ПЛАТОН.  ЭЛЛИНИЗМ.  ДИАЛЕКТИКА.  ПРОКЛ.  ТЕУРГИЯ .ПЕРВОСУЩНОСТЬ. ДУША. ПЛОТИН .КОСМОС. МАГИЯ.  ЯМВЛИХ.    СТОИЦИЗМ .УМ.  СИМПАТИЯ. ЛОГОС.  СУДЬБА.. ПИФАГОР. .МИСТЕРИИ .ОРАКУЛ. МОЛИТВА .СВЕТ. СОЗЕРЦАНИЕ ."Я" СКЕПТИКИ. КИНИКИ. ЭПИКУР. ГНОСТИКИ. ХРИСТИАНЕ.МИФ. ИСТОРИЯ.. АПОЛЛОН. ИСКУССТВО. АРИСТОТЕЛЬ..ЧИСЛО. ТРИАДА.. ИНОЕ. ЕДИНИЧНОЕ. ИНДИВИДУУМ. СОКРАТ.

Найти: на

Пена дней

Статьи и эссе

Академия: учение и судьба Вокруг Академии Неоплатонизм: синтез и теургия Диалектика Тексты

- 5 -

                                               14.  Некоторые   выводы.

                 1. Пантеизм Штейнера в строго-философском значении этого слова, не мистический  (мистический пантеизм растворяет природу в боге ),  а натуралистический: одухотворяет саму природу, наделяя её божественными свойствами. В размышлениях Штейнера можно обнаружить и анимистические черты, черты панпсихизма ( т.е. вся природа обладает одушевлённостью, психикой), но в явном виде Штейнер природу не обожествляет. Остаётся только догадываться о существовании бесконечного организма, внутри которого органически существует и сам человек, имя этому всемогущему организму - природа .Но поскольку доказательность философского учения в изложенных Штейнером положениях отсутствует, мы можем накладывать на его учение лишь предположительные философские рамки. И всё-таки, предварительно мы расцениваем этот пантеизм как натуралистический. ( Стоики, Бруно, отчасти Спиноза.)

        2. Переживание времени, природы и пространства как "времени-природы" . Переживание течения времени в течении года, всегда пространственно ориентировано ( а именно: 1/ На небе, т.е. над землёй, 2/ на земле и 3/ под землёй ), - неотделимо от переживания природы в течение года её изменений ( лето-осень-зима-весна ). Так, "на небе" всегда "летом", "под землёй" всегда "зимой" ( Мы не знаем, стоит ли с нашей стороны ввязываться в ещ1ё большую дифферинциацию получаемых составных частей пространства, и, например, проводить различение между тем, что "на небе" и тем, что "над землёй". Но если идти в этом направлении, в силу полученной четырёхчастности пространства, имеем следующий возможный изоморфизм:летняя мистерия - над землёй, период осени - на земле, зимняя мистерия - под землёй, период весны - на небе. )

        3. Боги неба человека приближают, наделяя его небесными способностями, которые в день летнего солнцестояния человек возвращает, приносит этим богам неба обратно, опустошаясь. Это и есть древняя летняя мистерия, актуальная тогда, но не сейчас, в силу эволюции человечества . Боги земли человека отталкивают, наделяя его земными способностями, бесконечного самоусовершенствования, движению вместе с эволюцией в первых рядах человечества, если в период зимнего солнцестояния человек способен ощутить в себе Импульс Христа, обновляясь . Это и есть современная нам зимняя мистерия Рождества , актуальная сейчас, а не в эпоху до мистерии Голгофы, когда это было неактуально.
         

        4.   а/ Зимой земля (и то что на земле) уходит под землю - и там сохраняется лето без неба
              б/ летом земля (и то, что на ней ) раскрывается небу - и на ней лето

Поэтому ничто не мешает нам попробовать дать определения зимы и лета по Штейнеру .
Зима есть подземелье (т.е. без неба) .
Лето есть то, что на земле.

Попробуем наконец подойти и к самой первой и важнейшей категории Штейнера, к земле.
Земля - всегда открытое небу
(Потому-то зимой отсутствуют и земля и небо, которые рождаются в новом, внутричеловеческом облике, который обозначен Штейнером как подземелье)

           5. Мистерия есть связь ( обмен, передача способностей-даров) между избранным человечеством и небом с одной стороны, и между избранным человечеством и землёй, с другой стороны.
В истории человеческой эволюции перевод ,переключение актуальности для человечества с летних мистерий на зимние, - суть Мистерии Голгофы.

                                          15. Некоторые итоги  и  обобщения.
      

             То, что природа может быть рассматриваема  в качестве того или иного образца, - в этом ничего неестественного, или фантастического, конечно, нет. Можно вспомнить и романтическую немецкую традицию в поэзии, Фридриха Шиллера. Или вообще коснуться сферы искусства и красоты. Тема эта сама по себе имеет богатейшую предисторию и многое раскрыла навстречу друг другу и в природе, и в искусстве.
           Но не природа как таковая привлекает систематическое внимание Штейнера, а её воспроизводимость, и в этом смысле самодостаточность для её существования годичной циклической завершённости и в таком виде ставится вопрос о самодостаточности для существования всего и вся, в том числе и человека, следования или соответствия этому годичному природному циклу.

        Схема или модель, если хотите, человеческой эволюции в этом случае изображается в виде пружины, где бесконечный вектор человеческого совершенствования полностью растянут и нанизан на ежегодные кольца природного существования. Растянут полностью, так что лишь в силу следования природе, её циклическому завершённому образцу, по Штейнеру, и возможно растяжение пружины, а значит вектор совершенствования, а значит прямая человеческой эволюции.  
         Но всё-таки, если человечество как таковое существует в истории как прямая, луч - надо отдавать строгий отчёт и в том, что природа в этой же самой истории существует не как круг или что-то замкнутое на само себя, нет: вектор истории и времени предзаданы человеку и ей, и этот-то вектор растягивает в истории замкнутый годичный цикл в пружину. Не круг, - пружина, - вот что такое природа в истории, даже если мы наблюдаем за её повторяющимися циклами: наблюдаем за ними мы, и мы за ними наблюдаем. Именно по последнему соображению невозможно отклоняться от истории человечества - как прямой - в сторону истории человечества в проекции изучаемой им природы, - как пружины. Человек скручивает проволоку в пружинку и тогда узнаёт, что это такое, пружина и как он её скрутил. Чтобы о таком человеке не рассказала эта пружина, надо понимать и знать, что и откуда взялась она сама.
        Для логического обоснования ( не эстетического) годичного цикла как образца для истории человечества Штейнеру и приходится изобретать и тот пространственно-временной континуум, (мистериальную достаточность особых мест и времён), и то переключение в истории человечества мистерий с лета на зиму, для которого он привлекает фигуру самого Христа, не меньше, не больше. Если с первым связан указанный выше выход вне прямой человеческой истории, переход на другую модель истории, и с этим перенесение на человека и его историю несвойственных производных элементов как основных, то со вторым связано большинство богословских произвольностей и нелепицы
         Так, здесь отметим лишь переключение акцента с событий и смысла событийного в человеческой истории на радостное ощущение самой даты, ежегодно воспоминаемой об этом событии, если речь идёт о празднике, - или на своевременность этого события, если речь идёт о рядовых событиях истории. О других искусственно- богословских касаниях Штейнера мы уже говорили выше, теперь же остановимся на указанном.

           В празднике Рождества, впрочем как и во всяком другом празднике, Штейнеру важна не праздничность, а мистериальность события. Не праздник Рождества - что и кто вспоминается и переживается - а праздник- праздничность, пришедшая в своё, строго непреложное время Рождества*. Такой вот хронологически неизбежный акцент на праздничности позволяет действительно сблизить то, что пытается предложить в качестве мистерии Рождества, Штейнер, с мистериями древности, с природно-языческими мистериями, и отдалить от всего собственно празднично-рождественского: прихода Бога в мир, в образе младенца, умалившегося Бога и беззащитного Человека, в отрыве от ожидаемого тёпленького места в цивилизованной удобной квартире, и т.п. 

              Остаётся от праздника Рождества у Штейнера только то, что хочет он постоянно брать у самовоспроизводящейся природы, - остаётся только сам процесс рождения: рождение. И одухотворяется поэтому у него только оно, рождение. ( Ещё раз отметим: не Родившийся (Иисус), не почему(Родившийся), не зачем(Господь воплотился ), - а без этого нет праздника как духовного события - но только переживание самого обновления, перерождения природы и природы человека вместе с ней.Истинное перерождение человека в духе при этом оставлено. Перерождение смертной природы и смерти - принято.) Одухотворяться же, следуя по путям Штейнера в мире сем, это рождение может следующим образом: оно чудесно - рождественский подарок неожидаем, оно действительно - подарок должен быть, хотя бы и недорогой; оно даже может пытаться как-то духовно пониматься, отсюда некая атмосфера обновления всей внутренней жизни, всеми узнаваемая во времена встречи Нового года у нас, или встречи Рождества в Европе. И участие в мистерии Рождества, предлагает нам Рудольф Штейнер, будет тогда это соучастие в рождении, в порождении-перерождении новой жизни в новом году, вместе и наравне с космосом, - и ничего более. Итак, через духовное событие христианского праздника человек вовсе не выходит в историю, - но остаётся в плоскости природного жизне-воспроизводства.

             Правда, Штейнер вводит несколько дистинкций, в порядок обновления природы и человека, и мы попробуем на них более подробно посмотреть. А именно, в мистериях зимнего и летнего солнцестояния мы заметим характер взаимовлияния природы и человечества : так, летом обновляется природа, в мистерии лета и в течение года вокруг мистерии лета обновлялась природа человека - а сам он, отдельно, выживал. Это древние мистерии. Зимою же обновляется как раз отдельный, сам по себе, человек, если хочет, а природа выживает (вся). Помните, Штейнер пишет: " … даже завязь в цветке является продуктом зимы… в действительности она из прошлого года. Только то, что окружает завязь, из нынешнего года."

             Что же так долго нащупывает и конструирует Р.Штейнер ? Что человечество вечно совершенствуется, непрестанно научаясь обновлению на этом пути у природы. ( И при этом увеличивая количество и качество способностей в каждом своём избранном, т.е. посвящённом в Знание космического ) Но тогда нам становится заметен тот эйдос, который всё время невольно пытается сконструировать Штейнер в своих феноменологических описаниях природно-человеческой связи, и который всё время ускользает от него. Это есть сама идея совершенства как совершенствования.
       Через сущее обновление природы и наблюдение над этим обновлением, антропософ наделяет саму идею обновления ценностью, и не просто определённой чем-то другим, но ценностью основной, ценностью главнейшей и важнейшей для жизни всей природы . ( Эпоха цивилизационных побед и научного цинизма слишком сильно даёт о себе знать. И философ мог бы сказать только глядя на это барахтанье антропософа в силках современности: " Мелко. Очень очень мелко, господа.") После чего он делает следующее, находясь очевидно в "завороженности от круговращения прекрасного в природе" : он объявляет наибольшую ценность эту - совершенством. Образцом. Объявляет в целях своей антропософской конструкции. Затем остаётся только опрокинуть на историю человечества это обновление как совершенство, таким образом средства сделав целью и человека заменив природой человека и Штейнер получает уже не обновление от формы к форме, а обновление от одного совершенства к другому совершенству, т.е. совершенствование .
               Отсюда и путь антропософского постижения, как совершенствования человечества. Так Штейнер в своих штудиях неосознанно выходит к эстетической категории совершенства, но эта идея совершенства на деле разрастается у него в бурный догматизм на антропософских глобольных горизонтах, на педагогических эскападах и проч. далеко за пределами от родной для этой категории эстетической проблематики. Повидимому, это произошло под влиянием старой, но добротной докторской диссертации о мировоззрении Гёте. Но ещё раньше это случилось с самим Гёте, начавшим естественнонаучные опыты через феноменальное внимание к феноменам природы, и смело рисовавшему знак равенства между формами в природе и формами в искусстве.

 М.Губайловский.2000

                                                                                              назад      

 

Hosted by uCoz