ПЛАТОН.  ЭЛЛИНИЗМ.  ДИАЛЕКТИКА.  ПРОКЛ.  ТЕУРГИЯ .ПЕРВОСУЩНОСТЬ. ДУША. ПЛОТИН .КОСМОС. МАГИЯ.  ЯМВЛИХ.    СТОИЦИЗМ .УМ.  СИМПАТИЯ. ЛОГОС.  СУДЬБА.. ПИФАГОР. .МИСТЕРИИ .ОРАКУЛ. МОЛИТВА .СВЕТ. СОЗЕРЦАНИЕ ."Я" СКЕПТИКИ. КИНИКИ. ЭПИКУР. ГНОСТИКИ. ХРИСТИАНЕ.МИФ. ИСТОРИЯ.. АПОЛЛОН. ИСКУССТВО. АРИСТОТЕЛЬ..ЧИСЛО. ТРИАДА.. ИНОЕ. ЕДИНИЧНОЕ. ИНДИВИДУУМ. СОКРАТ.  ССЫЛКИ
   Внимание! Новый раздел: ОБЗОРЫ ВЫХОДЯЩИХ КНИГ

Найти: на

Пена дней

Статьи и эссе

Академия: учение и судьба Вокруг Академии Неоплатонизм: синтез и теургия Диалектика Тексты

   

Продолжим крымские прогулки, год уже 2007, и все те же места. (Только не подумайте, что ваш п.с. хочет пополнить великое сонмище сайтов где эти уголки сняты гораздо лучше и расписаны куда более подробнейшим образом - но ради комментария все, ради него, любимого.)

                   Итак, год 2007, опять городище Чуфут, теперь оно пройдено насквозь.

     

 1. Вошли и посмотрели, этак сверху - на долину. Ниже - вход в городище. Кстати, выхода я так и не нашел до сих пор, кружусь, помогите, если знаете куда...

 

 

 2. Есть там старый колодец. Точнее бочка - откуда там м.б. вода, в горе? Рядом корыто, для скотинки наверное. Ничего нету удивительного в том, что летом, в Крыму, ты хочешь пить, что жара стоит под 40 градусов, и что в возникшем перед тобой каменном бочонке нету воды, нет ее там уже десятки, если не сотни лет...

                          

 3. В 1896 году Государь император Александр Александрович со своей драгоценной супругою, посетили место сие. О чем выцарапано на этой каменной доске. В 2007 году я со своей не менее, а во многих отношениях и более драгоценной супругою, посетили это место также. О чем в тех местах нигде не написано (или я невнимательно смотрел). Так что и не знаю - было это все, или этого не было?

 

 4.  Год 1437-ой. Дочурка Тохмамыша Джаныке, умирает и любящий папа ставит ей вот такую гробницу. Означает ли это, что он души в ней не чаял? Я бы поостерегся делать такие смелые выводы.

 

 

                           5.   Пройдя каменное это городище, путешественники выходят по дороге на небольшое плато, а вот что в лесу под дорогою - это открывается разве что тем, кто захотел по определенным потребностям свернуть с нее и углубиться в темную чащу...  Караимы, сменившие свою веру евреи, покоятся здесь. Их надмогильные камни в форме ладей, стоят на якоре у самой вечности.

Вот что о них сообщила мне многомудрая еврейская энциклопедия: КАРАИ́МЫ (בַּעֲלֵי מִקְרָא, בְּנֵי מִקְרָא, קָרָאִים, караим — буквально `читающие`, бней микра, ба‘алей микра, `люди Писания`), возникшая в начале 8 в. в Багдаде еврейская секта, доктрина которой основана на отрицании раввинистическо-талмудической традиции (см. Устный Закон, Талмуд). Караимы выработали собственную традицию, севел ха-иеруша (`бремя наследия`), представляющую собой корпус доктрин и установлений, которые, хотя и не могут быть обнаружены в Библии, обязательны для членов общины. Возникновение секты караимов представляет собой реакцию на господство авторитета послебиблейской устной традиции. Караимы опирались, по-видимому, на домишнаитские традиции саддукеев. Вместе с тем в караимстве можно видеть продолжение традиции еврейского сектантства, одним из древнейших памятников которого являются свитки Мёртвого моря. Хотя преемственность между караимами и прекратившей свое существование за 700 лет до возникновения караимства Кумранской общиной не доказана, обе эти секты характеризуют отказ от устной традиции и обращение к Библии как единственному руководству в повседневной жизни, мессианизм (см. Мессия) с его поисками в Писании скрытых указаний на близящийся конец мира, когда наступит избавление Израиля, а также вера в истинно Моисеево (см. Моисей) происхождение учения секты.

6. Камни старше деревьев. Хотя отдельные почти окаменевшие от времени деревья считают что нет, они старше, и даже пробуют последним вздохом своим разрушить камень, это не так. Деревья моложе камня.

 

 

7.   Явление вершины горы Тепе-Кармен. Над листьями кустарника у дороги возвысилась гора, издали напоминающая ровно подстриженный и вполне ухоженный британский холмистый газончик. Причем, "лицом", т.е. скалами, гора от нас отвернулась, а к нам повернута поросшим мелким крымским деревом, "затылком".

8. Конечно характерно - чем ближе к высоте, тем она выше. Прежде чем подойти к Тепе, следует спуститься к ее подножию. Этим и замечательны пешие путешествия - такими вот очевидными "жизненными усмотрениями", неспешными, ничего сверхъестественного тебе не открывающие, однако примиряющие тело, пространство, шаг, и еще один шаг.

9.   Дорожка, которая всходит на Тепе, забирает или круто вверх вправо или плетется вот так влево в обход, по склону. И склон, надо сказать, конечно не крут - но до чего же он равномерен. Думаю, что бочку, запущенную отсюда - ничто не остановит, она докатится до самых домишек того селенья. Если вместо бочки окажется путешественник, произойдет что-то подобное же.

10.  Обойдя по склону какие-то древние пещерки под скалой, какие-то мешки, во всяком случае у меня создалось впечатление что тут велись какие-то работы, - я оказался с той стороны горы, под скалою, но влезть на нее здесь мне не представилось возможным. Наиболее приемлемое место - содержало вот такие ступени-промоины в камне, и мне без спец.обуви было не втащить туда рюкзак. Итак, это будет конечной точкой моего пути. Не выше, и не дальше этого. Кстати, сейчас мне видится на снимке некая каменная ухмылка - тропа как будто издевается  над моей нерешительностью. "Не восходитель я, не восхититель, и никогда им не был." Впрочем Маяковский когда-то выразился в этом роде: "Слава, слава, слава - героям! Впрочем, им - достаточно воздали славы, теперь - поговорим о дряни..." Со свойственной Влад. Владим-чу максималистичностью он хотел сказать то, что после однообразных панегириков, теперь попробует он попробует создать хоть что-нибудь, о чем еще можно говорить...

11.  Остается лишь одно - запечатлеть вид на скалу, тебя не подпустившую, с этой, нижней площадки. Ничего примечательного для непрофессионала: камень белый, черный, серый. Скажу одно: если бы мне сказали, "Ну что, солдат, настал твой час подвига, ступай и выбей немцев с этой вершины, тебе последняя наша граната и патроны", - думаю, что я бы обматерил про себя  всех вместе взятых, и Маркса, и Энгельса, и Сталина, и Клима Ворошилова, и др., и может быть сделал это даже вслух. 

12. Назад. Тот же кус скалы, чуть сбоку. Наверху какие-то деревца. Как будто можно различить два яруса, в скале.

 

13. Зато с другой стороны - практически вид с "птичьего полета", что называется, - во всяком случае на миг можно  утешиться этим много-лестным сравнением себя самого, с оным счастливым созданием Божиим, с птицею небесной.

   

14. Ну, теперь Бахчисарай... В детстве, когда я слышал: "Бахчисарай" - мне представлялся какой-то сарай, но особенно грязный и замусоренный, "апчхи"-сарай. Что это город, тем более дворец, вот этого я никак не мог предположить.

15. "Вошел - и пробки в потолок, вина кометы брызнул ток", как писал наш Поэт. Н-да. Вошел и первый же среди экспонатов бросающихся в глаза - пушкинские наброски на бахчисарайские темы. Вглядитесь, что нарисовано - сколь несуразны, диковинны в этих жарких местах эти тонкие петербургские профили из XIX века, это перо, да и сам этот почерк. И впрямь, действительность - и ее преображение на бумаге, разные вещи. Пушкин в своей поэме перевоплотил все азиатское для своего замысла, самого по себе отнюдь не азиатского. И нас, писателей и художников, за это, - что мы эту единую действительность "преображаем", так сказать, "до неузнаваемости", неизменно и все-частно ненавидят, - живущие ею.

16.  Рассмотрим же ближе этот автограф, сюда заброшенный "для полноты картины". Мне представляется что в правом верхнем углу написано "Русский..." О гусином пере - я не специалист, но кажется, маловероятным что перья хранятся 200 лет, заточили видимо специально, молодцы если так.

 17. Два сосуда, в каждом сидят джинны. В том что слева сижу я. В том что справа, джин Мамалука Шестой, известный вам в тайной иносказательной книге писателя Ласкина под именем старика Хоттабыча.

 

18. Сапожницкое... Ну, как великий сапожник-интеллектуал наших дней, я обязан признаться вам, в том что, за годы, по сути ничто не изменилось. Те же прищепы и зашпили. Те же пальцы мастера. Обращаю ваше внимание - высокие каблуки. Восточная женщина на высоких каблуках, это что-то... (высокий каблук - минарет, в этом месте попираемый ею, - смейся психоаналитик!)

19. Ну, тут объяснять вам нечего, сами все видите, - это не весы Фемиды, и Немезиды здесь поблизости тоже не видать; се справедливость Востока: перевешивает та чашка, что справа, поскольку к ней не прикреплен ценник.

 

  20. В поисках золотого фонтана...  Фруктовый зал. На переднем плане фрукты - не подходите к ним близко - если в июле месяце в музее на подносе лежат искусственные фрукты - а скорее всего так и есть - вы должны будете ужаснуться (июль, Бахчисарай, лето!), лучше обратите уже сейчас внимание на устройство восточных диванов. (Об этом ниже.) У вас должно включиться уже теперь начальное ПОЗНАНИЕ ВОСТОЧНЫХ ДИВАНОВ. Отметьте пока: 1) Невероятную длину. 2) Ширину.

   21. КОГДА ЖЕНЩИНА ТАНЦУЕТ ТАНЕЦ ЖИВОТА, УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РУКОВОДЯТ ЕЕ БЕДРАМИ, ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — СЕРДЦЕМ, А СТРУННЫЕ — ГОЛОВОЙ. - Так говорят арабы. Думаю, говорят они так не без иронии. (Мы только заметим, осторожно так, вскользь, что, любое исполнение симфонической музыки, должно приводить женщину в известное движение.)

 

  22.  Летняя беседка в Ханском  дворце. Мы было подумали, что это и есть "фонтан слез", бахчисарайский фонтан, но нет: В Летней беседке и Бассейном дворике сохранились два фонтана, искусно вырезанных из белого мрамора. Один из них, стоящий в Летней беседке, помещен в центре небольшого квадратного бассейна. Второй, расположенный в Бассейном дворике, по своей форме очень схож со знаменитым "Фонтаном слёзДо 19 в., когда в промежутках между колоннами Летней беседки появились дощатые стенки и витражи, беседка составляла одно целое с Бассейным двориком, который виден за ее окнами. Настоящий фонтан слез, - торчит из стены.

23. Где-то в зале Дивана. Здесь живо усиливается наше начальное ПОЗНАНИЕ ВОСТОЧНЫХ ДИВАНОВ, восходя уже ко следующей ступени своей, - к  ПЕРВОМУ ПОЗНАНИЮ ВОСТОЧНОГО ДИВАНА.

 

 24. Гарем. Мягкие ковры и медь; полутьма и свет. Желание открытой восточной женщины и ее отсутствие... Именно здесь ПЕРВОЕ ПОЗНАНИЕ ДИВАНА почти сразу усовершенствуется и переходит во ВТОРОЕ ПОЗНАНИЕ ВОСТОЧНОГО ДИВАНА, уже дозволяющее делать какие-то выводы, а именно: длинен восточный диван для того, чтобы возлечь на него мог только один человек - остальные же должны будут "при-кладываться" только вокруг него и только; широк же он исключительно в "политических целях": попробуйте откинуться на такой широченный диван - вы неизменно на него возляжете полностью и никак иначе! Он слишком широк, чтобы на него откинуться сидя, - вы просто не достанете до спинки его, но не настолько широк, чтобы на него укладываться вместе с ногами как на спальное место. Поэтому, вы или возляжете и возляжете на него целиком, заняв т.о. всю стену - или нет, что будет означать: "уместиться" с самого краешка этого широченного дивана, не находя себе места от волненья. Итак, выводы подаваемые ВТОРЫМ ПОЗНАНИЕМ ВОСТОЧНОГО ДИВАНА, таковы: или весь диван, или - с краешку, в неудобстве, гадая: "Даст хан и на это деньги, или не даст..."

25. И тут мне хочется вспомнить строки Олега Чухонцева, из стихотворения "Дельвиг".

...Прекрасное время! Питух и байбак,
я тоже надвину дурацкий колпак,

присяду с набитою трубкой к окну
и, сам не замечу, как тихо вздохну.

Творец, ты бессмертный огонь сотворил:
он выкурил трубку, а я закурил.

За что же над нами два века подряд
в ночи близорукие звезды горят?

Зачем же над нами до самой зари
в ночи близоруко горят фонари?

Сидит мой двойник в полуночной тоске.
Холодная трубка в холодной руке.

И рад бы стараться, да нечем помочь, -
Уж больно долга петербургская ночь.

 

  Всего на деревянных четках 35 звеньев, включая основное.Образают на себя внимание шести-цветные золоченые символы, подчеркнутые снизу, какой-то значимый символ; вообще, слова сии напоминают сухую крымскую растительность, разнообразную но выжженную, она никак не орошена живой водою смысла,  тем более для непосвященного вроде меня, человека. Хочется чем-то побрызгать на эти листы, чем-то, помимо света. Не арабист я, нет. Здесь, кстати, официальный украинский сайт музея. 

1. Дабы немного оживить ресурс, автор решил выкладывать сюда немного, одну-две (не обязательно только свои) фотографии, связанные с излюбленной им тематикой античности, и греков в восточном крыму, в частности. Поскольку он бывал в славном городе Севастополе в 2004 и 2005 г.г., где был достаточно дружен с простою фототехникой, ему это не составит особенного труда. (Фотографии сделанные не автором ресурса, оговариваются, их источник или автор, если есть, указывается.)

1. У входа в пещерный город Чуфут-Кале есть одна проходная пещерка, - налево вверх по ступенькам. Оттуда, из нее, я смотрю на пиры крымской растительности и понимаю, что Платонова пещера не тут.

2. У входа в пещерный город Чуфут-Кале. Туда, внутрь, нам не надо. Мы с женой двинемся не внутрь, а прямо, то есть по траверсу. Взамен народных толп, влекомых к центру пещерного города, хочется думать о границах и форме этих границ.

3. Под древним городом Чуфут-Кале есть пещерная ниша, войдя в которую и поглядев верх, можно увидеть отверстие, в которое, судя по всему, сливались многочисленные отходы канализации. Над этим местом был,  и есть, дом, усадьба, где жил и подвизался некто Файбисович, собиратель древних караимских рукописей и первый музейщик города. Говорят, впоследствии он переселился в Париж и стал работать в Лувре. Как видно, снизу и сливной люк оказывается окном в большую науку.

4. С плато Чуфут-Кале (500 м)открывается вид на долину, где-то там должен быть центральный крымский г. хребет во главе с г.Чатыр-Даг (1500м). Хорошо, что нам хоть что-то еще при-открыва-ется! Хочется смотреть во-первых, а во-вторых - трогать, вдыхать, нюхать, растирая между пальцев сухие травянистые запахи. Первое - легко, - смотрите и вы, все видно и сейчас. Второе - бывает однажды.

5. Вид с горы Чуфут-Кале на соседнюю г.Тепе-Кермен (500м). Те же норы, пещеры, многовековые выдолбы, - убежище византийских монахов-иконопочитателей. Однако, и горы, эти вековые каменистые громады, бывают почти правильной формы!

 

Hosted by uCoz