчас, в ситуации прокашливания открошек ненависти к немецкой философии, любая философия жизни и позитивизм конца ХIХ, растущие на тех же дрожжах, у нас прививаются заново и с большой лёгкостью: психологическое разнообразие методик в иностранном вкусе, интерес к Востоку, синкретизм и популистика в религиях, "умный" атеизм… Но если мир куда-то идёт, вперёд ли, назад, - Россия всегда и верно идёт назад, "вперёд" она идти уже не в состоянии.

       Возвращаясь к тому, что Штайнер называет ( понимает ли ) - "мыслями", зададимся вопросом : помимо образной вовлечённости в окружающее, помимо "личной, неспекулятивной" заинтересованности в целях своей деятельности, помимо следования природе (смотрите, что пишет Штайнер о Гёте ), было ли у древних ещё что-нибудь ? - Нет. И не могло быть, это и есть нормальная умная жизнедеятельность. Люди пытаются достичь - достичь своих целей, они отвечают за своё поведение в достижении этих целей тем, достигаются они на самом деле, или не достигаются. Они - мысленно - просто не в состоянии выделить мысленную сферу ( и как мысленную, и как целую сферу ), из всего этого.

        Ну не возникло пока таких ( "сферо-мысленных" ) целей, вот и не выделяют ! Вот греки, всё-таки до Мистерии Голгофы, раз это V век до н.э. - эту сферу выделили - сферу умного, сферу мышления, нуса, ведь известно речение Парменида о тождестве мышления и бытия, за 2000 лет до Декарта и Гегеля, - куда уж полнее её выделять ? Но греки, умные греки,повидимому одно, а вот толпа, масса , посещавшая зрелища, олимпийские состязания,нуждающаяся в языческих требах, Дионисийских радениях и мистериях, другое, и Штайнера ин-тересует как раз последнее, обыденное,всеобщее.( Из греческих философов,кстати, мало кто обходил стороной мистериальную сторону жизни. Не самые "умные" из философов, киники, во всяком случае этим гнушались, но в основном, а это и платоники, и сам Платон, и многие другие, живущие не в изоляции, а полноценной гражданской или даже школьной жизнью, в них принимали участие, не говоря о пифагорейцах с их известными посвящённостями в разные магические и др. стороны мистерий.)
              Но тем не менее, греки - выделили, и так, что эту сферу - мысленного - все последующие века выделяли и учились выделять всё менее и менее полно, всё частичнее и угловатей, чем это делал Парменид в V веке, задолго до уникальной мистерии, по Штейнеру, "мистерии Голгофы" ,только и научившей, как заявляет доктор, людей думать самостоятельно.

                         4.  Штайнер  о "мыслях" первобытного человека-2.

Попытаемся Штайнера понять, ведь ясно, что пишет он не о мыслях. Мозг человеческий всегда как-то функцмонировал, как-то  работал, и то, что белое - это белое - любой не-дольтоник видел, пусть  считал при этом, что подпадает под воздействие, например, "Белого духа". Для древнего мира просто не могло быть никаких мыслей, "появились" они в Греции - и появились, тогда о них и стали говорить, а так - их и не было. Штайнер внедряет в одно культурное поле силовые вектора другого культурного поля, другой феномен, хотя некоторая параллельность в их существовании была, так, какие нибудь кочевые языческие представления и отчётливо заявляющая о себе философская аристократия той же древней Греции, во всей стране делавшая всю "погоду" в культуре и обычаях .

         
И мысль, этот по сути чужеродный феномен, не мог быть рождён , зарождён в шаманской племенной общине , к которой Штайнер апеллирует как к древней . Но если так, к чему вращаться в сфере "мыслей", выдумывая одновременно для них новое, им не свойственное значение ? Не судим же мы по тогдашнему техническому прогрессу, которого по-просту не существовало или существовали какие-то социальные предпосылки к факторам, способным его породить в дальнейшем, - не судим же мы по этому технически-прогрессирующему показателю, о психологии кочевых общин, тёмной и безлично-ритуальной во многом ?
           Нет, конечно можно, и в свете известного ряда современных положений о общем рождающем и питающем начале магии и науки, это весьма плодотворно, но сначала давайте разделим о поймём, что мы понимаем под тем и другим, под магией, и наукой, или под прогрессом и психологией кочевника ( представления о душе ? ), или под потребностями языческих общин древности и тем, что мы называем, собственно, "мыслями".

       Та самая естественно-научная традиция рефлексивного мышления, к которой как будто Штайнер и апеллирует, в лице Джорджа Дьюи, одного из своих апологетов, о том, что мы называем "мыслями", пишет следующее ( и это на весь грядущий ХХ век ): различаются целых четыре стадии понимания "мысли".
         Во- первых, случайные мысли, это впечатления мира, хаотически возникающие в сознании, имеющие бессистемный характер, или во всяком случае характер воздействия мира окружающего на наш, мыслящий ешё бессвязно, субъект . Потом идёт связная фантазия, вымысел, полностью не в объекте, а в субъекте, его выдумывающем, пребывающий мысленно, в объекте же и объективном находящая для себя эмоциональный коррелят . Это не хаос, не обрывки разрозненных вещей, но связная внутренняя картина уже, собственно мысли. Но вымыслы не стремятся к знанию вещей, фантазия недавно лишь скрылась от них в космичность субъекта, в микрокосм, и вещи ей хоть и нужны, но не важны. И вот, на третьем этапе, она снова обращается к ним, здесь мир снова объявлен, здесь появляется уверенность в вещах, в том, что это - так, а это должно быть - таким, микрокосмос становится космосом, и вещи становятся равновесными мне через свою собственную самость, - на этой стадии наблюдается взрослый ум, как и вся эта стадиальность Дьюи, выстраивающая педагогику, взросление, вызревание того, что называют рефлексивным научным мышлением, т.е. генетическое становление рефлексивного как здорового и взрослого умного начала в человеке. Третий этап мышления, собственно , как высказывание мысли, как полагание того, что можно высказать, как уверенность в мысли . Как уверенность . Но следующий, собственно рефлексивный этап мышления, касается того, откуда взялась сама эта уверенность, это исследование основания нашей мысли, правильная, наиболее-верная мысль в силу такого- же или более верного, основания её. Итак, - исследование основания .

             Эта схема становления из до-научного хаоса научно-критической мотивировки, и разъяснение того, что можно понимать под мыслью, а что нет, при пристальном к себе внимании, отказывает древнему "мистериальному" люду только в последней из своих ступеней - в исследовании оснований тех или иных убеждённостей, но и это с известными исключениями, всякой знание опытно, а любое опытное знание в то же время критично, рефлексивно и придирчиво к достижению успеха, результата, пользы.
          Но - ведь перед нами термин из опытно-экспериментальных наук, дитя нового времени, а никакак не шаманских эпох, - и всё-таки первые три понимания "мысли" древнему сознанию могут быть вполне присущи ? Ведь древний человек жив, сознателен и уверен в вещах ! ( Мы уже заметили выше, а сейчас подчеркнём, что даже знахарю нельзя отказать в духе научного эксперимента и наблюдательности к тому, что должно быть осмыслено по тем или другим закономерностям…)

       Если мы до конца откажем человеку в рефлексии, мы получим тогда человека первобытного, т.е. не человека почти и по-преимуществу . Не грека, финикийца, и даже не варвара предхристианских времён… И нам придётся именно это допустить для человека древних мистерий, т.е. отказать ему в рефлексии полностью, ведь поиск научной доказательности эквивалентен генезису научной мысли и науки, по существу не важных для мистериального сознания или отстоящих от него как скорлупа, вчера окончательно смешавшаяся в виде извести, с землёй, от бойкой курицы, возросшей на пшене и когда-то - поди ж ты - из этой скорлупы вылупившейся.


       Если это не мысли, то о чём же говорит Штейнер ? Скорее всего, о какой-то психической интуиции, продуцирующей безпредпосылочное мысленное озарение. Говорит же он о мыслях, что те "приходили как откровение…"
     Рассматривать, правильные это мысли или ложные при этом нельзя, - откровение, знание, полученное через откровение, всегда истинно, если это действительно откровение. Откровение - акт, влагающий, кроме всего прочего (мы не хотим тут что-либо определять строго - тут этого нельзя ), в субъекта откровения уверенность в том знании, том познавательном концепте, который оно показывает, открывает перед ним. По существу, это уверенность не только в концепте знания, но и в самом акте откровения, убеждённость в действительности самого откровения, не только истинности воспринятого сообщения. Поэтому-то откровенное и богооткровенное знание столь тесно связано с ученичеством-наставничеством, т.е. с личным присутствием-ответственностью Учителя в предаваемом-передаваемом знании, с его открытой и длящейся , открываемой и считываемой, Ты-тостью . Это, а не что-нибудь ещё, Штейнер и называет мыслями древних, к этому роду знания он апеллирует .

     Получатель откровенных мыслей на Мистерии никогда бы не мог получить - мысль о том, что это никакая не мысль, - кроме логического значения здесь нет никакого другого, лишь негация неизвестного, исключение из рассмотрения того, что не успело ещё и оформиться. Так это для мыслей, для откровения формула о том, что вот это конкретное, воспринимаемое знание-весть-акт "не есть откровение" куда более абсурдна, пуста, мы уже говорили об этом. ( Если мы , подобно современной библеистике не исследуем, что является откровением, а что не является таковым…

Для первобытного сознания, при всём опыте откровения,  об исследовании и о рефлексии над или внутри этого опыта говорить трудно, приходится оставлять терминам их значение, чтобы что-то всё-таки сказать, а это современная терминология, или уж выбирать другие, более подходящие и точные термины…Скорее было бы точнее говорить о вовлечённости и включённости всей жизни, всего опыта, в сакральное, в мистериальный опыт, в насущной потребности в нём; о "мыслях" говорить неправильно, некорректно,поотношению и к древнему опыту откровенного знания, и к мысли европейской, мучительно прозревающей из вечного противостояния эмпиризма и рационализма и наконец ставшей самой собой в кантовском трансцендентном разуме; и к собственным мыслям, которые перестают быть таковыми, т.е. мыслями, и переходят в область эмпирически беспредельную, эзотерически-неутолённую и неутоляемую .( Не столько " не столько мысль, сколько опыт", сколько немысль… - сказали бы мы об этой неуместности. )
    И не столько мысль, сколько откровение, принятое-воспринятое отношение к определённым жизненным вещам, хорошо знакомым древнему участнику таких вот интуиций, о мире, и сила этих отношений.

Примечания
1) гилозоизм, - универсальная одушевлённость материи

                                                              вперёд

 

Hosted by uCoz