ПЛАТОН.  ЭЛЛИНИЗМ.  ДИАЛЕКТИКА.  ПРОКЛ.  ТЕУРГИЯ .ПЕРВОСУЩНОСТЬ. ДУША. ПЛОТИН .КОСМОС. МАГИЯ.  ЯМВЛИХ.    СТОИЦИЗМ .УМ.  СИМПАТИЯ. ЛОГОС.  СУДЬБА.. ПИФАГОР. .МИСТЕРИИ .ОРАКУЛ. МОЛИТВА .СВЕТ. СОЗЕРЦАНИЕ ."Я" СКЕПТИКИ. КИНИКИ. ЭПИКУР. ГНОСТИКИ. ХРИСТИАНЕ.МИФ. ИСТОРИЯ.. АПОЛЛОН. ИСКУССТВО. АРИСТОТЕЛЬ..ЧИСЛО. ТРИАДА.. ИНОЕ. ЕДИНИЧНОЕ. ИНДИВИДУУМ. СОКРАТ.

Найти: на

Пена дней

Статьи и эссе

Академия: учение и судьба Вокруг Академии Неоплатонизм: синтез и теургия Диалектика Тексты

- 4 -

                      13.  Культ праздника рождества  на христианском Западе.

          Штейнер во многом оказывается и провозвестником и свидетелем той радостной рождественской лихорадки, которая специфически окрашивает всю жизнь европейского общества. Как известно, именно Рождество, как для Европы, так и для Северной Америки в ХХ веке, главный праздник года. Иначе на Востоке, здесь празднование Пасхи Христовой, как победа над смертью и грехом, как свидетельство нашей веры, почитается всеми выше и важнее праздника Рождества Христова, прихода Бога в мир, когда ещё всё впереди - и крест, и смерть, и само Воскресение, всё в потенции . 

          Хотя строить иерархию и тем паче правильную иерархию духовных событий и праздников , вещь неблагодарная( ибо она давно построена в церкви ), и суть не в иерархии, а в самих событиях нашей веры, уже в этих "предпочтениях" видно, что восточное отношение к праздникам богословски более оправдано и взвешено, несмотря на общенародный характер, тогда как западное идёт далеко на поводу каких-то иных, собственных приоритетов, - так, для Рождества, помимо рождения нового человека(Богочеловека ), в мир, стоит почти на той же самой высоте его семейство (Святое семейство тем самым, с чётким разделением дети-родители ), богатые долгожданные дары царей-волхвов ( особая прелесть и награда-стимул в жизни рождественских подарков и угощений), целый ряд ежегодно совершаемых ритуальных действий ( необходимые визиты и необходимость всё успеть, всё успеть во-время, отсюда строжайшая дисциплина во времени и "рождественская чахорда" однообразия , среди которой и посещение мессы - это нужно всем неверующим и верующим, раз это нужно всем; так, можно вычленить и для нашей страны такой, например, ряд: рождество-новый год- у телевизора-просмотр "Иронии судьбы или с лёгким паром"-сопереживание всем населением единых предновогодних чувств вместе с любимыми героями, или другие ряды, мы не хотим утверждать, что в России этим рождество исчерпывается, нет, это только часть одного огромного рождественского ряда); единственность в целом году и потому важность этих рождественских ритуально-семейных обычаев( в СССР именно этот аспект рождества был зафиксирован как праздник нового года ); радость внутри обычной семьи как ядро и столп её прошлой и будущей жизни , ( лик младенца, рождённого на свет ).


       Это мироощущение рождества органически входит и в то, о чём пишет Штейнер. Рождество для него прежде всего важно возможностью мистерии обновления внутреннего мира человека, и только . Рождение нового во внутреннем мире, новые вещи, в том числе в виде подарков, новизна как начало, как зарок на будущее…Но поскольку он антропософ также, поскольку он природо-центричен, он делает переход от осмысления нового не к новому в человеке, а к новому в природе, ему непременно важны ежегодность и повторяемость рождества каждый год ( как будто жизнь человеческая не может внезапно оборваться на фоне бесконечного хладного круговорота природы ), в этой бесконечности ежегодных обновлений его интересует становящееся старым и поэтому-то требующее очередного обновления, - как будто в стоячем умершем и нерождённом мире живой и неживой природы ему актуально различать вечную слитность этих единственных для него категорий: "новое"-"старое"…


        ( Да и сама наша эпоха - далеко ли ушла от древнейших мистерий летнего солнцестояния, если во времена этих последних человек возвращал небу полученные за год откровения-мысли, а ныне, к чему призывает доктор Штейнер, этот же человек - но во время зимней мистерии - "из земли" новые мысли приобретает ? Тот же ежегодный цикл, в течение которого новые "мысли" укореняются в человеке, какой же и в чём здесь прогресс , эволюция ? Разве хоть сколько-нибудь речь у Штейнера шла о самом качестве этих мыслей ? )


             Штейнер говорит о пути всего человечества. Человек здесь потерян и праздники, в том числе рождество Христово, тоже. Чего ещё нет и не может быть во время Рождества и радости Рождества ? Креста. Вся рождественская радость - потенция, актуально реализуемая с этого момента во Христе Иисусе, берущем, взявшем и несущем свой Крест . В самом Рождестве крест ещё не обретён . Именно по этой грани и проходит Штейнер - всюду, где появляется крест и с ним объявляется христианство, Штейнер исчезает, он не видит этого . Союз семьи и природы в этом празднике Рождества - вот по сути та единственная теоретическая привязка к фигуре Христа, тогда как на самом деле Штейнеру важен не Богочеловек, а время зимнего солнцестояния, как период самоанализа, и только . Какой, для Штейнера, праздник, скажем, Пасха ? Ведь Пасхой Христовой побеждена сама смерть как раз того отдельного человека, которого наш доктор в упор не видит. И уж если Штейнер Рождество ещё как-то объявляет за новую мистерию, современную мистерию, то куда ему деть эту самую Пасху ? Не получается и её объявлять мистерией, ну никак не получается, поэтому, вместе со всей неверующей Европой, её и вовсе удобнее не замечать . И то ведь - какой праздник, зачем - ещё ? Как Штейнер может видеть здесь мистерию, - тут на грешного человека сходит благодать, касается сама милость Божия, неизъяснимо, чудесно, - и уже на земле, этот маленький человек - не человечество - сподобляется небесных благ ! А что делать Штейнеру ? Объявлять Пасху Христову праздником бога-солнца, небесной мистерией ? Но боги солнца, это ведь прошлое человечества, да и публике, перенимающей учение о Рождестве как об открытии в себе нового, эта дерзость и нелогичность непокажется…


        Между тем, на этом лекция о солнечных и зимних Мистериях ,господина Штейнера, заканчивается, судя по указанному журналу, и мы могли бы, сводя во едино все значимые места, на которые обращали ваше внимание в процессе чтения, более-менее структурированно посмотреть на учение Штейнера о природе.   Тогда итоговая карта натуралистического пантеизма Рудольфа Штейнера будет иметь  следующий  ряд позиций.
                           

 

                                                                                   назад     вперёд

 

Hosted by uCoz